Ширвиндт впервые за 47 лет приехал в Петербург без своей фирменной трубки и рассказал, почему

01 декабря 2012, 16:59
Версия для печати Версия для печати

В первое утро зимы Александр Ширвиндт приехал в наш город, чтобы на сцене ДК имени Горького показать эксклюзивную программу «Мой Ленинград…», где соберет букет воспоминаний о друзьях-товарищах, о своих веселых и разных приключениях в Северной столице. Встретив Александра Анатольевича в холле гранд-отеля «Европа», корреспонденты Фонтанки поинтересовались, о каком другом бы городе Ширвинд мог также говорить весь вечер?

- Ни о каком! – улыбнулся 78-летний мэтр, - Поэтому я и поддался на эту авантюру. Конечно, сыграло свою роль то, что это предложил Андрюша Ургант, мой давнишний друг, которому не могу не верить. Вот мы с ним (Андрей Ургант вызвался быть продюсером и ведущим творческого вечера. – Прим. Авт.) и пустились в такую аферу. Удивительно: я ехал сюда в поезде и думал, куда бы еще я мог также приехать, чтобы в течение двух часов в большом зале рассказывать о своей, я бы сказал, физиологической (нет, не половой!) связи с городом… Такая связь у меня только с Питером!  Даже не с Питером, а все-таки с Ленинградом.

Я решил не выстраивать программу, а взять, и от Московского вокзала, через мою любимую гостиницу «Октябрьская», где я останавливаюсь уже, страшно подумать, сколько лет, пройтись в воспоминаниях по Ленинграду, по Питеру, по тем моим любимым улицам, а главное - людям, которые, к сожалению, процентов на семьдесят уже ушли. Вспомнить тех, с кем связаны жизнь, судьба, молодость, творчество, надежды. Немножко подкрепить свой рассказ кадрами из кинофильмов и телеспектаклей, а также позвать двух-трех моих милых друзей (имена не буду пока называть – вдруг кто-то не сможет придти!) из еще оставшихся…

- Так сошлось, что не только вы, но и ваш ровесник Владимир Познер в первый день зимы устраивает творческий вечер в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии…Скажите, как в столь серьезные годы сохранить энергию, ясность ума, работоспособность?

- Надо не менять своих привычек, продолжать заниматься тем, чем ты занимался всю свою жизнь… Единственное, что меня страшно мучает и тяготит последние пять месяцев – я бросил курить! 47 лет не выпускал трубку изо рта. Друзья говорят, что я мог бы открыть замечательный бутик - у меня же коллекция дорогих, шикарных трубок… Возвращаясь к сегодняшней программе, как не вспомнить, что у меня есть трубки, подаренные такими замечательными ленинградцами, как Фима Копелян, Вадик Медведев, сделанные вашим замечательным мастером Володей Гречихиным… Но я уже бросил! Книг не читал, уколов не делал, не переходил на электронные сигареты – просто зажмурился и бросил! Сделал это после того, как однажды вышел на сцену, открыл рот и вдруг почувствовал, что – кхе-кхе! – и говорить нечем, и дыхалки нет… А в остальном занимаюсь тем же самым, что делал пятьдесят лет назад. Ну, может быть, немножко медленней.

- Один их питерских символов – «Зенит», команда и ее болельщики… А вы ведь тоже страстный футбольный болельщик!


- Я – торпедовец, переживший с командой и громкие победы, и все катаклизмы. Еще до ныне столь бурно обсуждаемого матча «Зенита» с «Динамо» была игра, где тоже прервали матч. В той игре моя любимая команда «Торпедо» играла с «Динамо»… Так я, как назло, приперся на стадион. И когда матч прервали, мой друг, начальник футбольного клуба «Торпедо» Саша Тукманов, сказал: «Пойди к болельщикам, угомони их, они тебя любят!» Но я не пошел. Не могу разговаривать со скандирующими лозунги людьми, чьих глаз не вижу…

- В свое время вы были дружны с Ниной Ургант, теперь продюсером и ведущим вашего «ленинградского» вечера стал Андрей Ургант… А как вы относитесь к Ивану Урганту, который во многом продолжает ваши традиции импровизационного, свободного юмора?

- Недавно Ванька меня вытащил на свою программу «Вечерний Ургант». Ощущения были замечательными, я ведь помню Ванечку совсем крохой… Какие умные, просто фонтанирующие талантом импровизации ребята – Макс Галкин, Юра Гальцев, Ваня Ургант. Я им немного завидую, потому что у нас был всю жизнь немножко поджатый хвост. Импровизируя и якобы раскрепощаясь, мы все время думали: до какой степени позволено! Для них же совершенно не существует табу, и это замечательно. Опасно другое… Проходят годы, вчерашние дебютанты становятся мастерами, и начинается погоня за «всюду». Смотришь, Ваня, Юра, Макс тут, они - там, они - повсюду. И начинается пробуксовка, перебор, и, как следствие, остывает интерес к ним. И даже такие талантливые, умные люди не могут остановиться, притормозить, чтобы не навредить себе самим…

- Александр Анатольевич, какие новости у руководимого вами московского Театра Сатиры?

- Мы выпустили две – тьфу, тьфу, тьфу! – благополучные премьеры. Один спектакль очень трудно давался, хотя ставил Роман Виктюк, замечательный мастер, мой друг, человек-фонтан. Он принес пьесу Альдо Николаи, о которой давно мечтал, и мы собрали молодежный состав - Ольга Аросева, Вера Васильева и Леночка Образцова. Им втроем в сумме лет пятьсот (смеется) – спектакль «Реквием по Радамесу» имеет огромный успех. Они играют историю о трех оперных примах. Там тренажеры на сцене, актрисы бегают, прыгают, возраст свой не скрывая. Тем не менее, это были не репетиции, а такая мука – с криками, истериками, матом, «слезьми»... Сейчас же, когда все улеглось, они собираются, смеются, друг другу дарят подарки!.. А вторая премьера нашего театра – замечательный поэт Юрий Ряшенцев выкопал какую-то старинную пьесу мольеровской эпохи и переложил ее в стихах. И мы выпустили «Средство от наследства» – спектакль-бенефис Федора Добронравова, артиста универсальных возможностей, которому подвластно все. В Москве оба спектакля идут с переаншлагами, и как художественный руководитель Театра Сатиры обещаю, что мы непременно привезем их в Питер.

Михаил Садчиков, Фонтанка. ру
Фото Михаила Садчикова-младшего

Ликвидатор на Чернобыльской АЭС, рок-звезда — неизвестная биография Аллы Пугачевой

В этот апрельский понедельник своё 75-летие отмечает, пожалуй, самая яркая, запоминающаяся и народная артистка СССР — Алла Пугачева. За те десятилетия, что Пугачева была на отечественной эстраде, можно сказать, что мы знаем о ней всё. Но, возможно, главное мы всё-таки упустили.

Статьи

>