‘ото: ‘ото из архива Ѕƒ“ им. √.ј.“овстоногова

∆ажда жизни: ѕам€ти Ћюдмилы ћакаровой

—егодн€ не стало Ћюдмилы »осифовны ћакаровой, «нашей ’анумы», актрисы из уникальной коллекции “овстоногова, народной артистки ———–, котора€ всю свою творческую жизнь посв€тила одному театру – ленинградскому, петербургскому Ѕƒ“. » хоть все ее сценические шедевры созданы в советское врем€, трудно представить себе более несоветскую актрису, более асоциальную, более театральную в самом чистом, радостном, праздничном смысле этого слова.

ћножество выдающихс€ образов, созданных разными артистами на театральной сцене в советскую эпоху, можно было бы определить фразой-заголовком одной из самых попул€рных пьес ¬иктора –озова «¬ поисках радости». ј Ћюдмила ћакарова пришла в театр уже с радостью – с открытой, неуемной, сокрушительной радостью жизни как таковой, без дополнительных определений и поводов. ≈е героини были витальны, не благодар€, а вопреки всем заботам и проблемам – хоть в √орьком, хоть в √рибоедове, хоть в „ехове. ќна словно бы самой своей актерской природой отмен€ла ту об€зательную тоску, котора€ заложена была в великих русских классических текстах, и те непременные трудности и тернии на пути к счастью, которые считались приличными геро€м советского периода. ≈е  ат€ с телеграфа в «ѕ€ти вечерах», ее ≈лена в «ћещанах», ее ћамаева в комедии «Ќа вс€кого мудреца довольно простоты» излучали такую мощную энергию, что она действовала гипнотически, сопротивл€тьс€ ей было невозможно, как невозможно сопротивл€тьс€ буйству весеннего цветени€, чарам любви, магии подлинного театра. ћакарова – это тот случай, когда ни у кого не оставалось вопросов, почему јндрей ѕрозоров – ќлег Ѕасилашвили, тонка€ душа, скрипач и почти профессор, выбирал Ќаташу: «угнетенный воспитанием» и вырвавшийс€ на свободу после смерти отца он, конечно же, не мог усто€ть перед этим искр€щимс€ взором (даже из-под стыдливо опущенных век), перед этим женским полнокровием и умопомрачительными €мочками на щеках, сочетавшимис€ с бытовой цепкостью и устойчивостью. ќпределение «пошлость» применительно к героине ћакаровой неуместно, ее практичность не имела отношени€ к мещанству как социальному €влению, она была естественна, природна.

ј что уж говорить о ’ануме в нестареющем спектакле “овстоногова 1972 года, легендарной грузинской свахе, котора€ дала фору всем прошлым и будущим свахам ќстровского, котора€ стала нашей, родной, любимой ’анумой. ¬сЄ – от знатных бровей и из€щных (как ни забавно это звучит) усиков, до роскошного бюста и бисерной, забористой речи – работало на этот цельный, колоссальный, хот€ и совершенно комичный, женский образ. ћакарова – ’анума была символом победы молодости над старостью, искренней юной любви над корыстью и похотью, отваги над трусостью. ¬ этой удивительной сказке дл€ взрослых больша€ актриса, шут€ и игра€ в поддавки с партнерами и зрител€ми, давала уроки самоиронии и владени€ ситуацией. Ёто была сама€ насто€ща€ театральна€ терапи€ – отчаиватьс€, унывать, оправдывать бездействие безысходностью положени€, познакомившись с такой ’анумой, было решительно невозможно. » это тот редкий случай, когда телевизионна€ верси€ сохранила практически полностью магическое воздействие спектакл€. ≈Є и сейчас, к счастью, можно легко найти в »нтернете. Ѕезусловно, ’анума – не сама€ мощна€ и значительна€ роль ћакаровой, но сама€ любима€, сама€ народна€, сама€ тотально жизнеутверждающа€. Ёто было то развлекательное »скусство с большой буквы, которым безупречно владел мастер “овстоногов, и секрет которого, кажетс€, сегодн€ невозвратно забыт, как секрет сушеной вишни, которого не помнит даже ‘ирс.

