Она могла жить в роскоши и праздности, но предпочитала — в труде

12 декабря 2012, 00:30
Версия для печати Версия для печати

Вчера на 87-м году жизни умерла выдающаяся оперная певица, вдова Мстислава Ростроповича Галина Вишневская. Она уехала из страны, потому что они с мужем поддерживали опального писателя Александра Солженицына и подвергались преследованиям. Несколько десятилетий Вишневская провела за границей, пела на всех языках, на которых написаны оперные либретто, но при первой же возможности вернулась на Родину.

Именно здесь она продолжала работать. Снималась в кино. Воспитывала учеников — в созданном ею Центре оперного пения в Москве. Однако детство ее связано с Кронштадтом, а юность — военная юность — с Петербургом. Специально для «Фонтанки» Галину Вишневскую — Актрису и Человека - вспоминают петербуржцы, которые были знакомы с ней лично, вместе работали, ходил в гости, etc. 

Ирина Тайманова, режиссер, профессор Санкт-Петербургской консерватории:

- Есть женщины, которые определяют нутро России. Галина Вишневская могла одинаково хорошо ощущать себя простой русской бабой, мыть полы, надев на себя чувяки, и быть королевой достойной в любом дворце. Она была из тех, кто коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. Дочь секретаря райкома Кронштадта и бросившей ее матери цыганки, она выбилась в люди сама, без всякой помощи. И могла быть от служанки до дворянки, от сильной Катерины Измайловой до нежной Наташи Ростовой. От горестной Полины у Достоевской до блистательной шекспировской Катарины. На сцене и на экране ей удавалось все.

Галка из Кронштадта, работавшая какое-то время официанткой в Доме офицеров, чтобы выжить. Она мне как-то сказала: «Хотела стать и стала!» Сумела стать лучшей названной в мире Татьяной, смогла из коммуналки, где она жила еще в 37 лет, выбраться в шикарные поместья, а главное - стать королевой искусства.

Она могла бы все время жить на Западе безбедно, без всяких сложностей и преодолений, но она хотела жить только в России, работать только в России. Хотела создать свой Центр оперного пения Галины Вишневской в Москве (этой осенью ее центру исполнилось 10 лет, и я сделала об этом фильм, а всего у меня с Вишневской девять фильмов). Она много сделала, чтобы в Петербурге создать школу имени Мстислава Ростроповича. Она человек, который все время хотел действовать и жить.

Об ее характере ходили легенды. Эта женщина была способна на самые резкие и неожиданные поступки, но умела любить самозабвенно, и, я думаю, что она ушла, потому что не смогла жить без Ростроповича. Тем не менее, все пять лет, что Ростроповича не было, она продолжала работать в Центре оперного пения Вишневской, продолжала сниматься у Александра Сокурова, сыграла на сцене МХТ Екатерину Великую, она была великой женщиной с простым сильным, гордым, но весьма не балованным характером. Она могла жить в роскоши и праздности, но предпочитала жить в труде. Я думаю, что мы потеряли уникальную личность. Последние годы мы теряли уникальных мужчин, на которых можно было опираться - таких как Ростропович, Ельцин, Ульянов, Лавров, Саутов. Теперь мы потеряли уникальнейшую женщину. Я думаю, что она надолго останется в памяти не просто ее друзей и родных, но и народа.  Ей надо поклониться, она красавица, умница, сильная, гордая и неповторимая. Похожих нет.

Александр Белинский, режиссер и сценарист, народный артист России:

- Я встретился с Галиной Павловной, а потом стал для нее Шурой, а она для меня - Галей. И я очень дорожу этим… Я поспешил в Париж, как только узнал, что Вишневская возвращается на Родину, и предложить сняться в фильме «Королева чардаша», но она категорически отказалась. Галина Павловна сказала: «Напишите для меня сценарий по русской классике, вы же ее так любите!» И я написал, буквально за месяц, сценарий «Провинциальный бенефис» по пьесам Островского «Таланты и поклонники», «Лес» и другим. Был снят фильм, где она играла певицу Кручинину из «Без вины виноватых». Играла в блестящем окружении Владислава Стржельчика, Вячеслава Тихонова, Владимира Самойлова, Валентина Смирнитского, Светланы Немоляевой и других мастеров. Все съемки с ней я вспоминаю, как большой, радостный праздник. Более дисциплинированного человека, более мужественного на самых трудных съемках я в своей жизни не встречал. Я лично считаю нашу встречу одним из самых счастливых моментов своей жизни.

Я был очень рад возможности написать предисловие к новому изданию ее книги «Галина». Книга уникальная – она нужна всем, а не только людям искусства, не только оперным артистам, ведь она - о становлении и жизненном пути замечательной личности. Эту книгу надо переиздавать и читать.

Николай Якимчук, поэт, драматург, режиссер, учредитель Царскосельской премии:

- Среди великого множества наград и званий, которыми увенчана Галина Павловна, есть и наша, петербургская – лауреат «Царскосельской премии» 2000 года. Великая певица и актриса, она волновалась, собираясь в Петербург, в Царскосельский лицей, на церемонию вручения художественной премии за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства. Мы разговаривали по телефону, и она спрашивала: «У вас все действительно так демократично, или мне надо надевать свои бриллианты?» Я говорил: «У нас все свободно, по-пушкински. Ведь Пушкин нас всех одаривает свободой». Она радовалась: «Очень хорошо, тогда я не буду особо соблюдать этикет». Такая вот деталь… Она, женщина сильная, властная, в этой ситуации действительно волновалась, если так будет позволено сказать, как лицеистка. Мы, кстати, и называем наших лауреатов «поздние лицеисты».

Царскосельскую премию ведь еще и Мстислав Ростропович получил, но в другой раз. Так что Галина Павловна дважды приезжала в Лицей. А вручал ей премию не кто иной, как Александр Сокуров. Когда несколько лет спустя Александр Николаевич снял фильм «Александра» с Вишневской в главной роли, то я подумал, что, возможно, та встреча в Пушкине каким-то образом переросла в будущее творческое сотрудничество.

Михаил Садчиков, «Фонтанка.ру»

Прощание с Галиной Вишневской состоится 13 декабря в Москве, в созданном ею Центре оперного пения на Остоженке, 25. Отпевание пройдет 14 декабря в храме Христа Спасителя.

 

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>