Наталия Фиссон: «Очень волнует, что у нас в городе нет памятника Хармсу»

24 апреля 2014, 10:41
Версия для печати Версия для печати

Совсем скоро заслуженная артистка России, клоунесса, телеведущая и просто красавица Наталия Фиссон отметит круглую дату. Но поскольку серьезные пафосные юбилеи – совершенно не в стиле ни самой Наталии Фиссон, ни главного и единственного в ее карьере театра «Комик-трест», где она демонстрирует уникальный талант меняться до полной неузнаваемости, в день рождения Наташи город ожидает новое, эксцентрично-ироничное действо.

- Так что же, собственно, будет 11 мая в Петербурге вместо твоего юбилея?

- 11 мая в Учебном театре в 18 часов начнется удивительное действо – 110-летие Сальвадора Дали, с которым я родилась в один день. Очевидно, что я являлась ему во сне, хотя в жизни у него была Гала, разумеется. Но наш театр продолжает идеи Дали, и на сцену в этот вечер выйдут мужчины, которые имеют прямое отношение к его мировоззрению: это Анвар Либабов, Илья Лазерсон, Митя Шагин, Андрей Ургант, Сергей Мигицко. Они будут делать конферанс-поздравление Сальвадора Дали и меня. Кроме того, мы покажем фрагменты из спектаклей «Комик-треста», а в фойе развернется выставка-инсталляция – в частности, искривленная афишная тумба в стиле Дали. Потому что город Петербург, как нам кажется, является продолжателем идей Дали.

- Почему? Он же такой прямолинейный и серьезный.

- Да, но именно эта его серьезность рождает непрямое и нелинейное мышление у его обитателей. Это все-таки город авангарда. У нас есть галерея Сальвадора Дали, выставки, ему посвященные, два или три спектакля про Дали и по его творчеству. И творчество лидирующих режиссеров несет на себе печать этого художника: кто скажет, что Андрей Могучий ставит не в этой системе координат, пусть первый бросит в меня камень. Кстати, Могучий тоже выходит на сцену в этом поздравлении. Мы уже под него придумали эпизод. Кроме того, будет выставка лучших фотографов Петербурга, которые снимали «Комик-трест» и Наталию Фиссон. Оформляет всё это Вера Зелинская – один из лучших на сегодня художников нашего кинематографа, а также Татьяна Тараканова – художник театрального товарищества «Комик-трест». Так что фойе Учебного театра преобразится так, что его никто не узнает.



Фото: Пресс-служба театра "Комик-трест"

- Какова глобальная идея всего действа?

- Принести городу праздник, большой позитив, дать возможность новыми глазами посмотреть на себя и на творчество театра «Комик-трест». Там будут показаны отрывки из спектаклей, которые уже не играются – например, из спектакля «Сэконд Хэнд». А главное, что все герои, которые придут нас с Дали поздравить, будут почти не узнаваемы.

- Ставит это невероятное шоу Вадим Фиссон, конечно?

- Ну а кто же еще?!

- А как вообще живет «Комик-трест»? С тех пор, как давным-давно был разрушен ДК Первой Пятилетки, у вас ведь дома так и не появилось?

- Дома не появилось, но появились площадки, с которыми мы регулярно сотрудничаем. Мы ежемесячно играем спектакли в Учебном театре, по-прежнему играем уникальный проект «Рататуй» в Чаплин-холле и «Нафталин» в Чаплин-клубе. И всё это можно будет увидеть в мае.

- Меня потрясла своей все возрастающей актуальностью антитоталитаристская пантомима «Белая история», которой уже больше десяти лет и которую я в декабре пересмотрела в Турине, где «Комик-трест» выступал в рамках проекта «Детский Петербург».

- Да, она ставится всё актуальнее, увы.

- А что-то новое ставите?

- Да, 1 января мы отыграли серию предпремьерных спектаклей под названием: недетский утренник «А зайцы здесь тихие». Это проект, связанный с толерантностью, потому что среди героев – бригада дворников, которая сталкивается с разными уличными историями.

- А ты в курсе, что толерантность теперь не в тренде? Проект Основ государственной политики в сфере культуры читала?

- В понятие толерантность можно, наверное, разные смыслы вкладывать. Но никуда не деться от того, что Петербург почти с момента своего основания – многонациональный город, где уживаются самые разные конфессии. С дореволюционных времен повелось, что армяне тут были сапожниками, татары – дворниками и так далее. Другое дело, что по отношению к людям, которые сюда приезжают, конечно, должна быть политика, которой много лет не было. Кто на сегодняшний день наводит чистоту в этом городе? Если честно ответить на этот вопрос, все вопросы о толерантности исчезнут. Всё станет понятно. Спор тут может быть только семантический. Для меня совершенно очевидно, что существование в многонациональном городе требует уважения к другим культурам. У нас, например, есть социальная программа «Театр – доступная среда», и мы стали на спектакли этой программы, которой мы очень гордимся, приглашать не только россиян, которые по причинам каких-то ограничений – физических или материальных – не могут в театр попасть. Но и, скажем, многодетные семьи других национальностей. Так вот эти люди, которым поначалу сложно было даже ориентироваться в новой языковой среде, стали приходить на спектакль «Белая история». И мы видим, что для них это просто потрясение – наличие в этом городе, который по отношению к ним достаточно агрессивен, такого понятного, доступного для них во всех смыслах театра. Посмотрев наш спектакль, они начинают интересоваться российской культурой вообще, и мне кажется, что роль театра тут трудно переоценить. Но надо этим заниматься. Если бы таких программ было побольше, мы бы на выходе имели гораздо больше людей, готовых вступать с нами в диалог, а не защищаться от нас разными способами.

