Линия огня проходит через наши кухни: выставка стрит-арта Casus Pacis

28 июня 2014, 23:57
Версия для печати Версия для печати

28 июня наряду с основной программой европейской биеннале современного искусства Манифеста 10 начала свою работу и параллельная программа. Часть проектов сконцентрирована в помещениях Кадетского корпуса на Васильевском острове, остальные разбросаны по всему городу. Один из самых интересных пунктов параллельной Манифесты – выставку стрит-арта Casus Pacis («Повод к миру») – обрести будет так же нелегко, как и сам мир.

Судьба настоящих ценителей искусства зачастую незавидна. Вот и сейчас – для того, чтобы оценить плоды совместного поиска ответа на вопросы войны и мира самых ярких русских, украинских и европейских художников-граффитистов, желающим придется отправиться в не самые романтичные петербургские даленя – на излет шоссе Революции. Здесь, на незанятых площадках завода слоистых пластиков (действующего!), обрел пристанище городской музей стрит-арта, на стенах которого и разместились художественные высказывания по теме.

Список участников выставки велик – в нем около шестидесяти имен художников из России, Украины, Польши, Германии, Франции, Испании. Организаторы Casus Pacis идут по тонкому льду: участники из Севастополя и Ялты помечены крымчанами, а не россиянами или украинцами. И, к сожалению, этот повод к миру вряд ли прошел бы, вздумай проект обосноваться на украинской территории: можно только представить себе реакцию майдана на подобный афишный «сепаратизм».

Не все спокойно и за кулисами самой выставки: один из кураторов и проекта, и самого музея стрит-арта, Михаил Астахов огорошил прибывших на пресс-просмотр журналистов сообщением о том, что не все участники из Крыма и Украины готовы общаться с прессой:

- Все художники чувствуют войну на уровне СМИ, когда за этим начинают стоять реальные жизни и смерти, и все это происходит не в Сомали. За информацией начинает идти кровь. Для украинских художников нелегко просто придти и пообщаться с российскими СМИ. Но отношение меняется... И Россия, и Украина являются объектами совершенно чужих интересов. Когда мы начинает думать, почему Россия, которая имеет двухтысячекилометровую границу с Украиной, вовлечена в этот конфликт – это понятно. Но почему США, которые находятся за семь тысяч километров от Украины, заинтересованы в этом – для меня этот вопрос висит в воздухе. Сегодня понятие гражданской войны перестало быть метафорой: линия огня всегда проходит посередине наших кухонь.

А начиналось все безоблачно еще год назад: Михаил Астахов задумал экспозицию, посвященную столетию Первой мировой войны, которая охватила бы три города – Кронштадт, Петербург и Москву. Но ввиду разных причин Москва отпала, тематику выставки изменила сама жизнь (а также еще один куратор Анна Нистратова), а Кронштадт стал «передовой» – именно здесь участники Casus Pacis первым делом создали отдельное пространство выставки, расписав развалины бывших складских помещений.

Знатоки стрит-арта останутся в восторге. Еще бы! Свои работы на выставке представили такие именитые художники, как, например, Тимофей Радя (его «письмо» огнем является, без преувеличения, новым словом в искусстве граффити), европейские гранды стрит-арта – испанец Escif и француз Жюльен Мело (Seth), Исаак Кордэл со своими знаменитыми скульптурами-миниатюрными человечками тоже здесь. А вот москвич Дима Ребус, известный своей политической акварелью, впервые пробует свои силы на уличных просторах. Михаил Астахов привел чье-то определение творчества художника как несущей мир нейтронной бомбы, которая заставляет видеть мир по-новому и менять свое поведение. «Вот и мы заставляли станковых художников переходить к уличным размерам», – поделился куратор.

Анна Нистратова, известный арт-специалист из Москвы, отвечала за селекцию участников. Именно ей принадлежит идея вынести на передний план происходящее на Украине:

- Наряду с темой Михаила о Первой мировой я предложила сделать выставку русских и украинских художников – у них очень разные пути развития и было бы интересно показать их рядом. С течением времени наши две темы слились в одну, и для нас это очень болезненно. В итоге мы теперь стоим, как Джон Леннон, и говорим: Imagine... Мир улицы неоднороден. Когда говорят: «он – уличный художник», слово «художник» здесь факультативное, потому что, в принципе, 90 процентов этих людей – гопота. Художник – человек, способный сформировать художественное высказывание. И мы собрали именно таких художников и поставили их в необычные условия. На выставке довольно страшные произведения, мы не ставили перед собой задачу развлечь. Война происходит не только между Россией и Украиной, но и внутри общества. У нас всегда была проблема коммуникации, это самое тяжелое наследие, которое мы получили от Советского Союза. Инаковость всегда порицалась и подвергалась обструкции. Людям говорят: «Вы не такие, вы не нужны». Так нельзя – у нас растут дети и хотелось бы, чтобы они могли говорить с любыми людьми на любые темы – без кулаков, драк. И чтобы наша коммуникация с физическими соседями проходила на каком-то другом уровне. В нашей выставке участвуют несколько пар художников, которые имеют конфликт друг с другом, которые презирают и друг друга, и сам стрит-арт, но никто еще пока не подрался.

Выставка Casus Pacis будет проходить с 29 июня по 15 сентября по пятницам, субботам и вокресеньям с 12 до 22 часов. Адрес Завода слоистых пластиков: шоссе Революции, 84, вход с Индустриального проспекта (одноименная остановка общественного транспорта находится в ста метрах от входа на выставку). Надевайте спортивную обувь, в ней гораздо легче перемещаться по гравию и скрывающимся в нем камням. С 26 июня также открыта постоянная экспозиция в Кронштадте, на улице Комсомола, 11.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 3 — 5 мая: личный взгляд на Родченко, «Женщины Есенина» на сцене Михайловского и цветение сакуры

В выходные после двухдневной рабочей недели можно дать себе еще один шанс отдохнуть, если не получилось на первых майских. В город, как по заказу, приезжают сразу несколько московских проектов, в Ботаническом саду в разгаре сезон цветения, а в кинотеатрах идут картины о лабиринтах памяти.

Статьи

>