В Царское Село вернулись веера

18 июня 2014, 15:22
Версия для печати Версия для печати

18 июня, в музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Возвращение веера». В нескольких залах Зубовского флигеля Екатерининского дворца расположились 100 экспонатов, половина из которых была воссоздана практически с нуля.

Выставка получилась воздушной и легкой, чему способствовали дизайнеры: Юрий Капелюш, Юрий Сучков, Яна Глушанок. Предваряет выставку небольшая комната с портретом Елизаветы Петровны с веером в руках, а в одном из стендов можно найти три веера 1740-80-х годов, предположительно английского, голландского и французского производства. «В нашей коллекции есть 12 исторических вееров, три из которых вы можете увидеть на стенде – это одни из самых старых вееров в нашей коллекции. Мы собираемся провести несколько исследований и хотим узнать, кому же они принадлежали, потому что есть догадки, что в свое время их использовала сама Екатерина II», – говорит Лариса Бардовская, заместитель директора музея-заповедника «Царское Село». Занятно, что в это же время из окон Зубовского флигеля можно было наблюдать за съемочным процессом фильма «Екатерина Великая», в котором роль Екатерины II исполняет Юлия Снигирь.

На выставке можно узнать историю происхождения веера, проследить его эволюцию, а также ознакомиться с разновидностями модного женского аксессуара XVIII века. «К сожалению, современные женщины почти не используют веер в повседневной жизни, а жаль, это ведь так красиво!», – добавляет Лариса Бардовская.

По словам хранителя бытовой коллекции музея-заповедника «Царское село» Елены Калугиной язык веера в России не прижился: «Да, конечно, многие женщины использовали несколько жестов, например, дама, приложившая веер к губам выражала свою симпатию мужчине, но язык веера не получил в России такое широкое распространение, как, например, во Франции».

Одним из самых заметных экспонатов музея-заповедника «Царское село» стал роскошный веер с изображением театральных персонажей – ему посвящен целый зал. «Увы, в нашей коллекции нет театральных вееров, но этот веер очень интересный. В начале XX века веер органично вошел в мир театра, а художники мира искусства заново открыли этот предмет и в своих живописных композициях часто использовали его для изображения сцен XVIII века», – говорит Елена Калугина. Кстати, самые дорогие веера создавались как раз для выхода в свет – на бал, в театр, на царские приемы. В основном их украшали перьями, которые привозили со всего мира, а основу делали из золота, серебра, слоновой кости. К каждому вееру прилагается специальная коробочка, чтобы его можно было удобнее перевозить.

На последнем стенде представлено несколько вееров, которые нуждаются в реставрации – по словам сотрудников музея, работа это очень сложная, которая может длится от нескольких дней до нескольких месяцев.

Текст и фото Михаила Садчикова-младшего

 

37 000 поражающих элементов и раскуроченный холст: как в Русском музее восстанавливали работы из Таганрога

В Мраморном дворце открылась выставка живописи, графики и одной скульптуры из Таганрогского художественного музея «Спасённые шедевры. Русский музей — Таганрогу». Петербургские реставраторы трудились восемь месяцев после ракетной атаки по южному городу 28 июля 2023 года.

Статьи

>