В Царское Село вернулись веера
18 июня, в музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Возвращение веера». В нескольких залах Зубовского флигеля Екатерининского дворца расположились 100 экспонатов, половина из которых была воссоздана практически с нуля.
Выставка получилась воздушной и легкой, чему способствовали дизайнеры: Юрий Капелюш, Юрий Сучков, Яна Глушанок. Предваряет выставку небольшая комната с портретом Елизаветы Петровны с веером в руках, а в одном из стендов можно найти три веера 1740-80-х годов, предположительно английского, голландского и французского производства. «В нашей коллекции есть 12 исторических вееров, три из которых вы можете увидеть на стенде – это одни из самых старых вееров в нашей коллекции. Мы собираемся провести несколько исследований и хотим узнать, кому же они принадлежали, потому что есть догадки, что в свое время их использовала сама Екатерина II», – говорит Лариса Бардовская, заместитель директора музея-заповедника «Царское Село». Занятно, что в это же время из окон Зубовского флигеля можно было наблюдать за съемочным процессом фильма «Екатерина Великая», в котором роль Екатерины II исполняет Юлия Снигирь.
На выставке можно узнать историю происхождения веера, проследить его эволюцию, а также ознакомиться с разновидностями модного женского аксессуара XVIII века. «К сожалению, современные женщины почти не используют веер в повседневной жизни, а жаль, это ведь так красиво!», – добавляет Лариса Бардовская.
По словам хранителя бытовой коллекции музея-заповедника «Царское село» Елены Калугиной язык веера в России не прижился: «Да, конечно, многие женщины использовали несколько жестов, например, дама, приложившая веер к губам выражала свою симпатию мужчине, но язык веера не получил в России такое широкое распространение, как, например, во Франции».
Одним из самых заметных экспонатов музея-заповедника «Царское село» стал роскошный веер с изображением театральных персонажей – ему посвящен целый зал. «Увы, в нашей коллекции нет театральных вееров, но этот веер очень интересный. В начале XX века веер органично вошел в мир театра, а художники мира искусства заново открыли этот предмет и в своих живописных композициях часто использовали его для изображения сцен XVIII века», – говорит Елена Калугина. Кстати, самые дорогие веера создавались как раз для выхода в свет – на бал, в театр, на царские приемы. В основном их украшали перьями, которые привозили со всего мира, а основу делали из золота, серебра, слоновой кости. К каждому вееру прилагается специальная коробочка, чтобы его можно было удобнее перевозить.
На последнем стенде представлено несколько вееров, которые нуждаются в реставрации – по словам сотрудников музея, работа это очень сложная, которая может длится от нескольких дней до нескольких месяцев.
Текст и фото Михаила Садчикова-младшего
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления