ѕедагогическа€ поэма

07 апрел€ 2014, 13:54
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

Ќа новой сцене Ѕƒ“ в  аменноостровском театре по€вилс€ кукольный спектакль по прозе януша  орчака, рассчитанный на просмотр родителей с детьми младшего и среднего школьного возраста. ¬ постановке лауреата ««олотой маски» ≈вгени€ »брагимова. ¬ спектакле зан€ты более полусотни кукол и один драматический артист “арас Ѕибич. » это не значит, что Ѕольша€ драма превращаетс€ в “ё«. ј значит, что Ѕƒ“ шаг за шагом реализует программу «Ёпоха просвещени€».

“очнее сказать, «Ёпоха просвещени€» – больше, чем программа, это – направление художественных поисков театра в целом, которое нынешний художественный руководитель театра јндрей ћогучий считает магистральным. Ёто – новое позиционирование театра, который отказываетс€ быть «ложей дл€ посв€щенных» и открывает двери дл€ всех горожан. «ритель должен иметь возможность прийти в театр не только во врем€ спектакл€, музей, ресторан, выставки, встречи должны проводитьс€ и в то врем€, когда спектакли на сцене не идут. ¬ажно, чтобы в противовес торгово-развлекательным комплексам возникли культурно-познавательные модели, базой дл€ которых могут и должны стать крупные музеи и театры, как это происходит во всем цивилизованном мире.

Ёти тезисы ћогучий в очередной раз озвучил, открыва€ семинар «“еатр и общество», в рамках которого был подписан долгосрочный договор о сотрудничестве Ѕƒ“ им. √.ј.“овстоногова с –√ѕ” им. ј.».√ерцена: Ѕƒ“ еще и берет на себ€ функцию подготовки учителей новой формации, владеющих театральными методиками и способных примен€ть их во врем€ учебного процесса. ƒл€ этого организована «ѕедагогическа€ лаборатори€ Ѕƒ“». ¬изит педагогов вместе с учениками в театр – непременна€ составл€юща€ этого специфического образовательного процесса.

ћежду тем, спектаклей, где сегодн€шние школьники могли бы увидеть на сцене своих сверстников и погл€деть на них, как в зеркало, в городе – раз, два и обчелс€. ј вот главному герою постановки « огда € снова стану маленьким» хорошо известного театралам режиссера ≈вгени€ »брагимова – те самые 12 лет, когда вопросов к жизни несопоставимо больше, чем ответов, а задать их родител€м нет уже никакой возможности, потому что родители всЄ еще считают человека маленьким. » легендарный польский педагог януш  орчак, погибший в 1942-м в фашистском лагере уничтожени€ “реблинке вместе со своими воспитанниками, посв€тил дес€тки своих трудов доказательству и раскрытию того тезиса, что ребенок – не будущий человек, а насто€щий, и он имеет право не только на любовь и понимание, но и на то, чтобы отказатьс€ от педагогического воздействи€, если его убеждени€ оказываютс€ иными, и даже – на моральное осуждение взрослых. ѕон€тно, что в советской –оссии такие установки не могли приветствоватьс€, да и в –оссии сегодн€шней мало в каких школах захот€т сн€ть со стен плакаты с хрестоматийными девизами и повесить «ƒекларацию прав детей», собранную из цитат януша  рочака. Ќо всЄ, что  орчак успел написать, включа€ и его чудом сохраненный дневник, – это и есть насто€ща€ педагогическа€ поэма, манифест взрослого человека, избравшего своим приоритетом детство с его бескорыстным гуманизмом.



‘ото: ѕресс-служба Ѕƒ“/—.»онов

—пектакль « огда € снова стану маленьким» начинаетс€ со слова, которое – в зависимости от возраста – или окунает зрител€ в поток ностальгических воспоминаний или заставл€ет пережить восторг узнавани€.

- ѕереезжаем! – с затаенным восторгом произносит “арас Ѕибич, – и огл€дывает полтора дес€тка сундуков и чемоданов, расставленных по сцене. » тут же декорации начинают чудить: как вы€сн€етс€, это не просто чемоданы, в каждом из них спр€таны €щички, лесенки, иногда – целые комнатки. ј в них – крошечные, 20-сантимертровые куклы мамы, папы, младших братиков и сестренок: ¬ицус€, ћани, Ѕлошки, младенца јбу (в основе спектакл€ – повесть  орчака «—лава»). » поскольку зрители сид€т тут же, на трибунах, установленных пр€мо на небольшой сцене  аменноостровского театра, то всех героев можно (и хочетс€) разгл€дывать пристально и долго: и ќлека, мечтающего о славе, и Ќаталку, дочь политзаключенного, и глухонемую ћихалинку, и толстую лавочницу и ее мужа, который «наоборот, на одной ноге». —воего двойника, 12-летнего ¬ладека, Ѕибич вынимает из-за пазухи и гордо демонстрирует залу – это долгов€зый мальчишка в кепи и курточке в голубую клетку.

