Время отдавать долги: подведены промежуточные итоги года культуры в СЗФО

14 апреля 2014, 11:32
Версия для печати Версия для печати

11 и 12 апреля заместитель министра культуры Алла Манилова провела в Петербурге конференцию «Год культуры: лучший опыт регионов», на сей раз посвященную Северо-Западному федеральному округу». До этого подобные конференции прошли в Центральном и Северо-Кавказском ФО. На трибуну по очереди выходили министры культуры 11 субъектов федерации, а также заместитель полпреда Любовь Совершаева, депутат Госдумы Елена Драпеко, сенатор Вадим Тюльпанов.

Цифры и факты года культуры

Для начала напомним некоторые цифры, связанные с годом культуры, которые в зале Парламентской ассамблеи озвучила собравшимся госпожа Совершаева: процент отчислений из бюджета субъекта федерации на культуру не должен быть меньше трех процентов, зарплата работников культуры не может составлять менее 64,9 процентов от показателя средней зарплаты по региону.

Прозвучали и некоторые другие любопытные цифры и факты: в рамках года культуры только субсидии федерального бюджета на развитие культуры в регионах составляют три миллиарда рублей. И роль Совета Федерации и лично Валентины Матвиенко в предоставлении этих средств и в том, что год культуры проходит в России, по словам Аллы Маниловой, трудно переоценить. Причем, замминистра особо подчеркнула, что ни одно федеральное учреждение на эти деньги претендовать не может. А регионы должны предоставить заявки на субсидии по четырем направлениям.

Первое направление – совершенствование материально-технической базы учреждения культуры. «Эти средства должны быть вами освоены самым эффективным и понятным для людей образом», – сурово заявила замминистра. В качестве примера Алла Манилова привела кинотеатры, которые почти исчезли в поселениях. Вторым целевым вложением федеральных средств в регионах была названа закупка специализированного автотранспорта: в поселения должны приезжать не просто автобусы с массовиками-затейниками, а целые автоклубы, оснащенные Интернетом и снабженные нужной аппаратурой для проведения концертов и спектаклей на современном уровне. На третьем направлении вложения федеральных средств – поддержке малых городов, где есть объекты культурного наследия, – заместитель министра остановилась особо: «Мы должны растить шедевры Северо-Запада. Посмотрите на Суздаль: там на 10,5 тысяч населения 117 отелей. Посмотрите на Дмитров, Углич, на Елабугу в Татарстане. В СЗФО нет таких ярких примеров, хотя у Тихвина есть все шансы встать в этот ряд. Тут, несомненно, должна быть поддержка усилий деятелей культуры региональными властями, и Министерство культуры готово в этом помогать». В качестве четвертой и последней сферы деятельности региональных чиновников, которое будет субсидировано сверху, был назван культурно-познавательный туризм – привлечение российских и зарубежных гостей путем создания одного-двух якорных, по определению Аллы Маниловой, мероприятий, который будут брендировать регион. Образцовым примерами подобной работы, по мнению замминистра, стали «Алые паруса» в Петербурге и проект «Вологда – новогодняя столица России», который в 2014 году принесл городу 133 тысячи туристов за две недели «рождественских каникул».

Поднявшийся на трибуну теперь уже московский гость Вадим Тюльпанов в своей «арии» не скупился на невеселую статистику. Прежде всего, он сообщил, что одним из итогов года культуры станет заметное сокращение числа библиотек – на 328 (прежде всего, за счет сельских библиотек), хотя, например, в Республике Коми, Карелии и Петербурге оно и увеличилось. Охват населения библиотеками на сегодняшний день не превышает 37 процентов. Кроме того, число музеев в регионе уменьшилось на 28, количество детских школ искусств на 43. Да еще и 13 процентов музеев размещено в зданиях, не предназначенных для хранения коллекций.

Невеселую библиотечную тему продолжила законодатель Елена Драпеко, сообщившая à propos, что именно в год культуры из федерального бюджета исчезла строка: на поддержку федеральных библиотек. Комитет по культуре Думы надеется эту строку вернуть. Среди других законодательных инициатив в сфере культуры были названы: новый закон о культуре, проект стратегии развития культуры на ближайшие годы и увеличение полномочий в области культуры, которые до смешного малы, но при этом городские власти расширению этих полномочий упорно сопротивляются.

