Михаил Пореченков: «Мы растеряли зрителя, который способен смотреть искреннее, доброе кино»

13 сентября 2012, 22:57
Версия для печати Версия для печати

В интервью «Фонтанке» артист Михаил Пореченков, только что представивший в Петербурге свой фильм для детей, поделился своими наблюдениями по поводу современного зрителя, а также рассказал, почему покинул пост первого заместителя Никиты Михалкова, как по-разному играл поручика Мышлаевского в кино и театре, и какой его проект уже одобрил Константин Эрнст.

- Премьера вашего фильма «Сказка. Есть» должна была состояться на четыре года раньше. Что же превратило ее в «долгострой»?

- Элементарно – кризис. В кинематографе случается все то же самое, что и в стране. Но с божьей помощью, с помощью государства, а также друзей и товарищей, мы все-таки сделали это! И надеемся на успешную прокатную судьбу «Сказки».

- Нет ли у вас опасений, что ваш фильм опоздал? Ведь, затевая проект пять лет назад, вы должны были стать первопроходцами в деле возрождения отечественного детского кино, но теперь вас обошли «Реальная сказка» с Сергеем Безруковым и «Тот еще Карлосон» с Михаилом Галустяном…


- Я только рад за ребят, ведь мы увлечены одной доброй идеей… Детское кино не может выходить не вовремя. Стратегически есть два мнения, куда двигаться детскому кинематографу. Или создать такое зрелище, как «Битва титанов» (но где взять такие средства, такие технологии?!), или все-таки нам лучше делать то искреннее, доброе кино, которое было в советское время. Но вот незадача: мы растеряли зрителя, который способен смотреть такое кино, и куда нам плыть, не совсем понимаем. Так что «Сказка. Есть» - пробная история. Хотя каждое семейное кино в наше время будет пробной историей – попыткой нащупать контакт со зрителем.

- Какие фильмы любил в своем советском детстве Миша Пореченков?

- «Буратино» конечно! «Красная Шапочка», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» - тоже замечательные картины. Там не было спецэффектов, но было искреннее  внутреннее наполнение. Это и цепляло.

- А что сейчас смотрят ваши дети?

- Старший, Володя, ему 23, - уже взрослые фильмы. Варваре - 14, она тоже смотрит взрослые картины. Самому младшему, Пете, всего 2 года, а Миша (ему 9) и Маша (7) смотрят «Гарри Поттера» и все детские кинохиты. Но они и «Сказку» уже видели, им понравилось, и не потому, что папа там снимался. Я заметил, они вообще русское кино смотрят по-другому. Как-то внимательней, придирчивей.

- Правда, что, собрав в картине сборную звезд (Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Михаил Трухин, Алексей Серебряков, Артур Смольянинов, Елизавета Боярская и многие другие), вы по-дружбе заплатили всем куда меньшие гонорары, чем обычно?

- Они вообще не за деньги снимались! И дело не только в том, что я собрал своих друзей. Просто есть какие-то святые вещи. Детское кино – именно такая вещь. Этим летом вышел фильм «Королевство полной луны», с элементами детской комедии – с  Брюсом Уиллисом и Эдвардом Нортоном. Не думаю, что они заломили гонорары по 20 миллионов долларов. Есть какие-то общечеловеческие ценности, на которые нормальные люди с удовольствием откликаются.

- Пять лет назад вам удалось снять в своей «Сказке» Михаила Козакова, а теперь ваш фильм стал последним из тех, что вышли на экраны после смерти мастера…

- Мы все могли убедиться, что это великий артист, который не приходил на площадку не «заряженным». Он был всегда готов к работе, подходил к роли с фантазией. Для роли директора школы Станислава Далиевича Сальвадорова он сам придумал забавный образ, похожий на Дали. Когда мы вышли на озвучание, Михаил Михайлович уже был очень болен, находился в Израиле, и нам вызвался помочь его старший сын Кирилл. Они вместе с режиссером новеллы Сашей Баршаком постарались сделать все, чтобы «попасть» в столь знакомые всем нам интонации Козакова. Больше того, и стихи, которые звучат в фильме, – творение самого Козакова. Безумно жаль, что мы уже не сможем работать вместе с таким мастером.

