Питчинг минкульта: отставники, психологи и социологи сделали выбор

В среду 28 июня в Министерстве культуры во второй раз прошел питчинг — конкурс кинопроектов, претендующих на госфинансирование. Если у кого-то оставались иллюзии по поводу возможности снимать настоящее кино за государственный счет — сегодня самое время их похоронить без лишних причитаний.

Список претендентов — сорок одно наименование — вроде бы даже выглядел более-менее. Не то чтобы внушительно, но и констатировать, что с госструктурами контактируют только совсем бессовестные деятели культуры, тоже было рано. В списке фигурировали ленты Валерии Гай-Германики, Петра Буслова, Ларисы Садиловой, Романа Каримова, Андрея Кончаловского, Александра Котта. На удивление много петербуржцев — Сергей Дебижев (после «Двух капитанов-2» в игровом кино выступавший лишь однажды и крайне неудачно), ученик Алексея Германа Юрий Фетинг, Николай Дрейден, Сергей Карандашов, Дмитрий Светозаров. Были и неожиданности — скажем, картина кинокритика Петра Шепотинника «Бледный город» и режиссерский дебют Гоши Куценко «Врач». Нарисовался Валерий Пендраковский — бывший директор Ялтинской киностудии, творческий метод которого исчерпывающе характеризуется идущими в его фильмографии подряд лентами «Я свободен, я ничей» и «Кому я должен — всем прощаю».

Из всех перечисленных получили финансирование трое. Котт с фильмом про землетрясение в Спитаке, Кончаловский с картиной «Вики» про Веру Оболенскую и Куценко с «Врачом». Еще — альманах «Петербург. Категория чувств», который собираются снимать на «Ленфильме» при участии Бакура Бакурадзе, того же Сергея Карандашова и других уважаемых и известных в профессиональной среде господ. Плюс более-менее понятно, что делает в списке экранизация «Синдрома Петрушки» Дины Рубиной.

Остальные девять картин — приветы из параллельной реальности. «Коридор бессмертия» Федора Попова (чья режиссерская карьера состоит из фильма «Четыре таксиста и собака»). «Мотылек» советского режиссера Константина Худякова, его самая известная работа на сегодняшний день — лента «Успех» 1984 года выпуска. «Председатель» авторства Алексея Мурадова, автора биографического сериала о маршале Жукове — тут тоже без вопросов: духовные скрепы. Загадочными остались ленты «Единичка» и «Стерпится-слюбится» (кто тут говорил про «новый застой»?) режиссеров, соответственно, К.Белевича и А.Сухарева.

Можно выдохнуть. Мы-то опасались, что будут завинчивать гайки, заставлять поступаться принципами, снимать про продажных иностранных наймитов, что будут зачищать культурную поляну. Ан нет. Культурные чиновники и этого тоже не умеют — во всяком случае, зачищают и заставляют не лучше, чем финансируют библиотеки и театры.

Это даже хорошо, что сейчас нам плохо — рано или поздно что-то такое должно было произойти. Нынешний питчинг — еще одно доказательство порочности отношений власти и киноинтеллигенции. На протяжении десятка лет они старательно делали вид, что друг без друга не могут. Режиссеры с мировым именем, не стесняясь в выражениях, произносили непотребные и стыдные вещи в духе «музеи и библиотеки подождут, а пять миллионов на наше самовыражение — будьте добры». Они же повторяли абсурдную мысль, что никому, кроме государства, финансировать кинопроизводство никак невозможно. Что кино — искусство дорогое, и сделать его за две копейки никак нельзя (это в то время, как «Оскар» получает документальная лента, снятая на айфон, а блокбастеры снимают на деньги зрителей). В рамках этой логики литераторы хором должны начать кричать, что без дачи и машины с шофером ни строчки не напишется; архитекторы работать только по заказу олигархов, ну и так далее.

Эти сложные взаимоотношения, вроде бы, должен был урегулировать питчинг — по идее, это его функция. Просто чтобы не толпились режиссеры в приемной — вот, запишитесь, напишите заявку, приходите, защитите ее перед уважаемым экспертным сообществом. Сообщество и вправду, кстати, весьма уважаемое и представительное.

Момент истины в отношениях вроде бы наступил в прошлом году — когда сразу двум проектам, очевидным фаворитам, отказали в финансировании: «Чайковскому» Кирилла Серебренникова и «Милому Гансу, дорогому Петру» Александра Миндадзе. Обнаружилось, что питчинг ровным счетом ничего не решает. Над экспертным советом, который определяет победителя, как выяснилось, имеется (внимание) военно-исторический совет и совет, в котором сидят какие-то особые психологи и социологи. Вот они (показали бы их, что ли) и принимают решение. А эксперты, профессионалы — они могут только им, подлинным хозяевам русского кино, что-то рекомендовать.

Из лент, которые получили тогда финансирование, на сегодняшний день завершена и показана одна. Вы будете смеяться, «Левиафан» Андрея Звягинцева — тот самый, который теперь будут кромсать и «запикивать» что есть мочи для отечественного проката из-за обилия обсценной лексики, и который не понравился министру Мединскому. Что окончательно должно дать понять — кино минкультовский питчинг в гробу видал. Им нужно другое.

Нет, извините, не патриотическое и не духовное в здоровом смысле. Некоторое время назад профессиональный долг меня столкнул с начинающим режиссером, который написал сценарий патриотического блокбастера и в течение едва ли не года атаковал с ним с разных сторон минкульт. Хотите патриотическое кино? Нате, вот. Про панфиловцев, всё как вы любите. Минкульт отстреливался до последнего. Патриот-неофит плюнул и пошел собирать деньги на одной из краудфандинг-платформ. Собрал какую-то заоблачную сумму за считанные дни и приступил к съемкам.

История весьма поучительная. А учит тому, что минкульту и его питчингу нужны только правильно оформленные заявки с прозрачными сюжетами, одобренные крепкими отставниками, психологами и социологами. Этакая цензура на уровне сценария. А про искусство – это не сюда. Так что будет совершенно правильно, если следующий питчинговый список будет состоять из монолитной компании безвестных гешефтмахеров с лентами про чистую любовь в жестоком мире, духовные скрепы в большом городе и житие святого в великой России. А приличные люди в этот шалман не сунутся, чтобы не смешить общественность, не позориться и не портить себе нервные клетки. Они, в отличие от сценарных заявок, не восстанавливаются.

Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»
 

Самое важное на ярмарке Non/fictio№ 26: Иванов, Рубина, Сальников

Ярмарка интеллектуальной литературы Non/fictio№ — главное издательское событие года. Именно «к Нонфику» издательства торопятся выпустить ключевые новинки, там же возникают коллаборации, заявляют о себе новые игроки на рынке и, конечно же, проходят встречи с авторами. У входа на ярмарку всегда целый лабиринт витрин с книгами, которые специальная организаторская комиссия отобрала как достойные внимания. В этих витринах всегда за сотню наименований — отечественные и переводные, взрослые и детские, художественные и нехудожественные книги. Рассказываем, какие произведения именно российских писателей в этом году оказались самыми востребованными и обсуждаемыми

Статьи

>