Кураторская концепция Манифесты 10: игривый дух и небанальный взгляд
Подготовительная работа к Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10» выходит на финишную прямую. На пресс-конференции в Государственном Эрмитаже были объявлены имена художников, которые будут участвовать в основной и публичной программах биеннале, а куратор выставки Каспер Кёниг познакомил собравшихся со своей концепцией «Манифесты 10». Собравшиеся сделали отдельные акценты на проблемах сотрудничества с художниками-гомосексуальными активистами и вопросах украинского кризиса в его художественном преломлении.
Неоднозначное отношение творческих кругов к самому факту проведения Манифесты в Санкт-Петербурге на фоне украино-российского противостояния, судя по всему, весьма озаботило оргкомитет биеннале. Во всяком случае, директор международного фонда MANIFESTA Хедвиг Фейен (на фото) сделала специальное заявление по этому поводу, полное, впрочем, обтекаемых формулировок. В частности, позиция организаторов выставки состоит в необходимости создания во время Манифесты 10 платформы для открытого обсуждения различных мнений и позиций. Кроме того, во главу угла ставятся свобода творчества, поддержка активной работы художников и кураторов на площадках биеннале и проведение «широкого диалога с общественностью». По поводу украинского кризиса госпожа Фейен, проявив чудеса дипломатии, заявила следующее: «В том, что касается сложной ситуации в Украине и Крыму, MANIFESTA поддерживает всех европейцев и россиян, которые стремятся к нахождению мирных и ненасильственных решений... Я призываю власти найти мирное решение любых спорных и конфликтных ситуаций, особенно текущей ситуации в Украине или в любой стране, пребывающие в ситуации конфликта» Также Хедвиг Фейен заявила о недопустимости всех видов цензуры, включая самоцензуру, и незаконного вмешательства в работу выставки со стороны какого-либо правительства.
Так или иначе, но украинская тема не останется незамеченной на Манифесте. Порукой тому служит участие в выставке одного из самых известных советских фотографов Бориса Михайлова, который представит на биеннале свой проект «Театр военных действий. Второй акт, антракт» – Михайлов сделал серию снимков, посвященных каждодневной «закулисной» жизни киевского Майдана. Этот проект особо отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, увидевший в самом термине «майдан» отсылку не только к украинскому восстанию, но и аллюзию к событиям, происходившим в Каире на майдане Тахрир и в Стамбуле на майдане Таксим.
Украинский вопрос является не единственным камнем преткновения, когда речь заходит о Манифесте 10, многие деятели искусства выражали свое недовольства с фактом ее проведения в России из-за принятия Закона о запрете гей-пропаганды, утверждая что этим нарушаются права личности. Как рассказал Каспар Кёниг, некоторые художники — такие как известный активист Дмитрий Виленский, в обоих случаях выражавший особую позицию — в итоге отказались от участия в биеннале. Другие все-таки решили участвовать в культурном диалоге, обозначив отношение к проблеме в своих работах. Например, Марлен Дюма из ЮАР специально для выставки в Санкт-Петербурге подготовила серию портретов известных мужчин-гомосексуалистов: от многострадального Петра Ильича Чайковского до Оскара Уайльда и Пьера Паоло Пазолини.
Всего в основной программе Манифесты 10 будут представлены работы 55 художников, среди которых такие имена, как Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Томас Хиршхорн, Брюс Нойман, Герхард Рихтер, Синди Шерман, Йозеф Бойс. Также в участники Манифесты записаны Анри Матисс и Джованни Баттиста Пиранези, чьи произведения оказались задействованными в выставочных проектах.
Участники Манифесты 10 создали 35 арт-проектов, среди которых есть весьма любопытные. Японец Татцу Ниши представит в новом ракурсе одну из самых красивых люстр Зимнего дворца, которая его стараниями окажется помещенной в интерьер воссозданной типичной комнаты обыкновенной российской квартиры. Бельгиец Франсис Алис припаркует в Большом дворе того же Зимнего дворца «Ладу» в память о своем потерпевшем фиаско подростковом авторалли из Брюсселя в Москву.
Куратором публичной программы Манифесты 10 стала Иоанна Варша из Польши. Именно эта программа призвана дать ответ на злободневные вопросы, конфликты и обстоятельства и найти во всем этом место для искусства. В рамках публичной программы на петербургских общественных площадках будут организованы дискуссии и тематические встречи. Поскольку проходить все эти мероприятия будут в течение достаточно долгого времени, то окончательный список участников и мест проведения еще не уточнен. Известно, что, в основном, участники публичной программы представляют постсоветское пространство — страны Балтии, Грузию, Украину, Молдавию, но будут также представлены Румыния, Исландия, Польша, США, Австрия. Также известно, что один из проектов публичной программы посвящен такому явлению, как квартирное искусство, в нем примет участие известный петербургский искусствовед Олеся Туркина.
В заключение пресс-конференции Каспер Кёниг рассказал о своей кураторской концепции Манифесты 10. По его мнению, биеннале, представленная в уникальном пространстве Эрмитажа, должна критически оценить прошлое и «самым необычным образом взглянуть на разные моменты в истории искусства». Задача вписать современное искусство в реальность такого мирового музея, как Эрмитаж, будет решаться в «некоем игривом духе». Кроме того, особое внимание Кёниг уделяет молодежи в возрасте до 16 лет, которая, посетив мероприятия «Манифесты 10», должна придти к пониманию того, что «можно быть самим собой, можно делать то, что хочешь делать».
Также на пресс-конференции прозвучал вопрос об отношении куратора к тем из посетителей «Манифесты», кто после посещения придет к выводу о «многозначительной пустоте» ее экспонатов. «Не все воспринимают современное искусство. Это нормально», – толерантно отметил Кёниг.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
На фото: Директор международного фонда MANIFESTA Хедвиг Фейен
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.