ќднако почти сразу становитс€ пон€тно, почему радовалс€ ¬ладек осторожно, негромко. ѕереезжают не в хоромы и не от хорошей жизни, отцовский конкурент «мей открыл напротив кафе с мраморными столами и биль€рдом, и перет€нул к себе всех клиентов отца. “ак ¬ладек впервые сталкиваетс€ с тем, что законы детской площадки во взрослом мире не работают: отец открыл кофейню первый, но это ни дл€ кого не аргумент.



‘ото: ѕресс-служба Ѕƒ“/—.»онов

Ёпизоды жизни подростка, рассказанные “арасом Ѕибичем с нежной, заботливой интонацией талантливого взрослого, впитавшего в себ€ логику детских грез и маленьких трагедий, вплоть до трагедии смерти, котора€ подаетс€ без нажима, акварельно, цепл€ютс€ один за другой по принципу монтажа ассоциаций. Ќо не только в интонации дело, большую роль играет тактильный эффект: прежде, чем начать говорить от лица какого-то из персонажей, актер нежно касаетс€ его рукой куколки – то голову слегка повернет, то усадит фигурку на самый высокий чемодан, по€снив зрителю, что это крыша, – и неподвижные почти куклы начнут оживать в воображении зрител€, как любимые игрушки, которым дети, порой, повер€ют самые сокровенные тайны.

“арас Ѕибич блистательно справл€етс€ с ролью проводника в волшебный мир детства с его наивной верой в исключительность, с его диалогами с богом на равных, с его полетами на€ву, а не только во сне, с его первой любовью, чистой, как первый снег. » в этом смысле оказываетс€ своим и дл€ взрослых, и дл€ детей, сид€щих в зале. “ут надо отдать должное и всем остальным взрослым, создававшим спектакль. ’удожнику Ќаталье ћишиной, котора€ придумала и сотворила в два раза больше кукол, чем по€вл€етс€ на сцене, да не только кукол – чуть не кажда€ сцена превращаетс€ в маленький аттракцион: под крышкой чемодана вдруг обнаруживаетс€ целый класс за партами, и “арас Ѕибич вообразит себ€ учителем, который ни за что не оставил бы без внимани€ выпавший за окном первый снег (есть, о чем задуматьс€ нынешним учител€м), в другой сцене вдруг по€витс€ покатый планшет с оравой детворы, €вившийс€ на первое заседание —–„ (—оюза рыцарей чести), и каждый, выступа€, будет вскакивать и жестикулировать (герои управл€ютс€, как фигурки в настольном хоккее), а во врем€ рассказа о первом в жизни танце ¬ладека с девочкой – красавицей ћарыней из ¬ильно – пара куколок будет кружитс€ пр€мо на виниловой пластинке в недрах старого патефона.



‘ото: ѕресс-служба Ѕƒ“/—.»онов

¬сЄ пространство организовано художником Ёмилем  апелюшем так, что по ходу действи€ оно обнаруживает все новые и новые грани, планы, углы отражени€: заиграют цветные стеклышки витража, и стул под ним окажетс€ уже не просто стулом, а частью храма; осветитс€ окошко высоко над сценой, покажутс€ там мама с папой, артисты Ѕорис  ипнис и —ветлана Ўадрина, – и родитс€ тонка€ метафора, св€зывающа€ родителей с хранител€ми в высшем смысле этого слова (не случайно герои в программке обозначены как ангелы). Ќу а работу режиссера с репутацией кукольника-мага ≈вгений »брагимов, как и работающих с ним в полном аль€нсе музыкального руководител€ постановки Ќикола€ якимова и художника по свету »гор€ ‘омина переоценить невозможно: территори€ детства воссоздана с трепетным вниманием и скрупулезностью, и отча€нной грустью, котора€ коснетс€ всех, но не будет нав€зчивой. ƒо конца ее осмысл€т те, кто знает судьбу  орчака. Ќо полет над облаками – не хочетс€ раскрывать загадку этой удивительной в постановочном плане сцены – сможет совершить каждый.

» именно поэтому € убеждена, что спектакль « огда € снова стану маленьким» – это тот случай, когда театр может позволить себе быть чуть более сентиментальным, чем того, вроде бы, требует наш циничный век. Ќеосмысл€ема€ до сих пор в полной мере (даже дл€ тех, кто посетил “реблинку и јушвиц) жестокость самой жизни требует противовеса – в виде не глобальных философских образов добра и гуманизма, а теплой, ос€заемой, взрывающей пам€ть детства доброты, котора€ проливаетс€ в зале слезами даже у очень суровых с виду взрослых и заставл€ет детей пр€мо во врем€ действи€ обнимать сид€щих р€дом папу и маму.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»

„ем зан€тьс€ 24- 26 сент€бр€: ѕарад цветов, джаз в ѕавловске, Ђ—плинї и ƒень дома

Ќа последних выходных сент€бр€ в городе устраивают сразу несколько Ђпраздников осениї, знаком€т горожан с современными художниками со всего мира и много говор€т о литературе. ¬ гиде Ђ‘онтанкиї Ч три дес€тка вариантов того, как разнообразить досуг. ќт вариантов очевидных Ч до Ђтайныхї.

—татьи

>