Кинотеатр не место для рекламы

20 июня 2014, 19:24
Версия для печати Версия для печати

В Госдуму внесен проект поправки в закон «О рекламе», которая по сути запрещает показ рекламы в кинотеатрах. Автор идеи — сенатор Совет Федерации от Тамбовской области и единоросс Евгений Тарло, которым движут «цели обеспечения защиты прав потребителей». Он почерпнул свою идею «из личного опыта», видимо, сходив в кино. В кинотеатрах отнеслись к планам сенатора с недоумением, но обещают, что цены на билеты не вырастут. Глава «Ленфильма» Эдуард Пичугин намерен писать в Госдуму и министру культуры Владимиру Мединскому.

В Госдуму внесен проект поправки в закон «О рекламе», которым предлагается запретить демонстрацию рекламы перед показом фильмов в кинотеатрах. В статью 17 закона, которая запрещает прерывать фильм на рекламу, а также подверстывать рекламу к фильму в виде бегущей строки или другим способом, предлагается внести еще один пункт.

«При кино- и видеообслуживании не допускается демонстрация рекламы, осуществляемая после времени начала кино- и видеосеанса, указанного лицом, осуществляющим кино- и видеообслуживание, в том числе рекламы кино- и видеообслуживания, осуществляемого этим же лицом» — так звучит поправка. В переводе на русский это означает запрет на показ рекламы после начала сеанса, указанного в афише или билете. Как известно, вместо фильма зрителям принято сначала показывать трейлеры и рекламу товаров и услуг.

Автор законопроекта — сенатор Совета Федерации от Тамбовской области и единоросс Евгений Тарло. «Фонтанка» попыталась выяснить, что подвигло его на такое законотворчество, но сенатор передал через помощницу, что 20 июня не может пообщаться. Как пояснил «Фонтанке» автор текста законопроекта, вице-президент Фонда развития права Дмитрий Кравченко (главой фонда является Евгений Тарло), сенатор почерпнул эту идею «из личного опыта, личного общения».

«Насколько мне известно, никаких обращений к нему на эту тему не поступало. Сенаторы тоже люди, что-то знают и что-то слышат. Но гораздо важнее то, что показ рекламы в начале сеансов уже стал общепринятой практикой, которая негативно сказывается на потребителях, так как кинотеатры злоупотребляют своим правом», — считает Дмитрий Кравченко.

Как говорится в пояснительной записке, прокрутка рекламы вместо начала фильма — «фактический обман потребителя, поскольку услуга — кинопоказ — в заявленное время не начинает представляться». Вместо этого кинотеатрам предлагается крутить рекламу до начала сеансов, то есть когда по сути в зале почти никого нет, или после фильма, а значит — после титров, в начале которых 99% зрителей уходят.

Как сообщил «Фонтанке» гендиректор Ленфильма и основатель киносетей «Кронверк синема» и «Кино сити» Эдуард Пичугин, поправка «крайне вредная не только для кинотеатров, но и для всей киноиндустрии». «Во-первых, в отличие от Запада, кинопроизводство в России 20 лет было в разрушенном состоянии, и до сих пор нет участия государства в этой отрасли. Во-вторых, рынок рекламы и так весьма небольшой — в стране 1400 кинотеатров. На фоне отсутствия роста киноиндустрии и с учетом этих обстоятельств любое дополнительное ограничение только замедлит развитие кинопроизводства и тем более — рынка рекламы», — считает Пичугин.

Доля доходов от рекламы в кинотеатрах России составляет 8-10%, говорит он. Это очень маленький показатель в сравнении с развитыми странами, поэтому запрет на рекламу на стоимости билетов никак не отразится. «В рекламе чаще показывают трейлеры, чем демонстрируют продукты и услуги. Не говоря уже о том, что реклама товаров и услуг практикуется только в кинотеатрах Москвы и Петербурга, в других городах ее практически нет. По большому счету, поправка может отразиться только на правах зрителя узнать побольше о тех фильмах, которые он хотел бы посетить в будущем. Большинство зрителей — постоянные клиенты, так что для них это несет только пользу. Так что неясно, кто выиграет от нововведения. Очевидно, что вреда больше, чем пользы», — говорит Пичугин.

В заключение глава «Ленфильма» выразил намерение обратиться в комитет по культуре Госдумы, а также к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой не принимать подобных ограничений.

В некоторых кинотеатрах восприняли предложение Евгения Тарло с недоумением. Как сообщил «Фонтанке» руководитель кинопроектов сети «Люксор» Артем Саргсян, сенатор, возможно, не знает, что у каждой картины есть трейлеры, подшитые дистрибьюторской компанией, и вырезать их невозможно. Кинотеатры показывают, например, пять рекламных роликов дистрибьютора и два своих рекламных ролика, которых всегда меньше, чем трейлеров. Тем более что, если зрителям и может не понравиться реклама, смотреть трейлеры они любят, убежден Саргсян.

«С точки зрения бизнеса реклама перед показом фильма — серьезный инструмент для развития кинотеатров, одна из самых дорогостоящих рекламных площадей, и самый мощный вид рекламы по степени воздействия на человека. Причем коммерческую рекламу заказывают крупные сотовые сети, автоконцерны, а не производители стирального порошков. Это помогает кинотеатрам улучшать качество картинки, усовершенствовать звук, улучшать удобство кресел, в конце концов. Поэтому если рекламу запретят, это скажется в конечном счете на зрителях», — рассказал Артем Саргсян.

Вряд ли поправка скажется на стоимости билетов, считает он. Образование цен зависит от стоимости, установленной прокатчиком, процента кинотеатра, в который, в свою очередь, заложены расходы на зарплату сотрудников и множество других текущих вопросов. Поэтому, скорее, поправка отразится на внутренней работе кинотеатров.

«Условно говоря, заказ полиграфии, всевозможные акции, которых огромное количество, скидки, льготы — на всем том, что мы делаем для привлечения аудитории. Мы пока не считали, как эти изменения могут ударить по нашим расходам-доходам, но вряд ли последствия будут мрачными. Паника слегка преувеличена. Посмотрим еще, как рассмотрят поправку. По существу вопроса — мы готовы сделать все, чтобы людям было комфортнее. Но рубить с плеча я бы не стал. Зачем запрещать рекламу, если можно установить ограничение на ее показ? Сенатор — очень восприимчивый к рекламе человек» — говорит Саргсян.

Впрочем, насчет стоимости билетов есть и другие мнения. «Я считаю, это беспредел, — считает линейный продюсер кинокомпании «Патриот продакшнс» Павел Лилиенфелд. — Реклама — это двигатель экономики, если не будет рекламы, не будет правильно работающей экономики. Потребителю необходимо получать информацию о продуктах. Последствия, — наверное, вырастет стоимость билетов».

В петербургском кинотеатре «Родина» сообщили «Фонтанке», что несмотря ни на какие поправки изначально всегда были против рекламы во время сеансов. «Поэтому с каждой компанией-прокатчиком у нас есть договор, в котором прописан запрет на рекламу. Рекламы у нас нет и не будет», — сказали там.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>