Ќе расставайтесь с надеждой, ћаэстро: к 70-летию Ћьва ƒодина

—егодн€ отмечает юбилей выдающийс€ российский режиссер, один из самых авторитетных в мире людей театра, художественный руководитель ћалого драматического театра – “еатра ≈вропы Ћев ƒодин. ќтмечает в ѕариже, где в данный момент в “еатре Ѕобиньи проход€т большие гастроли ћƒ“. » где люди, не понимающие ни слова по-русски, в тыс€чном зале, не дыша, след€т за судьбой чеховских «“рех сестер».

“акова уникальна€ природа созданного ƒодиным театра. «десь дают уроки истории, но исключительно через человеческие судьбы, данные крупным планом – через человеческую боль, отча€ние, слезы, радости, смех, которые на врем€ спектакл€ объедин€ют острым сочувствием всех, кто смотрит на сцену. » сила актерской экспрессии в театре ƒодина такова, что она буквально взрывает архитектурно и интеллектуально выверенные ћастером конструкции мизансцен. “еатр ƒодина сегодн€ показан абсолютно всем – от политиков до тинэйджеров – как реанимаци€ пам€ти, оказавшейс€ неверо€тно короткой у нации, пережившей столько трагедий, как надежное лекарство против насили€, разрушени€, нетерпимости, против наивной веры в то, что человек может оставатьс€ человеком, уничтожа€ себе подобных. Ёто реанимаци€ пам€ти,

ѕро Ћьва ƒодина сказано немало глубокомысленных слов, о его методе, школе, творческой философии только что выпустил книгу его друг и соратник ¬алерий √алендеев, исследователь театра јнатолий —мел€нский сн€л к дате цикл передач, который ежевечернее показывают на канале « ультура». ѕоэтому «‘онтанка» попросила учеников ћастера, его коллег, его поклонников вспомнить необычного ƒодина, непафосного, неторжественного – не именинника, а человека. » рассказать о том, чем и когда Ћев ƒодин удивил.

≈лизавета Ѕо€рска€, выпускница курса Ћьва ƒодина 2006 года, актриса ћƒ“ – “еатра ≈вропы:

- ѕрактически все п€ть лет учебы в театральном институте мы занимались романом √россмана «∆изнь и судьба». ћы подробнейшим образом переиграли весь этот огромный текст. ѕериодически устраивались показы дл€ Ћьва јбрамовича, которые длились иногда по дес€ть часов подр€д. ¬ какой-то момент – это произошло далеко не сразу – мы уже более-менее определились с рол€ми, стало пон€тно, что €, наверное, буду в итоге играть ∆еню Ўапошникову, а ƒан€  озловский – полковника Ќовикова. » вот один из этих наших очень длинных показов был посв€щен сцене первого прихода Ќовикова к ∆ене, котора€ живет в эвакуации. ” нас этот эпизод называлс€ «÷унами». ѕомню, ƒодин тогда сказал: вы, Ћиза, выгл€дите холеной современной девушкой дл€ вас эта греча, эти краски (а ∆ен€ была художником, как вы помните) – нечто совершенно естественное, а дл€ героев в то врем€ это почти чудо, они же цингой болели в эвакуации, лук ели, чтобы выжить. ј поскольку свои реакции на все замечани€ ƒодина мы в то врем€ доводили до идиотизма, то € потом на каждом показе съедала целую луковицу. » вот на одном из показов Ћев јбрамович попросил ƒаню сесть и стал вместо него проходить Ќовикова. ¬ какой-то момент он увидел на столе луковицу, подошел и резко так откусил половину. » дальше случилось что-то совершенно дл€ мен€ удивительное. Ћев јбрамович совершенно преобразилс€ на моих глазах. » всЄ, что он делал после этого еще, наверное, в течение получаса – проходил по комнате, ложилс€ на кровать, гладил ∆еню по волосам – все это он делал так, что € чувствовала, что € влюбл€юсь в этого сильного, волевого, нежного, потр€сающего мужчину. ѕон€тно, что это было такое наваждение, но в тот день € ни о ком другом уже не могла думать.

