‘ото: ѕресс-служба ћихайловского театра/—тас Ћевшин

Ѕез наркотиков: ЂЅела€ тьмаї Ќачо ƒуато в ћихайловском театре

ѕомен€в ѕетербург на Ѕерлин и пост худрука в ћихайловском балете на статус хореографа-резидента (или, говор€ по-русски, посто€нного приглашенного хореографа), Ќачо ƒуато обещал наш город все же не забывать. » обещание свое сдержал: 2 ма€ он предложил зрител€м ћихайловского еще одно свое произведение: «Ѕелую тьму» на музыку выдающегос€ английского композитора  арла ƒженкинса.

Ёто проверенный старый спектакль: он был поставлен еще в 2001 году в ћадриде. » это «натуральный» Ќачо, еще не отравленный петербургскими соблазнами больших сюжетных спектаклей. Ѕалет типично дуатовский: бесфабульный, то есть, без нарратива (повествовани€). Ќо и не полностью абстрактный: Ќачо работает с другим, третьим типом балета – не сюжетным и не бессюжетным, но программным. “о есть, таким, где в основе лежит не фабула, но тема, от которой он отталкиваетс€, сочин€€, и которую его балеты транслируют зрител€м. ќднако если нарративный музыкальный театр («драмбалет» или, скажем, опера) вне сюжета не живет, то «программность» в танце, как и в музыке, всегда до известной степени фиктивна. ѕон€тно, что, сочин€€ свою «‘антастическую симфонию» (а это образцово-показательный пример программной музыки), Ѕерлиоз опиралс€ на свой подробно разработанный сценарий, но симфони€ все равно оказалась шире любых программ, и «‘антастическую» вполне можно просто слушать, отложив композиторскую программу в сторону. “акова природа музыки. » природа танца такова же. ќн тоже шире программ.

“о же и у ƒуато. Ќапример, загл€нув в аннотацию попул€рного балета «Na Floresta», мы узнаем, что он посв€щен проблемам уничтожени€ девственных лесов јмазонки. ј не загл€нув — не узнаем, но хореографию воспримем даже лучше — в чистом виде. ѕопробуем и «Ѕелую тьму» посмотреть без аннотаций. „то мы видим?

¬ спектакле участвуют центральна€ пара в цивильных костюмах — женщина в бордовом платье и мужчина в черных брюках и рубашке (»рина ѕеррен и ћарат Ўемиунов) — и четыре пары солистов в условных танцевальных костюмах (женщины в черных купальниках, мужчины в футболках и трусах). “о есть, ѕеррен и Ўемиунов — персонажи, люди, а остальные — танцовщики, инструменты хореографа.

»рина ѕеррен и ћарат Ўемиунов на репетиции балета
»рина ѕеррен и ћарат Ўемиунов на репетиции балета "Ѕела€ тьма"

‘ото: ѕресс-служба ћихайловского театра

“ьма на сцене не така€ уж бела€ — сцена темна, в глубине — погруженный в полумрак узкий черный занавес, присобранный так, что может мен€ть форму, раст€гива€сь и из вертикального пр€моугольника станов€сь горизонтальным.  огда мужчина и женщина начинают танцевать, у них в руках оказываетс€ мелкий белый песок (порошок, пыль), который они просыпают на пол и пересыпают друг другу в ладони. Ётот белый песок (или порошок) в течение спектакл€ будет очень красиво распыл€тьс€ на них с колосников, сыпатьс€ из их рук сквозь пальцы, оставл€ть на полу следы и п€тна, рисовать линии, очерчивать круги. ¬печатл€юща€ мизансцена, когда одного из танцовщиков везут за ноги по диагонали через сцену, и песок, высыпа€сь из его выт€нутых рук, оставл€ет на полу длинную белую полосу. ≈ще более впечатл€юща€ – когда в луче света на героиню с высоты проливаетс€ насто€щий дождь из этого песка.



‘ото: ѕресс-служба ћихайловского театра/—тас Ћевшин


“анец «персонажей» и «танцовщиков» иногда пересекаетс€ (например, двое танцовщиков в трико подхватывают женщину в платье, составл€€ с ней трио), но стилистика танца у них разна€, и музыка им отдана разна€ по характеру: «персонажам» – т€гуча€, «танцовщикам» – ритмична€, причем если у первых партитура иногда кажетс€ просто подложенной под сложносочиненную хореографию, то у вторых танец рождаетс€ из импульсов музыки. ¬ подтексте дуэтов и соло «персонажей» – нека€ драма отношений, изматывающих страстей.  лассические позы, возникающие в их танце, плав€тс€ и текут, как часы у —альвадора ƒали: партнер носит, крутит, перекидывает женское тело в сложных поддержках, транслирующих напр€женные эмоции, а в конце дуэта женщина безвольно повисает, перекинута€ через его плечо.