- Не так давно вышел на экраны телефильм «Белая гвардия» режиссера Сергея Снежкина, где вы сыграли роль поручика Виктора Викторовича Мышлаевского. Картину ждали, но большим событием она не стала, не вызвала бурного резонанса ни у зрителей, ни у критиков…

- Не могу и не стану давать оценки, потому что изнутри все видится по-другому.
С Сергеем Олеговичем Снежкиным было очень интересно работать, хотя и сложно. С Булгаковым вообще нужно очень осторожно поступать. Он так пристально следит за всеми своими произведениями! Не знаю даже, получилось ли у нас…

- А вам роль Мышлаевского удалась?

- Я сыграл блестяще (смеется). Ну а если серьезно, меня очень забавляли критики, писавшие, что Пореченков просто перенес Мышлаевского из спектакля МХТ в фильм. Эти люди точно не видели либо фильм, либо спектакль. Ведь это абсолютно другой герой! Театр и кино – вообще две разные истории, да и в МХТ мы играем «Дни Турбиных», а в фильме – «Белую гвардию».

Знаете, мне не за себя обидно, а за зрителя, которого мы воспитали. Для него все едино. Он перестал «делать дифферент», перестал видеть тонкие вещи. Я серьезно говорю: это большущая проблема. Яркое, броское – это любой увидит. А русская драматическая школа - это ведь чеховские полутона, аккуратные вещи. Но мы начали рубить «американскую школу девяти масок», в то время как нам лучше тоненько, пастельными тонами рисовать. Мы принялись гнаться за внешними эффектами, за Голливудом. И вот уже наши зрители говорят: «Мы не хотим разбираться в хитросплетениях, сложности, оттеночках. Зачем они нам?» Жалко! И в театре то же самое происходит.

- Ваша стремительная карьера в Союзе кинематографистов, когда вы стали Первым секретарем союза, правой рукой Никиты Михалкова, все еще продолжается?

- У меня был большой кабинет, с портретом Ивана Александровича Пырьева и других великих. Но раньше у Союза кинематографистов была большая поддержка государства, колоссальные деньги текли. А сейчас это бедная организация и брошенные люди. Мы пытались концы с концами свести и горды тем, что баланс по нулям вывели. Первый раз за все время Союз кинематографистов перестал проедать деньги! Но это далось очень тяжело. А потом я поймал себя на мысли, что перестаю заниматься профессией – кино и театром. А это неправильно. Я еще хочу артистом поработать. Да и все задачи, поставленные передо мной на тот момент в Союзе кинематографистов, я выполнил. Так что уходил с чистой совестью.

- В последнее время вас что-то не видно в новых телепроектах.


- Вот сейчас хочу сделать цикл программ о Второй мировой войне, буду продюсером и ведущим. Разговаривал уже с Константином Львовичем Эрнстом. Есть такая замечательная книга – «Война. Мифы СССР. 1939-1945» - автора вы знаете, но она была выпущена раньше, чем Владимир Ростиславович Мединский стал министром культуры России. Реально замечательная книга. Но еще до нее я наткнулся на книгу Юрия Мухина «Асы и пропаганда» о летчиках Второй мировой войны.

Эти труды еще раз убедили меня в том, что мы даже не подозреваем, как же все было на самом деле. Складывается неправильный взгляд на войну, на то, как был сплочен народ, какая у нас страна была. Я недавно поехал в деревню в Псковской губернии, где вырос. И там на каждом доме звезда – значит, кто-то не вернулся с фронта, всех война коснулась. Раньше эти звезды красили, а теперь они частенько пожелтевшие, покосились, но все равно – на каждом доме. 27 миллионов погибших… И вдруг я слышу от людей образованных: «Если бы не ленд-лиз, мы войну-то бы не выиграли!» Здорово! Ох, как интересно! То ли мы что-то забыли, то ли поверили в другой миф. Поэтому и хочется сделать честное кино о войне.

Михаил Садчиков, Фонтанка. ру
Фото Михаила Садчикова-младшего

Куда пойти 19 — 21 апреля: «Тотальный диктант», «Библионочь» фестиваль LOFT и виртуозная «Золушка» в Мариинском

В наступающие выходные город кипит: петербуржцы будут соревноваться в грамотности и допоздна засидятся в библиотеках. Музеи представят новые выставки, а музеи — работы художников разных эпох.

Статьи

>