— ≈лизаветой Ѕо€рской на репетиции спектакл€
— ≈лизаветой Ѕо€рской на репетиции спектакл€ "Ѕесплодные усили€ любви"

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы/¬иктор ¬асильев

ћари€ –ев€кина, генеральный директор –оссийской национальной театральной премии и фестивал€ ««олота€ маска»:

- Ћев ƒодина удивл€ет всю жизнь. » «Ѕрать€ и сестры», и «Ѕесы», и недавние премьеры « оварство и любовь» и «¬раг народа» – всЄ это очень неожиданные, смелые, мощные работы, очень серьезный и глубокий взгл€д на сегодн€шний день, на судьбу человека. Ќо самое сильное мое театральное впечатление св€зано с его спектаклем « ротка€» 1985 года во ћ’ј“е с ќлегом Ѕорисовым. ќн практически перевернул мою жизнь. я тогда была очень молодой, жила в Ќовосибирске и несколько раз специально прилетала в ћоскву, чтобы еще раз увидеть этот спектакль. ¬ нЄм потр€сала та трагическа€ бездна, котора€ открывалась в человеке, чь€ жизнь проходит абсолютно незаметно дл€ окружающих. я всЄ врем€ плакала на этом спектакле, и люди, окружавшие мен€ зале, тоже плакали. Ёто была совершенно нова€ философи€ человека – ƒодин давал прочувствовать, что каждый, даже самый маленький человек, если взгл€нуть на него пристально – неисчерпаем, огромен, трагичен. ѕосле этого спектакл€ € стала совершенно по-другому заниматьс€ театром, серьезно, вдумчиво, и постепенно театр стал дл€ мен€ делом жизни.

Ћев ƒодин на репетиции спектакл€
Ћев ƒодин на репетиции спектакл€ " ротка€" в Ѕƒ“ в 1983 году, спектакль ћ’ј“ с тем же ќлегом Ѕорисовым по€вилс€ два года спуст€

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы

¬ообще, кажда€ встреча с ƒодиным – это роскошь, подарок судьбы. ” него удивительный взгл€д – внимательный, испытующий, проникающий. ¬сегда есть ощущение, что он что-то хочет спросить, но почему-то не спрашивает. » всегда есть огромное желание новой встречи с этим человеком. » новых спектаклей, на которых загл€дываешь туда, где нет дна.

¬алерий ‘окин, художественный руководитель јлександринского театра:

- ƒодин мен€ поразил при первом же знакомстве, это было очень давно, даже страшно сказать, сколько лет назад. ј познакомились мы в ѕариже, куда целую группу молодых советских творческих работников отправили с ознакомительными цел€ми. “ак вот ƒодин очень серьезно и вдумчиво посещал все места, которые нам показывали, а в автобусе всегда сидел р€дом с экскурсоводом и очень внимательно его слушал. я тогда к такому поведению своего нового ленинградского коллеги отнесс€ скептически, думал, что режиссеру нужнее живые впечатлени€, реакции, а эти факты, цифры – дело второстепенное. Ёто теперь € понимаю, что таким образом в ƒодине про€вл€лась его жадность до города как до объекта культуры, жадность исследовательска€, почти научна€. » что это – особенность его мировоспри€ти€, его подхода к жизни, к работе.

— ƒанилой  озловским и  сенией –аппопорт на репетиции спектакл€
— ƒанилой  озловским и  сенией –аппопорт на репетиции спектакл€ "¬ишневый сад" (премьера 2014 года)

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы/¬иктор ¬асильев

ј вообще ƒодин мен€ удивл€ет всю жизнь. ¬ насто€щий момент мен€ поражает и восхищает, как он самоотверженно бьетс€ за то, чтобы театр оставалс€ искусством. ¬ последнее врем€ эта борьба в нашей стране обретает вид смертельной схватки, потому что очень многие, включа€ чиновников самого высокого ранга, стрем€тс€ искусство переформатировать в часть культуры.  аким-то краем искусство действительно попадает в сферу культуры – и бытовой, и социальной. Ќо вс€кий думающий человек понимает, что поставить полный знак равенства между искусством и культурой – значит, обесценить искусство, лишить его уникальности, неповторимости, величи€. » ƒодин сейчас – пожалуй, самый главный, активный и бескомпромиссный борец за театр как за искусство. » дай ему Ѕог сил и здоровь€ в этой его борьбе и во всЄм, что он делает.

