
Питчинг минкульта: отставники, психологи и социологи сделали выбор

В среду 28 июня в Министерстве культуры во второй раз прошел питчинг — конкурс кинопроектов, претендующих на госфинансирование. Если у кого-то оставались иллюзии по поводу возможности снимать настоящее кино за государственный счет — сегодня самое время их похоронить без лишних причитаний.
Список претендентов — сорок одно наименование — вроде бы даже выглядел более-менее. Не то чтобы внушительно, но и констатировать, что с госструктурами контактируют только совсем бессовестные деятели культуры, тоже было рано. В списке фигурировали ленты Валерии Гай-Германики, Петра Буслова, Ларисы Садиловой, Романа Каримова, Андрея Кончаловского, Александра Котта. На удивление много петербуржцев — Сергей Дебижев (после «Двух капитанов-2» в игровом кино выступавший лишь однажды и крайне неудачно), ученик Алексея Германа Юрий Фетинг, Николай Дрейден, Сергей Карандашов, Дмитрий Светозаров. Были и неожиданности — скажем, картина кинокритика Петра Шепотинника «Бледный город» и режиссерский дебют Гоши Куценко «Врач». Нарисовался Валерий Пендраковский — бывший директор Ялтинской киностудии, творческий метод которого исчерпывающе характеризуется идущими в его фильмографии подряд лентами «Я свободен, я ничей» и «Кому я должен — всем прощаю».
Из всех перечисленных получили финансирование трое. Котт с фильмом про землетрясение в Спитаке, Кончаловский с картиной «Вики» про Веру Оболенскую и Куценко с «Врачом». Еще — альманах «Петербург. Категория чувств», который собираются снимать на «Ленфильме» при участии Бакура Бакурадзе, того же Сергея Карандашова и других уважаемых и известных в профессиональной среде господ. Плюс более-менее понятно, что делает в списке экранизация «Синдрома Петрушки» Дины Рубиной.
Остальные девять картин — приветы из параллельной реальности. «Коридор бессмертия» Федора Попова (чья режиссерская карьера состоит из фильма «Четыре таксиста и собака»). «Мотылек» советского режиссера Константина Худякова, его самая известная работа на сегодняшний день — лента «Успех» 1984 года выпуска. «Председатель» авторства Алексея Мурадова, автора биографического сериала о маршале Жукове — тут тоже без вопросов: духовные скрепы. Загадочными остались ленты «Единичка» и «Стерпится-слюбится» (кто тут говорил про «новый застой»?) режиссеров, соответственно, К.Белевича и А.Сухарева.
Можно выдохнуть. Мы-то опасались, что будут завинчивать гайки, заставлять поступаться принципами, снимать про продажных иностранных наймитов, что будут зачищать культурную поляну. Ан нет. Культурные чиновники и этого тоже не умеют — во всяком случае, зачищают и заставляют не лучше, чем финансируют библиотеки и театры.
Это даже хорошо, что сейчас нам плохо — рано или поздно что-то такое должно было произойти. Нынешний питчинг — еще одно доказательство порочности отношений власти и киноинтеллигенции. На протяжении десятка лет они старательно делали вид, что друг без друга не могут. Режиссеры с мировым именем, не стесняясь в выражениях, произносили непотребные и стыдные вещи в духе «музеи и библиотеки подождут, а пять миллионов на наше самовыражение — будьте добры». Они же повторяли абсурдную мысль, что никому, кроме государства, финансировать кинопроизводство никак невозможно. Что кино — искусство дорогое, и сделать его за две копейки никак нельзя (это в то время, как «Оскар» получает документальная лента, снятая на айфон, а блокбастеры снимают на деньги зрителей). В рамках этой логики литераторы хором должны начать кричать, что без дачи и машины с шофером ни строчки не напишется; архитекторы работать только по заказу олигархов, ну и так далее.
Эти сложные взаимоотношения, вроде бы, должен был урегулировать питчинг — по идее, это его функция. Просто чтобы не толпились режиссеры в приемной — вот, запишитесь, напишите заявку, приходите, защитите ее перед уважаемым экспертным сообществом. Сообщество и вправду, кстати, весьма уважаемое и представительное.