При общих невеселых итогах – а год культуры, прежде всего, и нужен был, думается, чтобы провести эти тотальные замеры по всем направлениям в культуре, осмыслить их и начать действовать, – воодушевляла сама постановка вопроса. Приоритетом стали не формальные отчеты (как часто и до сих пор бывает на крупных встречах власти и исполнителей), а внятная постановка проблем и осознание того, что не только культура, как говорил Костик Ромин из «Покровских ворот», в большом долгу перед народом, но и государство изрядно задолжало культуре. Модератор дискуссии Алла Манилова не раз в процессе встречи обратила внимание слушателей, что в отличие от образования и медицины, культура еще никогда не была национальными приоритетом, отчего и образовались те серьезные диспропорции и в разделе зарплат, и в разделе технического оснащения. Очевидно, что и памятники очень постепенно и пока только самые значительные обретают первозданный вид. И проблема взаимодействия культуры и бизнеса только начинает решаться на законодательном уровне – и это не закон о меценатстве, а попытка применить к культурной сфере закон о концессиях: сдавать в «длинную аренду» и на очень льготных условиях заброшенные культурные объекты, чтобы они начали, наконец, функционировать по своему прямому назначению и в полном объеме.

Моя Россия: град Петров

Отрадно, что отдавать долги и культура, и государство начали с детей. Перед началом вступления министров Алла Манилова наградила грамотами Министерства культуры РФ тех, кто в Петербурге провел первый этап глобального национального проекта «Моя Россия: град Петров», который родился из инициативы директоров школ и вырос в системную общероссийскую историю, призванную привить молодому поколению вкус к путешествию по своей стране и узнаванию её. Недавно пришедшая на работу в Мариинский театр Анна Кучерова, при прежней власти долгие годы служившая первым заместителем председателя городского комитета по культуре, разработала программу знакомства детей с уникальным культурным объектом – Новой сценой Мариинки, в которой уже приняли участие 18 тысяч детей из 31 субъекта федерации СЗФО и Дальнего Востока.

Отчетная часть началась с того, что петербургский председатель комитета по культуре Василий Панкратов был объявлен еще и как избранный тайным голосованием член президиума координационного совета Минкультуры. Сам Панкратов привел вполне образцовые цифры – зарплата работников культуры составила в 2013 году 78 процентов от средней по региону (в рублях это более 30 тысяч), а в 2014 году пересечет 80-процентый рубеж (притом, что мало какие регионы СЗФО дотянули до 70 процентов). На культуру из бюджета отчисляется 3,31 процент, и комитет по культуре рассчитывает на допфинансирование до конца года.

Вставший на ремонт в конце 2013 года ЦВЗ «Манеж» откроется без опоздания в начале 2015-го. Завершается реставрация иконостасов Петропавловского собора, парадной лестницы и Греческой галереи Гатчинского дворца, особняка на ул. Михайлова, 4, где разместится популярный у населения Музей хлеба. Правда, до сих пор нет места в городе Музею блокады, что при общей установке на патриотизм как один из главных приоритетов культурной политики кажется, как минимум, странным.

Особенно впечатляет, что город, наконец, получил здание для открытой театральной площадки – она разместится на той же улице Михайлова, но в доме 14 – это в двух шагах от метро «Площадь Ленина». Есть у комитета и еще одно перспективное приобретение – Юсуповская дача в Царском Селе переведена на баланс Музея театрального и музыкального искусства, и там появится Музей сказки. «Это очень красивое здание второй половины XIX века, и нам очень хотелось, чтобы там возникло что-то волшебное, – объяснил автору этих строк Василий Панкратов, – поэтому мы отвергли идею размещения в этих стенах дома культуры местного значения, которая тоже существовала».

Не остались без внимания талантливые петербургские дети: в 2013 году прошло 91 мероприятие по выявлению особо одаренных детей, количество участников обозначено цифрой 22 тысячи. А только за первый квартал 2014 года состоялось уже 33 подобных конкурса.