Если эти люди живут здесь, значит, город в них нуждается, и значит, он должен выработать программу, политику, помогающую им ассимилироваться в нашем обществе. Я повторю: посмотрите вокруг – кто убирает наши улицы, кто строит наш город, кто нас кормит? Ответ очевиден. И эти люди присутствуют в нашем спектакле «Полный рататуй».

- Они не обижаются, что вы их в клоунаде выводите?

- Наоборот! Каждый раз, когда действие доходит до номера про них, они все, слыша дудук, вываливают из кухни – тихо, из углов, из-за занавесок, где бы мы ни выступали – в Москве или здесь.

- То есть, в каждом ресторане есть такие вот гастарбайтеры?

- Да, и мы ведь не конкретизируем национальность, мы сделали собирательный образ. У нас они не грузины или узбеки, а какие-то странные восточные люди. И поскольку мы действительно сочинили историю про них всех, про то, откуда они приехали, то они, на время этого эпизода превращаются из чернорабочих в зрителей – они смеются и плачут одновременно.



Фото: Пресс-служба театра "Комик-трест"

- Тут дело еще, видимо, и в том, что в вашем спектакле совершенно нет агрессии.

- Да, зато есть самоирония. Это ключевая составляющая стиля «Комик-треста», и мы призываем город с иронией посмотреть на себя. А это еще и значит, открыть в себе новые ресурсы, новые возможности, а не просто запирать везде двери и говорить «нельзя». Я сейчас читаю специальную литературу, потому что, кроме того, что занимаюсь театром, я теперь еще и преподаю.

- Преподаешь – что?

- А это очень интересная история. Я разрабатываю тренинги для женщин в так называемой self-made school – где люди сами создают себе имиджи. Но сказать я хотела о том, что сегодняшний бизнес – который, казалось бы, изначально был в чистом виде миром наживы – сейчас выходит на совершенно другие уровни. Например, в Москве создана школа нравственного лидерства. Потому что, как показал опыт, выигрывает и побеждает на сегодняшнем рынке тот, кто берет на себя еще и социальные обязательства. Причем, речь не о том, что социально-ответственный бизнес становится модным, а о том, что в нем есть насущная необходимость: машины и аппараты становятся всё сложнее, и тот рабочий класс, который должен на них работать, должен что-то соображать. А где его взять? Его нужно вырастить самим. Поэтому именно представители бизнеса берут на себя решение тех задач, которые не успевает решать государство. И выясняется, что, если человек, который попадает в среднее училище, в школе еще и песни пел или самолетики клеил, то потенциал у него гораздо больше, учится он быстрее, а значит, денег на него приходится тратить меньше. Так что бизнесмены сегодня пришли к тому, что они должны спонсировать еще и клубы рядом со школами – то есть, поддерживать всю образовательную линейку. А кроме того, стало ясно, что не уровень зарплаты определяет успех предприятия, поэтому олигархи работают сегодня над тем, чтобы у руля в их организациях стояли люди, которые умеют вдохновить. Так что тенденции в бизнесе явно идут вразрез с тенденциями новой культурной политики.

- Ну так политика же сверху спускается и преследует собственные цели, политические, а не культурные.

- Правильно. А бизнес ориентируется на реальную ситуацию в обществе и решает реальные проблемы – черпает ресурсы из новых источников. Например, сейчас речь идет о том, что женщин-управленцев будет значительно больше. Поэтому разрабатываются новые учебные программы. Вот мы с коллегами сейчас разрабатываем образовательную программу «Запрещенные женские приемы в бизнесе». Меня сейчас очень серьезные фирмы приглашают вести тренинги для топ-менеджеров. Это еще одна новая тенденция в бизнесе: крупные хозяева понимают, что бессмысленно покупать топ-менеджеров по стране и за рубежом, их надо вырастить самим, выбрав самых талантливых из своих.

- А как зарабатывает деньги «Комик-трест»? Вы же негосударственный театр, и в этом смысле, тоже немного занимаетесь бизнесом. Вы по-прежнему, зарабатываете жизнь в Европе? Это я к тому, что еще один тренд новой культурной политики – гастроли столичных театров в регионах родной страны.