ѕетр —емак, народный артист –оссии, выпускник курса јркади€  ацмана и Ћьва ƒодина 1983 года, актер ћƒ“ – “еатра ≈вропы:

- я вспомнил две забавные вещи, св€занные с Ћьвом јбрамовичем. ≈сть видеозапись, где артист нашего театра Ќиколай Ћавров, увы, покойный, вспоминает, что он, хот€ они с ƒодиным были большими друзь€ми и одногодками, никак не мог обратитьс€ к нему на «ты». ѕознакомились они совсем молодыми людьми –  ол€ училс€ на курсе  орогодского, Ћев јбрамович там преподавал, и вот с тех пор обращались друг к другу на «вы». » вот как-то, в начале 90-х, то есть, когда им было уже лет по 50,  ол€ с ƒодиным оказались в ѕариже на гастрол€х, стали вспоминать молодость. »  ол€ рассказывает, что они выпили, и он вдруг расслабилс€ и впервые сказал Ћьву јбрамовичу «ты» – и почувствовал просто какую-то родственную близость с ƒодиным. Ёто было настолько сильное чувство, что в какой-то момент  ол€ осмелел и спросил: «ЋЄва, ну вот скажи мне: наша школа, система —таниславского – это же очень круто? ћы – самые крутые в мире? Ќу вот актеры в  омеди ‘рансез – они же такие наигранные, искусственные, на них же просто невозможно смотреть. Ќаша же система круче?» ј Ћев јбрамович, который тоже, видимо, расслабилс€, ему и отвечает: « оль, да нет никакой системы, есть хорошие артисты и плохие, вот и всЄ».  ол€ был в совершенном шоке от такой откровенности.

— женой, народной артисткой –оссии “ать€ной Ўестаковой
— женой, народной артисткой –оссии “ать€ной Ўестаковой

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы

» второй момент. Ўли прогоны спектакл€ «ћолли —уини» на сцене. ј мы там с Ћешей ƒевотченко доктора –айса репетировали вдвоем и потом долгое врем€ играли в очередь. » вот на одной из репетиций, когда –айса репетировал Ћеша, ƒодин мне сказал: «ѕет€, садитесь ко мне, пр€мо около режиссерского столика, € буду вам говорить, какие вещи вам надо делать, как Ћеша, а какие нет – потому что вы разные, и герои ваши не могут совпадать полностью». «’орошо», – сказал € и подсел к нему. Ћев јбрамович сначала очень много комментировал. » вдруг в какой-то момент замолчал, замер… —мотрит и улыбаетс€. —частливый… я на него погл€дываю искоса, думаю: что же его в такое благостное состо€ние привело?! ј он поймал мой взгл€д, и, продолжа€ улыбатьс€, наклон€етс€ ко мне и пр€мо в ухо говорит: « ак хорошо, когда на сцене только три артиста, и не нужно придумывать мизансцены…».

јндрей ћогучий, художественный руководитель Ѕƒ“ им. √.ј.“овстоногова:

- ƒодин удивил молодостью. ѕоследний год в этом смысле дл€ мен€ особенно €рок. ѕодход ƒодина и к своим собственным спектакл€м, и к контексту, в котором он их ставит, и к контексту, в котором находитс€ город, ≈вропа, европейска€ театральна€ культура – это взгл€д человека современного, молодого, активного, полного энергии, смотр€щего в будущее. ¬от это поразительно. ѕервое.
¬торое – это, конечно же, €сность и четкость и художественной, и гражданской позиции, которую ƒодин высказывает. Ёто архитрудна€ ситуаци€ дл€ художественного руководител€ федерального театра. ¬ этом смысле, его мудрость и опыт – они многому мен€ учат. ћне кажетс€, в последние годы ƒодин – и это удивительным образом сочетаетс€ с той его молодостью, о которой € говорил – стал дл€ художественной интеллигенции нашего города, если не говорить шире, таким духовным ма€ком. ¬ нашей стране всегда существовали люди, на которых ориентировалось общество, по которым можно было свер€ть свою совесть. » вот ƒодин на сегодн€шний день и есть такой человек. ¬ принципе он дл€ мен€ €вл€етс€ духовным ориентиром.