Момент истины в отношениях вроде бы наступил в прошлом году — когда сразу двум проектам, очевидным фаворитам, отказали в финансировании: «Чайковскому» Кирилла Серебренникова и «Милому Гансу, дорогому Петру» Александра Миндадзе. Обнаружилось, что питчинг ровным счетом ничего не решает. Над экспертным советом, который определяет победителя, как выяснилось, имеется (внимание) военно-исторический совет и совет, в котором сидят какие-то особые психологи и социологи. Вот они (показали бы их, что ли) и принимают решение. А эксперты, профессионалы — они могут только им, подлинным хозяевам русского кино, что-то рекомендовать.
Из лент, которые получили тогда финансирование, на сегодняшний день завершена и показана одна. Вы будете смеяться, «Левиафан» Андрея Звягинцева — тот самый, который теперь будут кромсать и «запикивать» что есть мочи для отечественного проката из-за обилия обсценной лексики, и который не понравился министру Мединскому. Что окончательно должно дать понять — кино минкультовский питчинг в гробу видал. Им нужно другое.
Нет, извините, не патриотическое и не духовное в здоровом смысле. Некоторое время назад профессиональный долг меня столкнул с начинающим режиссером, который написал сценарий патриотического блокбастера и в течение едва ли не года атаковал с ним с разных сторон минкульт. Хотите патриотическое кино? Нате, вот. Про панфиловцев, всё как вы любите. Минкульт отстреливался до последнего. Патриот-неофит плюнул и пошел собирать деньги на одной из краудфандинг-платформ. Собрал какую-то заоблачную сумму за считанные дни и приступил к съемкам.
История весьма поучительная. А учит тому, что минкульту и его питчингу нужны только правильно оформленные заявки с прозрачными сюжетами, одобренные крепкими отставниками, психологами и социологами. Этакая цензура на уровне сценария. А про искусство – это не сюда. Так что будет совершенно правильно, если следующий питчинговый список будет состоять из монолитной компании безвестных гешефтмахеров с лентами про чистую любовь в жестоком мире, духовные скрепы в большом городе и житие святого в великой России. А приличные люди в этот шалман не сунутся, чтобы не смешить общественность, не позориться и не портить себе нервные клетки. Они, в отличие от сценарных заявок, не восстанавливаются.
Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4–6 апреля: Куда пойти 4–6 апреля: голос Бориса Рыжего, акварели в Русском музее, весна в Ботаническом, выставка Пикассо и уроки веселья от Хармса
Новости
15 марта 2025 - Великая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в Петербургской филармонии
- 03 апреля 2025 - В Петергофе — технический пуск воды. Как сейчас выглядят фонтаны и скульптура после зимы?
- 02 апреля 2025 - «Меня заставили». Владимир Кехман рассказал, как поставил «Богему» в Михайловском театре
- 01 апреля 2025 - В квартире Введенских появится Музей ОБЭРИУ, там нашли рисунки
- 01 апреля 2025 - Книжный союз, Буквоед, Ozon, Литрес и MyBook назвали, что и зачем читали россияне в 2024 году
- 31 марта 2025 - «Петергоф» объявил даты пуска фонтанов и весеннего праздника
Статьи
-
02 апреля 2025, 14:17От обилия телепроектов апреля просто глаза разбегаются: «Актёрище» с Дмитрием Нагиевым, музыкальное драмеди «ВИА „Васильки“, спин-офф „Беспринципные в Питере“, а ещё тьма голливудских мега-премьер — от новых сезонов „Одни из нас“, „Рассказа служанки“ и „Чёрного зеркала“ до новинок вроде „Умираю, как хочу секса“ и балетного сериала „Этуаль“!
-
31 марта 2025, 18:14С началом весны музыканты просыпаются окончательно. В мартовском обзоре новых альбомов Дениса Рубина — индустриальный поп от Lady Gaga, возвращение ужасов The Horrors, нежданное «золото» от изобретателя эмбиента Брайана Ино, очередная продюсерская находка Ричарда Рассела, кочевое техно АИГЕЛ, солнечная простота Леонида Федорова, нежные песни Дианы Арбениной и идеальный поп ансамбля «Моя Мишель».