Народный артист России Борис Соколов отмечает 70-летие
Сегодня отмечает юбилей один из самых известных и любимых публикой артистом Ленинграда-Петербурга, актер театра им. В.Ф.Комиссаржевской народный артист России Борис Михайлович Соколов.
Борис Соколов окончил столичный ГИТИС в 1965 году, совсем недолго поработал в Риге. С середины 70-х Соколов живет и работает в Ленинграде. С 1977 – артист Театра им. Комиссаржевской. Коллеги отмечают невероятную отзывчивость, доброту, чувство юмора Бориса Соколова и единогласно утверждают, что именно он все эти годы остается душой труппы. А зрители ценят Соколова за его сокрушительный темперамент, страсть, способность быть невероятно естественным в любых сценических обстоятельствах и любых жанрах. Не забыть пробойное обаяние его Мышлаевского из «Дней Турбиных», сокрушительную человечность Полоумного Журдена, бездонное отчаяние Вилли Ломэна в «Смерти коммивояжера», и безудержность Хэмингуэя в почти документальной, сдержанной по стилю «Диктатуре совести», и многих других персонажей Бориса Соколова, которых объединяет, прежде всего, то слишком человеческое, что так понятно и общедоступно и такой болью и сочувствием отзывается в зрительном зале. Ближайший спектакль с участием Бориса Соколова – «С тобой и без тебя» на сцене Комиссаржевки можно увидеть 31 марта.

Борис Соколов в спектакле "С тобой и без тебя"
Фото: Пресс-служба Театра им. Комиссаржевской
А здесь, на Фонтанке, Бориса Соколова поздравляет его коллега, народная артистка России Лариса Малеванная:
- В возрасте пяти лет я жила в деревне Ивановка под Таганрогом, и был у меня дружок Борька. Очень добрый, с ним хотели дружить все. У него можно было что угодно попросить – отдаст, можно было просто взять – не потребует обратно. И когда в Театре им. Ленинского комсомола в 1973-м году появился новый артист Борис Соколов, у меня сразу возникло ощущение чего-то родного и хорошо знакомого. Я долго не могла вспомнить, на кого он так поразительно похож? На Борьку из детства!
В Театре им. Ленинского комсомола играли мы с Борисом Соколовым Тригорина и Аркадину в чеховской «Чайке», столичного писателя Багрова и девушку из глубинки Татьяну в пьесе Л. Зорина «Транзит», графа Варвика и Жанну Д»Арк в пьесе «Жаворонок» Ануйля. Партнёрство с Борисом помогало мне избавляться от зажимов и комплексов, которых было предостаточно. Он же всегда, в любой роли, – абсолютно свободен. Как рыба в воде! И я училась у Бориса свободному плаванью.
Артист – вечный ученик. Вскоре я перешла в БДТ, Борис – в Театр Комиссаржевской, и мы не виделись много лет.

Народный артист России Борис Соколов
Фото: Пресс-служба Театра им. Комиссаржевской
Как-то встретились случайно на нейтральной территории за кулисами чужого театра, где оба должны были вручать какие-то премии победителям чего-то. Он окликнул меня, я едва разглядела его в полутьме и очень обрадовалась. Он тоже: «А я ищу актрису, партнёршу себе, для спектакля «Мизери» по Стивену Кингу. Вдруг увидел тебя. И зачем же я ищу? Вот она!» Играли мы нашу «Мизери» не так много, но увлечённо. Побывали в разных городах России, на Камчатке и в Израиле. Я привыкла к достаточно комфортному существованию и к стабильности быта академического театра, где актёр надёжно защищён опытными администраторами, костюмерами, реквизиторами. Здесь же всё нужно было делать самим. И очень трудно было поначалу справляться с реквизитом в антракте, когда хотелось просто перевести дух, заниматься костюмами, участвовать в погрузке нашего имущества по окончании спектакля. Но я смотрела на неутомимого Бориса, и это придавало мне сил. С драматургом Семёном Злотниковым, организовавшим нам поездку в Израиль, Борис разделял обязанности администратора, таскал наши чемоданы и коробки, устанавливал декорации и светотехнику, проверял звук, а потом ещё и помогал мне, запутавшейся в неимоверном количестве скляночек, баночек и прочего мелкого реквизита.
«Мизери» мы отыграли, и опять прошло много лет. Но я всегда с благодарностью вспоминаю моего давнишнего партнёра Бориса Соколова. Он, сам того не зная, навсегда привил мне вкус к плаванью вольным стилем. Спасибо тебе, дорогой партнёр, за твои неназидательные уроки, за радость совместного творчества, за твою бесконечную доброту! Долгих и счастливых лет жизни тебе!
Фонтанка.ру
Куда пойти 12–14 декабря: «Площадь Искусств», выставка Бенуа в Манеже, каток на Конюшенной, Earlymusic
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
- 09 декабря 2025 - Панк-булавки и сурикаты: Эрмитаж в «Старой Деревне» открыл экспозицию петербургской моды за 30 лет
- 08 декабря 2025 - «Золотой глобус» назвал претендентов. Больше всего номинаций — у трагикомедии с Ди Каприо
- 08 декабря 2025 - В БДТ зависла гигантская сфера и реагирует на зрителей. Инсталляция станет площадкой для диалога о науке и искусстве
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.
-
09 декабря 2025, 23:46В Аполлоновом зале 9 декабря представили после реставрации одно из самых ценных произведений Рембрандта, что есть в коллекции Эрмитажа, — «Жертвоприношение Авраама». Картина пробудет здесь до 18 января, на информационных щитах справа от нее можно увидеть фотофиксацию изменений в процессе работы и прочесть, что открылось реставратору и хранителю и какие сложности вызвало. После выставки полотно вернется в основную экспозицию.