Невозможно не оценить новый выставочный проект: Биеннале музейного дизайна, которая впервые пройдет в городе в ноябре 2014 года и, надо надеяться, не только старомодный внешний вид музейных интерьеров, но их техническое наполнение и принцип их взаимодействия с посетителями изменится радикально в сторону интерактивности и «пиршества для глаз». Панкратов сообщил «Фонтанке», что намерен поручить этот стратегически наиважнейший проект Елене Коловской, практически безупречному профессионалу-культуртрегеру, директору одной из самых современных по стилю и способу существования в сегодняшней реальности организации – фонда «Про Арте».

Две другие креативные инициативы связаны с изменением формата городских праздников, ибо именно в этой сфере, по словам господина Панкратова, обозначился явный застой. Формальные концерты на Дворцовой город не устраивают, ставка отныне будет делаться на объединяющие людей в творческом порыве мероприятия. В День города, например, Невский проспект перекроют, и 17 тысяч квадратных метров превратятся в танцевальную площадку. Повторится культурная инициатива номер один прошлого года – попавший в книгу рекордов по России хоровой фестиваль «Мира восторг беспредельный», в рамках которого на ступенях Исаакия разом спели около 4000 человек. А также в начале осени впервые случится Первый морской фестиваль искусств, который сыграет на романтическом отношении горожан к морской тематике: предполагаются выставки, концерты на соответствующую тему – разумеется, на фоне парусов – на набережной лейтенанта Шмидта, от памятника Крузенштерну до Горного института.

Есть и еще одна надежная практика борьбы с застоем в культуре, которую Комитет по культуре применяет давно и регулярно – системная поддержка негосударственного сектора, который не дает спокойно спать сектору государственному, создавая достойные и конкурентоспособные произведения. В 2014 году оно (финансирование) увеличилось в два раза – и тут автор текста выступает еще и свидетелем, так как уже несколько лет входит в комиссию по негосударственным театрам культурного комитета.

Петербург лучший, но победить можно только вместе

В качестве итогового комментария к историческому без преувеличения совещанию стоит сказать, что хотя явные победы родного города в сфере культуры и радуют, но эту радость безмятежной никак не назовешь. Как показал опыт недавних политических событий, все мы находимся на единой подводной лодке, с той оговоркой, что «задраить» соседние отсеки в случае сбоев в их работе, не выйдет. И укрепление культуры – тут сложно спорить с пафосом господина Тюльпанова – не менее важно сегодня, чем укрепление границ. И плачевное состояние домика родителей Пушкина в Ленобласти, и отсутствие вечного огня у «Разорванного кольца» (он вот, вроде бы, как раз в год культуры должен появиться), и невостребованные туристами усадьбы русских писателей – такие, как знаменитая «Пустынька» Алексея Толстого в каньоне реки Тосны, где «родился» Козьма Прутков, или усадьба Римского-Корсакова в Псковской области, а главное, зарплаты работников культуры, не дотягивающие до 20 тысяч рублей (хотя в процентном соотношении показатели и выглядят зачетными) – всё это, в конечном счете, в разы повышает коэффициент взрывоопасности в обществе. И в этом смысле, вполне символично, что год культуры в стране совпал с годом самой сильной политической напряженности в России в XXI веке. Возможно, что именно сейчас вспомнив о роли культуры, государство успело-таки вскочить в последний вагон уходящего цивилизованного поезда. Хочется надеяться, что успело.

Направление действий тут видится одно, и его Алла Манилова обозначила четко: крупные культурные проекты должны отправиться не только в Крым, но и в остальные 83 региона страны. Гастрольные маршруты должны покрывать карту России повсеместно – как карты дорог и даже плотнее: нельзя не охватить и Ненецкий ФО, и те участки Коми, где, как пошутил тамошний министр культуры Альберт Рудольф, «где пройдут два оленя там уже дорога». И что уж действительно невозможно переоценить, так это подобные встречи, где министры культуры договариваются напрямую с руководителями культурных институций Петербруга, а министерство культуры в лице начальника Департамента туризма и региональной политики Ольги Яриловой берет проекты на карандаш. А также – просветительскую и миротворческую роль культуры, которая по самой сути своей предполагает диалог человека с человеком, делая ставку, а на похожесть, общность, со-чувствие, приносящая радость узнавания себя в другом, который в этом случае перестает казаться чужим, тем более – врагом.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>