“анец остальных участников спектакл€ ритмичен, четок и зар€жен не эмоцией, но энергией. Ќачинают его два танцовщика, затем возникает пара, потом втора€, потом еще две, комбиниру€сь на прот€жении спектакл€ по-разному и череду€сь с парти€ми «персонажей». » если у «персонажей» танец усложнен, запутан, и вызывает томительную тревогу, то у «танцовщиков» он упруг и спортивен. » драматичен, но драматизм здесь совсем другого характера, как и виртуозность. Ёта энерги€, четкость, упругость, а также плотный контакт движени€ с музыкой захватывают, завод€т и доставл€ют удовольствие. —труктура движений €сна: полифони€ (синхронность и выходы из нее) и эластичность св€зей между партнерами — в прыжках один т€нет другого, тот смещаетс€ и возвращаютс€ на место, как будто они прикреплены друг к другу невидимыми резинками; и прыгают они подобно м€чам — энергичными пружинистыми прыжками.

—цена из репетиции спектакл€
—цена из репетиции спектакл€ "Ѕела€ тьма", хореограф-постановщик Ќачо ƒуато

‘ото: ѕресс-служба ћихайловского театра

“ело в танце восьмерых подано как бы крупным планом: и простой бег, и ритмичные движени€ плечевого по€са, например, в системе этого балета тоже станов€тс€ «па».

¬ообще многие движени€ в хореографии «Ѕелой тьмы» типичны дл€ ƒуато. ¬ частности, они повторены в петербургской «ѕрелюдии», идущей в спектакле непосредственно перед «Ѕелой тьмой», но поставленной много позже: там есть та же мизансцена с женщиной, сто€щей спиной к нам и лицом к пр€моугольной преграде в глубине сцены, есть та же поддержка, когда партнер как бы останавливает танцовщицу на лету, обхватив ее за живот, так, что руки и ноги выт€гиваютс€ вперед, продолжа€ прерванный полет, есть те же ноги утюжками, те же шаги в воздухе с согнутыми коленками. ј вот каучукова€ упругость танца и ритмов, похоже, свойство именно этого произведени€, и свойство замечательное (пусть не обманет читател€ легкомысленна€ ассоциаци€ с м€чами — энергетика здесь того же свойства, какое есть, скажем, во многих произведени€х Ўостаковича). ќтметим, что среди восьмерых танцовщиков очевидно выдел€лс€ Ћеонид —арафанов — и виртуозностью, и осмысленностью танца.



‘ото: ѕресс-служба ћихайловского театра/—тас Ћевшин


Ќу и, наконец, сцена: декораций здесь, пон€тное дело, нет, но "Ѕела€ тьма" идет не в пустоте. ѕричем мен€ющий конфигурацию занавес — не единственное, что тут есть, есть еще свет, который работает не только на эмоциональный фон, но и на формирование пространства (художник по свету — ’уп  абурт). „етверо танцовщиков, одновременно присутствующие на сцене, получают свои соло в разных ее углах, в поочередно зажигающихс€ лучах света, выхватывающих из темноты небольшие площадки. Ќо только не в привычном, лишенном смысловой нагрузки световом круге, который наше сознание об€зательно вынесло бы «за скобки», а в световых пр€моугольниках, которые станов€тс€ образом неких тесных помещений — и метафорой одиночества, запертости, своего рода тюрьмы, если хотите, но тюрьмы эфемерной, как бы внутренней. ÷енность этого образа еще и в том, что он не нав€зчив: соло в квадратах очень короткие и идут друг за другом, как части одной художественной фразы.

Ќу, а теперь загл€нем в программку. “ак что же значили романтические страсти «персонажей», белый дождь, световые квадраты и меловой круг, очерченный белой пылью? „итаем: «Ёто свободное размышление на темы наркотиков и их вли€ни€ на наше поведение в обществе, на способность общатьс€ с окружающими людьми и в конечном итоге на всю нашу жизнь. ’ореограф ни на чем не настаивает, он всего лишь свидетель, а не судь€, его работа — приглашение к размышлению на тему больную и неоднозначную». ¬от тебе и раз! “ема, конечно, масштабна, и поразмышл€ть о ней стоит. Ќо размышлени€ эти получаютс€ такими прекраснодушными, и с программкой балет выгл€дит гораздо наивнее, чем без нее. ј если не огл€дыватьс€ на этот социальный посыл, то уровень художественных обобщений гораздо выше и шире.

»нна —кл€ревска€, «‘онтанка.ру»
 

¬олдеморт-заразитель, поиски вакцины и профессорские фейки. „то смотреть, слушать и читать о пандемии

 ак изменилс€ мир из-за COVID-19, как вести себ€, чего опасатьс€, и когда мы, наконец, вернЄмс€ к нормальной жизни? ∆урналисты Ђ‘онтанкиї советуют записи лучших научно-попул€рные лекций, которые слушают и смотр€т сами.

—татьи

>