Человечный цирк под музыку «Серебряной свадьбы»
Упсала-цирк, единственный в мире цирк хулиганов, этим летом открыл «Упсала-парк». Каждую субботу под открытым небом на зеленых лужайках парка «Полюстрово» (по адресу Свердловская набережная, 44) происходят самые разные события – от мастер-классов по анимации до Цветного карнавала. Но эти выходные стали особенными – состоялась премьера спектакля «Приехали!»
Если раньше все спектакли Упсала-цирк играл в шатре, то на этот раз актеры вышли на улицу и захватили все площадки, доступные глазу: действие идет не только в двух шапито и полянах, но даже на крыше бизнес-центра «Лето» и на пруду. Событие для Петербурга, где уличных спектаклей почти нет, а «спектакли-бродилки» еще только входят в моду – исключительное.
Проводником в мир спектакля для зрителей стал кабаре-бэнд «Серебряная свадьба». Специально для этого спектакля они написали музыку, хотя обычно «Серебряная свадьба» привозит исключительно свои концерты и спектакли. Прямо на входе в Упсала-парк Светлана Бень, создательница группы и певица, рассказывает историю об одном мальчике, который очень хотел быть цирковым артистом.
А за красной лентой, которая перекрывает ход в парк, в это время уже вовсю идет жизнь. Люди с выбеленными лицами пьют чай, ставят печати, барахтаются в мыльной пене – действия обитателей городка, в котором живет наш герой, повторяется и повторяется, как припев.
У каждого из актеров «Театра имени которого нельзя называть», исполняющих горожан, – свой персонаж. Вот бургомистр в ночном колпаке, вот охранник в черных очках, вот беременная женщина с детьми (младшая группа Упсала-цирка), вот женщина в венке из искусственных цветов с хлебом-солью – все ждут цирк. Главного героя – того самого мальчика, который ждет цирк больше всех, играет Касьян Рывкин из театральной компании Семьянюки. Весь в белом, с желтыми волосами, похожий на беззащитного цыпленка, он суетливо ожидает исполнения своей мечты. Периодически он задает человеку на крыше заветный вопрос: едут?
Не едут, не едут, не едут, напряжение растет и разрывается криком вдруг наступившего счастья: «Приехали!»
Жители города устраивают такой переполох, что смешиваются с толпой зрителей и превращают их в участников спектакля: красная лента исчезает и теперь уже все вместе приветствуют вновь прибывший цирк. Именно они будут координировать движение толпы из нескольких сотен людей, направляя ее к нужной площадке.
Торжественно чеканя шаг, труппа в черных трико с золотыми лентами (старшая группа «Упсала-цирка» и школа жонглеров «ОГО!») входит в город во главе с Директором, его Секретарем в черной форме с эполетами и старым мотоциклом с коляской, следующим за ними. Шествие замыкает Певица в красном с горящими золотом звездами на голове. Тараном разрезая толпу, труппа проходит к столу и устраивает пресс-конференцию. И тут начинает чувствоваться: странный этот заезжий цирк. Всегда навытяжку, очень серьезно, без улыбки двигаются артисты, их номера построены на симметрии. Прыжковая акробатика, жонглирование, живые скульптуры – все это слишком напоминает армейские парады.
И действительно, Директор цирка в исполнении Дмитрия Казенаса оказывается маленьким диктатором, которого страшно раздражает все, что портит установленный им порядок. Его чуть ли не до сердечного приступа доводит Мальчик, который постоянно встревает в номера: то он неуклюже пытается показывать фокусы с шариком, который прячет в маленький чехол от укулеле, а потом как бы надувает этот чехол до огромного размера, и из него вываливается целую бурю маленьких шариков. То показывает теневой театр. То разрушает стену из картонных кубов с рекламой цирка. То долго играет с нарисованными птицей и воздушным шаром над шлейфом Певицы, на котором установлен целый город, под хит «Серебряной свадьбы» «Идти – то же самое, что и лететь».
