Кончаловский в Петербурге рассказал о своем фильме «Битва за Украину» и поделился новостями о здоровье дочери

19 июня 2014, 12:36
Версия для печати Версия для печати

В петербургском ДК Ленсовета прошел творческий вечер Андрея Кончаловского. Два года назад известный режиссер уже приезжал в Большой зал Филармонии, где около полутора часов спонтанно отвечал на вопросы зрителей. Нынешняя встреча тоже оказалась импровизацией, но хорошо подготовленной.

Вечер в ДК Ленсовета кардинально отличался от вечера в Филармонии, хотя, когда Кончаловский вышел на сцену, то сразу же сказал, что особо не готовился к нынешней встрече: «Если я буду готовиться, то начну что-то забывать, вспоминать, путаться». Режиссер «Дворянского гнезда» слегка лукавил, потому что многие зрители приобрели красивую программку вечера, в которой можно было прочесть, что «Жизнь и отражение» (таково название встречи) будет поделена на несколько глав: 1. Творчество (кино советского периода; кино голливудского периода; кино новой России); 2. Жизнь – театр vs опера.

Фактически, нынешняя творческая встреча была лекцией об искусстве, надо сказать, весьма и весьма интересной, на которой Кончаловский рассказывал о своем кино, затем говорил о театре, а после мэтр пытался сравнить два вида этого искусства (благо, и там и там он преуспел). По мнению Кончаловского одно из важнейших отличий между этими двумя видами искусства состоит в том, что кино не дает полной картины происходящего – режиссер заранее представляет вам последовательность картинок, и вы чувствуете то, что видите, в то время как театр дает ощущение, что вы – участник действия, хотя вы при этом смотрите на сцену. «Когда идет спектакль, то вы можете выбирать, куда смотреть: на мои носки, в потолок, на декорации. Если на сцене 15 человек, то вы сами выбираете себе объект внимания. Та свобода, которую дает театр, в кино невозможна», – сказал Кончаловский.

Андрей Сергеевич также посетовал на то, что современные режиссеры почти не занимаются физическим театром, тогда как на сцене очень важно движение. В подтверждение своих слов он стал демонстрировать нервное движение (при этом забавно прохаживался по сцене), расслабленное (в этот момент режиссер прилег на сцену), нормальное напряжение (обычная поза человека), нелогичное напряжение (последовала пробежка). «Все эти действия – культура актера, которую на экране практически невозможно разглядеть, поэтому в кино артисту не обязательно обладать этой техникой. Если на сцену вывести Тома Круза и заставить читать Шекспира и Чехова, то через 20 минут все повалят из зала. Это не потому, что он плохой артист – он просто артист кино». А вот Александра Домогарова, который много снимается в кино, а сейчас активно занят в спектаклях Кончаловского, Андрей Сергеевич назвал «артистом божьей милостью», так как у него есть все необходимые качества универсального актера. 

После окончания первой части лекции, когда начался антракт, Андрей Кончаловский, которому, к слову, 73 года, вместо того, чтобы пойти передохнуть, попить чаю отправился в фойе, чтобы подписать книги.

Второе отделение состояло из вопросов и ответов на записки. После аварии, в которую Андрей Сергеевич попал с дочерью год назад, это единсвенный способ спросить режиссёра о чем-либо: интервью он не дает.

Он рассказал о том, что сейчас занят съемками нового фильма с рабочим названием «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», в котором участвуют непрофессиональные актеры. Фильм повествует о судьбе русской деревни, которая связана с миром с помощью реального почтальона Тряпицына. «А какую сейчас почту можно разносить – только счета да квитанции, ведь письма уже никто не пишет», – говорит Кончаловский. – Мобильная связь там ловит в одном месте – около колокола, вот и забираются они туда, чтобы позвонить или принять sms».

Автор таких известных фильмов, как «Сибириада», «Курочка ряба», голливудского «Танго и Кэш» посетовал на то, что фильм о почтальоне, скорее всего, не попадет в прокат, потому что сейчас всем интересны коммерческие проекты, а Кончаловский не хочет снимать большие картины, предпочитая работать «в стол». Вспомнил он и о фильме «Щелкунчик», который провалился в мировом прокате: «Я возлагал на этот проект огромные надежды, но они не осуществились. Я думал, что делаю коммерческое кино, а я его делать в принципе не очень умею, поэтому сейчас хочу снимать кино для себя».

Андрей Сергеевич также коснулся и важных политических тем, правда, оговорился, что его мнение в этом вопросе мало что значит. «Я сделал фильм «Битва за Украину», он есть в Интернете. То, что там происходит – это ужасно, люди друг друга убивают, но все это показывает, что Украина – не Россия, и это нужно понимать. У них другие корни, у них не было татарского ига, они были под огромным влиянием католицизма – это тоже славяне, но они устроены совсем иначе», – сказал режиссер.

Конечно же, вся Россия переживает за дочь Кончаловского, Марию, которая вместе с отцом несколько месяцев назад попала в аварию и сейчас находится в больнице. За те три часа, пока длился творческий вечер, Андрей Сергеевич несколько раз говорил о счастье, семье, здоровье. Например, сказал: «Я иногда спрашиваю у людей: «Как дела?» – и слышу в ответ: «Плохо, зуб болит». И задумываюсь: а как же тогда человеку, у которого из носа торчат трубки, ему – как?»

Правда, в конце вечера Андрей Сергеевич все же сказал несколько слов о дочке, подчеркнув, что восстановление здоровья Маши – «трудоемкий процесс», который займет большое количество времени. «Я иду в темноте с фонариком», – добавил Кончаловский.

Текст и фото Михаила Садчикова-младшего


 

Попинуха, чужонбол и Великий бал полнолуния. Самое интересное на «Ночи музеев»

У «Ночи музеев», которая пройдет 18 мая, — в 2024 году 130 участников, 12 из них — новые, и это не только музеи: на вечерние программы распахивают двери два десятка библиотек. Чтобы горожане могли объехать как можно больше площадок, по городу будут ходить автобусы «Ночи музеев» (как всегда, с общим «кольцом» на Исаакиевской площади). Но насчет того, куда вы идете, нужно определиться заранее и зарегистрироваться на площадку. И в зависимости от числа выбранных вариантов приобрести билет — на 1, 3 или 5 посещений. Ну или, если вы уверены, что хотите большего, два билета: 5+1 или даже 5+3. «Фонтанка» изучила программу (0+).

Статьи

>