Ћюдмила »осифовна ћакарова прожила жизнь настолько долгую, что иногда кажетс€, что и не одну. ƒебютировала студенткой студии при Ћенинградском Ѕольшом драматическом театре – в спектакле всенародного кумира Ѕориса Ѕабочкина („апаева) – сыграла эпизодического черномазого мальчишку в его « убанцах» в 1938 году. ƒаже фотографи€ сохранила светлый взгл€д с бесконечным количеством вопросов к миру и бесконечным же интересом к нему. ¬ мае 1941 года, уже поступив в труппу, вышла замуж за самого безупречного мужчину российской сцены – ≈фима  опел€на. ¬ойна разлучила молодых супругов –  опел€н ушел добровольцем в народное ополчение, ћакарова провела войну в Ћенинграде, став актрисой “еатра Ѕалтийского флота – играла в портах, куда артистов доставл€ли на лодках, была зан€та в знаменитом спектакле «” стен Ћенинграда», который представл€ли в ƒ  ¬ыборгский. Ќаграждена медалью ««а оборону Ћенинграда». ѕосле войны супруги встретились и больше уже не расставались. «’арактерно, что ћакарова прожила всю жизнь с так называемым мыслителем – ≈фимом «ахаровичем  опел€ном, – написала ≈лена √орфункель, один из главных исследователей художественного феномена Ѕƒ“. – — первого спектакл€ « огда цветет акаци€», где они оба играли ведущих, они составили контрастную пару. ќн был немного старовер, консерватор, а она играла такую юную и немножко ветреную его оппонентку. » вот этот же расклад характеров они сохран€ли на прот€жении всей жизни».

«¬сей жизни» – это значит, до смерти  опел€на в 1975 году. ѕочти сорок лет Ћюдмила ћакарова прожила вдовой, в 2005 потер€ла еще и сына. Ќо жажды жизни, остроты ума, серьезности и живого интереса по отношению к профессии, к рол€м, к своему театру, не утратила и в годы после смерти “овстоногова, когда почти не играла ролей или, во вс€ком случае, не играла того, что имманентно ее природе. “а же √орфункель сказала о ней по случаю 90-лети€: «ћакарова умеет быть гармоничной даже в самые несчастливые периоды своей жизни. я помню, когда был юбилей Ѕƒ“, на конференции, ему посв€щенной, сидела только она одна. ƒругие актеры приходили-уходили, а Ћюдмила »осифовна выслушала все от начала и до конца».

  своему 80-летию она сыграла ѕамелу  ронки – роль в пьесе « ак пришить старушку» ƒ.ѕатрика (спектакль называлс€ «ƒорога€ ѕамела»). Ќачиналось там всЄ, как в самом насто€щем бенефисе. ёбил€рша выходила на сцену и произносила: «ј вот и €» – и зал обрушивалс€ на нее лавиной благодарных, оглушительных аплодисментов. Ёту пьесу сыграли дес€тки юбил€рш на просторах нашей необъ€тной –одины, но ћакарова создала существо уникальное – в том как эта по сути бомжиха расставл€ла скл€ночки, найденные на ближайшей помойке, как обживала полуразрушенное пространство заброшенного дома, было нечто абсолютно комфортное, женственное, уютное. Ќо вот по€вл€лись партнеры – а по сюжету бандиты, намеренные разделатьс€ с неудобным «божьим одуванчиком» – и случалось неверо€тное: голос бабули начинал звучать звонко, молодо, на мир и «этих странных мужчин» она гл€дела из-под шл€пки хитрым прищуром, иронизиру€ интонаци€ми в каждой реплике. ј уж когда начинала вправл€ть позвонок горе-преступнику, то демонстрировала буквально джигитскую хватку. ¬от эта удивительна€ способность «привлечь к себе любовь пространства», не говор€ уже о люд€х, не исчезла с возрастом, а разве что усилилась.

Ѕыла еще √иза, сыгранна€ к юбилею «инаиды Ўарко в восстановленных « ошках-мышках» ».Ёркен€ в 2009 году. ћакарова в нем не покидала своего кресла и была подчеркнуто, непривычно рассудительной и серьезной. Ќе то, чтобы радость в ней померкла – нет. ѕросто по€вилось – впервые, почти в 90 лет – стремление соблюсти приличествующие возрасту ритуалы: собрать все, что сохранила пам€ть, разложить по полочкам, приготовитьс€ к чему-то очень важному и неизбежному. Ќа фоне легкомысленной героини Ўарко мудрость √изы – ћакаровой, ее покой выгл€дели почти монументальными и крайне уместными.

¬прочем, ћакарова, как говор€т те, кто были с ней до последнего, так и не научилась истериковать, нагнетать панику, создавать другим проблемы. ќна ушла, оставив здесь, нам, свое неповторимое тепло и жажду жизни. » в эти минуты вспоминаютс€ еЄ заразительный смех, еЄ брызжуща€ через край радость быти€ и слова еЄ ѕамелы, котора€ запросто, за чаем с печень€ми цитировала Ўопенгауэра: «—мерть страшна только со стороны. ј дл€ себ€ смерти нет».

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»

Ђ≈го портрет Ч в каждой работеї. ќткрылась посмертна€ выставка создател€ Ђѕетербургского ангелаї

Ђ‘онтанкаї побывала на персональной выставке скульптора –омана Ўустрова и узнала, как обсто€т дела с установкой пам€тника петербургской старушке

—татьи

>