Цель Директора – стать лучшим, воспитать сверхчеловека, и он реализовывает амбиции с помощью своей труппы. Неслучайно в номере, где артисты выстраивают гимнастические пирамиды, балансируя друг на друге, он заставляет их надолго замереть и фотографируется на их фоне. Однако бывает, подчиненные выходят из-под его контроля. Например, Секретарь, потеряв свои очки, совершенно путает верх и низ, теряет документы, печатает на машинке и пытается найти нужную бумагу, стоя на руках, чем вызывает недовольство Директора (исполняет этот номер приглашенная из Финляндии артистка Кристина Янхонен в жанре комического эквилибра – редчайшего в цирковом искусстве, которым во всем мире владеют человек пять).
У Мальчика же цель совсем другая – придумать небывалое, то, что удивит, поразит, а главное – принесет людям радость. Пусть получается у него неуклюже, но он умеет заразительно играть. Самая эффектная его выдумка – огромное устройство из двух двигателей, откуда идет сизый дым и которое надевается на спину как рюкзак. Он влетает с ним на поляну под песню «Серебряной свадьбы», чем вызывает панику. Директор кричит: лови его! – и вот уже все, в том числе зрители, преследуют Мальчика, обступая его со всех сторон. Ему некуда бежать, и остается только нырнуть в воду и добраться до плавучей сцены – пантона. Он один, берег, кажется, заполнен врагами…
Но тут Певица в пышной юбке бросается в лодку и плывет к Мальчику, а за ней – вся труппа, настоящие хулиганы в спасательных жилетах, ныряют в воду и тоже плывут, взбунтовавшись против армейской муштры. Начавшаяся, было, травля, меняет свое качество. А зрители подходят ближе к воде, чтобы лучше рассмотреть происходящее на пантоне, и кажется, сами готовы нырнуть, несмотря на холод – так вдохновляет всеобщее спонтанное, освободительное купание. И то неуклюжее, смешное и живое, что сменяет строгое, серьезное и амбициозное.
Спектакль «Приехали!» кажется манифестом создателя и художественного руководителя «Упсала-цирка» Ларисы Афанасьевой, которая не приемлет, когда взрослые пытаются удовлетворить свои амбиции за счет детей. Ее цель – вырастить самостоятельного человека, личность, умеющую сочинять. Есть в идее спектакля и другой уровень, на котором раскрывается тот же конфликт: конфликт старого и нового цирка, точнее, их целей. Советский цирк хотел рассказывать о преодолении человеком собственных границ, демонстрировать новейшие небывалые достижения, а новый говорит о переживаниях, чувствах, всем том, что делает нас живыми. А совершенство исполнения трюка в нем не так уж и важно.
Софья Козич, для «Фонтанки.ру»
Куда пойти 4 — 6 октября: клёны в Ботаническом, день Битлов в «Севкабель Порту» и рисунки в Михайловском замке
Новости
- 04 октября 2024 - В Петропавловской крепости увековечили одного из основоположников советской космонавтики Бориса Раушенбаха
- 01 октября 2024 - «Ужасный» портрет в гостиной итальянского старьевщика оказался работой Пикассо
- 29 сентября 2024 - В Петербурге скончался профессор Консерватории Аркадий Климовицкий
- 29 сентября 2024 - На «Арсенале» открыли постоянную площадку «Театрального проекта 27» для подростков
- 28 сентября 2024 - В Михайловском саду петербуржцам подсветили и напели «Обратную сторону дворца»
Статьи
-
02 октября 2024, 17:33Конный портрет 1856 года кисти прусского художника Франца Крюгера заказал Александр II в память об отце. Когда-то огромный портрет (размер картины — 4,55 на 2,99 метра) Николая I украшал Большой Мраморный (Николаевский) зал Зимнего дворца, но большую часть XX века провёл накатанным на вал, а имя автора вовсе забылось. «Фонтанка» побывала в хранении и пообщалась с хранителем музейных предметов первой категории фонда изобразительного искусства и авторской графики Музея политической истории России Екатериной Костиной, которая вводит заново обретенный предмет в научный оборот и продолжает его изучать.
-
30 сентября 2024, 20:55
-
30 сентября 2024, 12:48
-
28 сентября 2024, 22:19