БДТ заключил договор с РГПУ им. Герцена и займется воспитанием учителей нового типа
Художественный руководитель Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова Андрей Анатольевич Могучий и первый проректор Российского педагогического университета им. А.И.Герцена Сергей Гончаров подписали договор о сотрудничестве.
Договор – не только общий, но и касающийся совершенно конкретного проекта. С 26 по 29 марта в Петербурге проходит открытый практический семинар для педагогов «Театр и общество». Семинар проходит непосредственно на площадке РГПУ им. А.И.Герцена, но инициатором и организатором выступает БДТ. В качестве ведущих экспертов – или, условно говоря, тренеров – приглашены ведущие специалисты социальных отделов крупных театров Германии – Веймарского национального театра, театра Шаушпильхаус из Дюссельдорфа и знаменитого Немецкого театра из Берлина.
Известно, что образовательному направлению в театрах Германии отводится главная роль. По словам Мелики Рамич, педагога и режиссера Шаушпильхаус, зрители в Дюссельдорфе приходят в театр совсем не только на спектакль, но и на встречи с постановщиками и актерами, и остаются после – на обсуждения. Это – нормальная практика. Кроме того, театр идет в город, точнее едет: по Дюссельдорфу курсирует специальный театральный автобус, который останавливается, в частности, на детских площадках, где артисты выходят и разыгрывают представления. В свою очередь, руководитель отдела театральной педагогики из Веймара Отто Тосс рассказал, что во многих спектаклях его театра участвуют обычные зрители – это не исключение из правил, а целое направление работы театра.
Подписание договора о сотрудничестве между БДТ им. Г.А. Товстоногова и РГПУ им. А.И.Герцена
Фото: Пресс-служба БДТ им. Г.А.Товстоногова
Андрей Могучий официально заявил, что этический вопрос он ставит сегодня во главу угла. И театр, который несет в себе образовательное, просветительское начало, является для него наиболее актуальным. Встреча проходила в закрытом пока для публики историческом здании БДТ на Фонтанке, 65, в Греческом фойе второго этажа, так что Могучий наглядно указал журналистам, что все помещения по его правую и по левую руку – то есть, ресторан и музей – в театре с его приходом стали именоваться «зоной просвещения», то есть, пространством, куда люди смогут прийти в любое удобное им время, до и даже после спектакля. «Эпоха просвещения», по идее Могучего, – это целое художественное направление, которое будет развиваться в тесном контакте с репертуарной программой театра и в тесной же с ней связи. В качестве примера художественный руководитель БДТ привел спектакль «История солдата», который создавался как отдельный музыкальный проект, но органично вписался в просветительскую программу. Так что теперь Борис Павлович, режиссер и руководитель «Социально-просветительского отдела», специально созданного в БДТ, именно «Историю солдата» предлагает посетить школьникам после урока «Как смотреть современный спектакль?», который проводят в городских школах сам Борис и сотрудники его отдела. Два других спектакля, тоже вышедшие в БДТ при Андрее Могучем – «Театр изнутри» Яны Туминой и «Когда я снова стану маленьким» по произведениям чешского писателя и педагога Януша Корчака – также несут в себе дух просветительства: первый – интерактивная экскурсия, которая завершается участием детей в полноценном спектакле, второй – по сути, уроки взросления, основанные на опыте исследования психологии ребенка.
Сам Борис Павлович рассказал собравшимся о семинаре «Театр и общество»: о том, что на круглом столе, которым проект открылся, собрались для обсуждения проблем взаимодействия театра и школы московские гости – драматург Елена Гремина, инициатор проекта для независимых театров «Театр + общество», Елена Ковальская, арт-директор столичного Центра им. Мейерхольда, а также драматург из Тольятти Вячеслав Дурненков, организатор ряда театральных лабораторий для подростков, директор Института музыки, театр и хореографии РГПУ Ирина Аврамкова и многие другие. На этом заседании присутствовали 62 педагога из петербургских школ, добровольно приславшие свои заявки.
Работа с учителями, как пояснил Борис Павлович, – одно из принципиальных направлений деятельности его отдела. Более того, в БДТ, на данный момент, разработан целый проект под названием «Педагогическая лаборатория БДТ», который предполагает обучение педагогов школ театральным методикам, а если быть еще более точными, интеграцию педагогических и образовательных методик. «К сожалению, на данный момент, современное искусство и современный учитель – это совершенно несовместимые понятия. Хуже того, не только педагоги старшего возраста, но и начинающие учителя на поверку оказывается конформистами. Вот эту ситуацию мы и надеемся изменить. Вы же сами знаете, как выглядит школа, где есть творческий учитель – из такой школы уходить не хочется, и какой бывает школа, где такого учителя нет – ее порог не хочется перешагивать. Нам надо сделать учителей агентами театра, бацилла творчества должна проникнуть в школы – и дать дополнительное пространство свободы педагогу и ученику».
Первый проректор РГПУ им. Герцена Сергей Гончаров полностью поддержал спикеров от театра, высказав убеждение, что вверенный ему вуз готов стать партнером театра – переформатировать и изменять вместе с БДТ городское пространство. «Социологи и философы говорят об антропологической катастрофе, – пояснил Гончаров, – об эмоциональном обнищании. Человек должен общаться с человеком – независимо от возраста, но для молодежи эта проблема наиболее актуальна. Надеюсь, что «Педагогическая лаборатория БДТ» станет именно той структурой, которая воспитывает учителей с новыми профессиональными компетенциями. Тут уже прозвучала фраза, что агенты БДТ в РГПУ работают давно (имеется в виду, что ряд актеров БДТ преподает в названном Институте музыки театра и хореографии), и мы надеемся, что студенты и других факультетов получат возможность творческого преображения, которое впоследствии передадут ученикам».
По лицам участников события и по их прочувствованным, а не заготовленным речам было видно, что речь в данном случае не идет совершенно не о подмене деятельности мероприятием, и есть немало реальных шансов, что, как сказал Борис Павлович, «цепочка тематических встреч, семинаров, мастер-классов приведет к созданию целой программы». Уже в сентябре театр намерен презентовать те первые модули, которые будут разработаны.
В завершении встречи Андрей Могучий подчеркнул, что БДТ, несмотря на федеральное подчинение, позиционирует себя именно как городской театр, театр для людей, которые живут в Петербурге. И эта позиция кажется ему основной в его художественной программе.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления