Кураторская концепция Манифесты 10: игривый дух и небанальный взгляд

28 марта 2014, 11:42
Версия для печати Версия для печати

Подготовительная работа к Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10» выходит на финишную прямую. На пресс-конференции в Государственном Эрмитаже были объявлены имена художников, которые будут участвовать в основной и публичной программах биеннале, а куратор выставки Каспер Кёниг познакомил собравшихся со своей концепцией «Манифесты 10». Собравшиеся сделали отдельные акценты на проблемах сотрудничества с художниками-гомосексуальными активистами и вопросах украинского кризиса в его художественном преломлении.

Неоднозначное отношение творческих кругов к самому факту проведения Манифесты в Санкт-Петербурге на фоне украино-российского противостояния, судя по всему, весьма озаботило оргкомитет биеннале. Во всяком случае, директор международного фонда MANIFESTA Хедвиг Фейен (на фото) сделала специальное заявление по этому поводу, полное, впрочем, обтекаемых формулировок. В частности, позиция организаторов выставки состоит в необходимости создания во время Манифесты 10 платформы для открытого обсуждения различных мнений и позиций. Кроме того, во главу угла ставятся свобода творчества, поддержка активной работы художников и кураторов на площадках биеннале и проведение «широкого диалога с общественностью». По поводу украинского кризиса госпожа Фейен, проявив чудеса дипломатии, заявила следующее: «В том, что касается сложной ситуации в Украине и Крыму, MANIFESTA поддерживает всех европейцев и россиян, которые стремятся к нахождению мирных и ненасильственных решений... Я призываю власти найти мирное решение любых спорных и конфликтных ситуаций, особенно текущей ситуации в Украине или в любой стране, пребывающие в ситуации конфликта» Также Хедвиг Фейен заявила о недопустимости всех видов цензуры, включая самоцензуру, и незаконного вмешательства в работу выставки со стороны какого-либо правительства.

Так или иначе, но украинская тема не останется незамеченной на Манифесте. Порукой тому служит участие в выставке одного из самых известных советских фотографов Бориса Михайлова, который представит на биеннале свой проект «Театр военных действий. Второй акт, антракт» – Михайлов сделал серию снимков, посвященных каждодневной «закулисной» жизни киевского Майдана. Этот проект особо отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, увидевший в самом термине «майдан» отсылку не только к украинскому восстанию, но и аллюзию к событиям, происходившим в Каире на майдане Тахрир и в Стамбуле на майдане Таксим.

Украинский вопрос является не единственным камнем преткновения, когда речь заходит о Манифесте 10, многие деятели искусства выражали свое недовольства с фактом ее проведения в России из-за принятия Закона о запрете гей-пропаганды, утверждая что этим нарушаются права личности. Как рассказал Каспар Кёниг, некоторые художники — такие как известный активист Дмитрий Виленский, в обоих случаях выражавший особую позицию — в итоге отказались от участия в биеннале. Другие все-таки решили участвовать в культурном диалоге, обозначив отношение к проблеме в своих работах. Например, Марлен Дюма из ЮАР специально для выставки в Санкт-Петербурге подготовила серию портретов известных мужчин-гомосексуалистов: от многострадального Петра Ильича Чайковского до Оскара Уайльда и Пьера Паоло Пазолини.

Всего в основной программе Манифесты 10 будут представлены работы 55 художников, среди которых такие имена, как Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Томас Хиршхорн, Брюс Нойман, Герхард Рихтер, Синди Шерман, Йозеф Бойс. Также в участники Манифесты записаны Анри Матисс и Джованни Баттиста Пиранези, чьи произведения оказались задействованными в выставочных проектах.

Участники Манифесты 10 создали 35 арт-проектов, среди которых есть весьма любопытные. Японец Татцу Ниши представит в новом ракурсе одну из самых красивых люстр Зимнего дворца, которая его стараниями окажется помещенной в интерьер воссозданной типичной комнаты обыкновенной российской квартиры. Бельгиец Франсис Алис припаркует в Большом дворе того же Зимнего дворца «Ладу» в память о своем потерпевшем фиаско подростковом авторалли из Брюсселя в Москву.

Куратором публичной программы Манифесты 10 стала Иоанна Варша из Польши. Именно эта программа призвана дать ответ на злободневные вопросы, конфликты и обстоятельства и найти во всем этом место для искусства. В рамках публичной программы на петербургских общественных площадках будут организованы дискуссии и тематические встречи. Поскольку проходить все эти мероприятия будут в течение достаточно долгого времени, то окончательный список участников и мест проведения еще не уточнен. Известно, что, в основном, участники публичной программы представляют постсоветское пространство — страны Балтии, Грузию, Украину, Молдавию, но будут также представлены Румыния, Исландия, Польша, США, Австрия. Также известно, что один из проектов публичной программы посвящен такому явлению, как квартирное искусство, в нем примет участие известный петербургский искусствовед Олеся Туркина.

В заключение пресс-конференции Каспер Кёниг рассказал о своей кураторской концепции Манифесты 10. По его мнению, биеннале, представленная в уникальном пространстве Эрмитажа, должна критически оценить прошлое и «самым необычным образом взглянуть на разные моменты в истории искусства». Задача вписать современное искусство в реальность такого мирового музея, как Эрмитаж, будет решаться в «некоем игривом духе». Кроме того, особое внимание Кёниг уделяет молодежи в возрасте до 16 лет, которая, посетив мероприятия «Манифесты 10», должна придти к пониманию того, что «можно быть самим собой, можно делать то, что хочешь делать».

Также на пресс-конференции прозвучал вопрос об отношении куратора к тем из посетителей «Манифесты», кто после посещения придет к выводу о «многозначительной пустоте» ее экспонатов. «Не все воспринимают современное искусство. Это нормально», – толерантно отметил Кёниг.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

На фото: Директор международного фонда MANIFESTA Хедвиг Фейен

Новая музыка ноября: The Cure, Linkin Park, Kendrick Lamar, два «Ленинграда»

В ноябрьском обзоре новинок от музыкального продюсера Дениса Рубина — первый альбом группы The Cure за 16 лет, первый альбом группы Linking Park без Честера Беннингтона, альбом-возвращение к корням Мэрилина Мэнсона, неожиданный Кендрик Ламар, традиционная Мишель Гуревич, обросший аранжировками релиз Майкла Кивануки и сразу два альбома «Ленинграда» — с Инстасамкой и без нее.

Статьи

>