Ќа репетиции спектакл€
Ќа репетиции спектакл€ "¬ишневый сад" (премьера 2014 года)

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы/¬иктор ¬асильев

» тот театр, который он создал, построил со своими учениками – один из немногих репертуарных театров в подлинном смысле этого слова. ѕотому как, что такое репертуарный театр – вопрос довольно непростой. Ќе всЄ, что сегодн€ называют репертуарным театром, таковым €вл€етс€. Ёто пон€тие сегодн€ надо серьезно корректировать. ƒл€ мен€ репертуарный театр – тот, куда люди приход€т и окунаютс€ в сильную энергетику творчества, художественной воли. ј не тот, где каждый день просто мен€ют декорации. ƒл€ репертуарного театра важна команда единомышленников, объединенна€ вн€тной, мощной художественной волей. “еатр ƒодина – из единиц, которые существуют именно так. “акой театр не может существовать вне метода, вне школы. ¬не студийно-исследовательского варианта никакого репертуарного театра как достижени€ русской традиции быть не может, это будут фикции, имитации. Ќе знаю, получитс€ ли у мен€ построить такой театр, тут нужны опыт и мудрость, которых у мен€ пока нет. ќни есть у ƒодина, на которого € смотрю, и у которого стараюсь учитьс€.

»горь »ванов, народный артист –оссии, выпускник курса јркади€  ацмана и Ћьва ƒодина 1979 года года, актер ћƒ“ – “еатра ≈вропы:

-  огда-то мы с ƒодиным переплывали ѕинегу.  огда-то купались, специально в волнах, в шторм€щем  аспии! ј сегодн€ Ћев јбрамович, испытыва€ острое, трагическое ощущение времени, размышл€€ о нЄм и в нЄм, открывает происход€щее – раньше, чем это случаетс€ в нашей жизни. ¬от такой у нас он!!!

— художником јлександром Ѕоровским во врем€ репетиций спектакл€
— художником јлександром Ѕоровским во врем€ репетиций спектакл€ "¬ишневый сад"

‘ото: ѕресс-служба ћƒ“-“еатра ≈вропы/¬иктор ¬асильев

јлиса ‘рейндлих, народна€ артистка ———–:

- Ћев јбрамович, дорогой, € бегаю к ¬ам в театр не по причине шаговой доступности (вы знаете, что € ваша соседка). я очень люблю ¬аш театр, люблю ¬аших актеров, ¬ашу такую слаженную труппу. ¬се у ¬ас такие милые, приветливые и правдашние, что € не могу не увидеть здесь почерк нашего с ¬ами дорогого учител€, Ѕориса ¬ульфовича «она. я это чувствую, вы это не могли не привить ¬ашим реб€там, поэтому всЄ у ¬ас так славно. я желаю ¬ам здоровь€, в первую очередь. ѕотому что € маленько постарше, и знаю, что силы, увы, убавл€ютс€. Ќо главное – поверьте мне – это сопротивл€тьс€. ¬от сопротивл€тьс€ и всЄ! «Ќе дамс€!» – повтор€ть и идти вперед. «доровь€ ¬ам и удачи. ¬аша јлиса-соседка. ‘ррр.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»

Ўишкин Ч новый ƒюрер. –усский музей впервые за много лет показывает графику Ђрусского дюссельдорфцаї

Ђ‘онтанкаї побывала на вернисаже новой масштабной выставки, котора€ будет занимать залы корпуса Ѕенуа до конца лета, и рассказывает, на что обратить внимание.

—татьи

>