- К сожалению, пока мы совсем не ездим по России. Но и в Европе сейчас зарабатывать всё сложнее, потому что там тоже – кризис, и многие фестивали закрылись. Мы бы с удовольствием ездили по России, но, к сожалению, несмотря на новые тенденции, у государства пока нет механизмов, чтобы такие театры, как наш, начали ездить по стране. Но я хочу сказать о том, что наш театр несет очень интересный взгляд на мир. Которого в России как раз недостает. Потому что когда мы выступали в России – в основном, это были фестивали, в Новосибирске, в Челябинске – зрители наши, российские были в восторге. Они подходили и говорили: «Как жалко, что мы вас до сих пор не знали». Вот только что на канале «Культура» прошел фильм о нашем художественном руководителе Вадиме Фиссоне. Фильм назывался «Человек с неограниченными возможностями», его снял Михаил Грушевский. Так нам стали звонить со всех уголков страны с вопросом: «Почему вы не приезжаете к нам?» А нам ответить нечего. После этого фильма к нам на спектакль «Белая история» приехала целая бригада пенсионеров из Москвы, мы сделали для них билеты по символическим ценам. Но вообще, конечно, если бы кто-то разработал схему, по которой частные театры могли бы получать финансирование на гастроли по стране, это было бы очень здорово и правильно.

- А в Крым бы вы поехали?

- Да мы бы мечтали. Во-первых, мы там не были с детства. А если бы появилась возможность поехать, да еще и выступить – так это просто счастье. Другой вопрос: есть ли там площадки для театра такого формата, как наш. Все-таки мы играем в достаточно камерных залах – максимум на 800 зрителей, и зал при этом должен быть уютным, не сараем. Но при этом у нас есть и спектакль, который можно играть в ресторане – уже упоминавшийся «Полный рататуй». Это абсолютно уникальный для России формат спектакля – в стиле dinner-theatre (dinner – обед) больше вообще никто в стране не работает. В Европе в каждом крупном городе есть театральная команда, которая что-то подобное играет. У нас в Москве пытались такое создать, но у них всё быстро развалилось, потому что это не так просто, как кажется – тут надо очень тонко сотрудничать с ресторанным бизнесом: и не мешать ему, и в то же время, чтобы это было по приколу. Это история о еде, про еду, и про то, как готовят еду, с обязательным кормлением зрителя. Но кроме того, это история и о том, что происходит у нас в стране вообще. Помнишь, у нас была такая тенденция – оптимизировать расходы за счет сокращения кадров? И вот у нас весь спектакль – история о том, как уволили балет, оркестр и официантов, и кухня пытается сделать всё: и накормить, и показать шоу, и обслужить. И мы, видимо, точно всё угадали, потому что многие петербургские рестораторы стали нашими постоянными зрителями, как и их поставщики. Я же говорю: ирония – то, что лечит и открывает новые горизонты.

А с другой стороны, у нас есть клоунада о войне «Антоний и Клеопатра» – он вроде бы смешной, буффонный, по-детски наивный, но он настолько попадает в ситуацию, которая происходит сейчас! Там же война начинается с нуля, из ничего – буквально, из-за того, что один другому на ногу наступил. А заканчивается история тем, что все умерли. Но в финале есть танец дружбы народов в лучших традициях советских олимпиад – лучшее-то было не только в дореволюционной России. Я, например, до сих пор помню, как в школе изучала национальные литературные произведения, национальные костюмы, скажем, прибалтийские. То, что они, люди, живущие в других республиках, – другие, вызывало не агрессию, а интерес. Так что в Крым мы бы поехали, не задумываясь, но и в Питере нам очень нравится выступать. И, надеюсь, юбилей Дали нам тоже удастся.

И еще: сказала про Дали, и вспомнила про другого великого человека искусства, у которого, как мне кажется, был близкий Сальвадору Дали взгляд на мир. Это Даниил Хармс. Очень волнует, что у нас в городе нет улицы Хармса и памятника Хармсу. Я даже знаю скульптора, который мог бы его создать – это Дмитрий Каминкер. Мне кажется, Хармс – это его стиль. Хармс для Петербурга – ключевая фигура. Не было бы Хармса, не было бы «митьков», не было бы «Лицедеев» и многих других лирических чудаков. А когда имя не на слуху, оно уходит из актива, перестает питать, вдохновлять художников новых поколений, а Хармс, его эстетика, его позиция, на мой взгляд, имеет прямое отношение к нравственному здоровью нашего города. Поэтому предлагаю творческим людям объединить усилия, чтобы это появилось.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
 

Игры без разума. На экранах — драма Мишеля Франко «Память» о встрече двух травмированных душ

На майских праздниках на экраны вышел фильм «Память» режиссёра Мишеля Франко с Джессикой Честейн и Питером Сарсгаардом в главных ролях. За свою игру Сарсгаард на прошлогоднем венецианском кинофестивале был удостоен «Кубка Вольпи». Но получилось ли у создателей фильма сказать о знакомом сюжете что-то новое — и запомниться?

Статьи

>