Самые интересные театральные события весны: открытие БДТ, гастроли «Ленкома», премьера Додина…
Количество театральных событий весны, которые нельзя пропустить, не слишком велико, но они отборные и разнообразные. После капремонта открывается здание БДТ на Фонтанке, выпускают премьеры Лев Додин и гость из Северной Греции Теодорос Терзопулос, апробируется новый для Петербурга формат спектакля – science art (научное искусство), молодой режиссер с европейской школой выпускает роман времен Серебряного века и, как обычно, весной, к нам едет Марк Захаров.
Гастроли московского театра «Ленком» п/р Марка Захарова – с 14 по 25 марта на сцене ДК Выборгский
Приезд на гастроли театра Марка Захарова стабильно символизирует в Петербурге начало весны. Даже в перестроечные времена, когда государственная гастрольная политика приказала долго жить, любимый ленинградцами «Ленком» изыскивал возможности привозить в город на Неве спектакли-хиты и спектакли-новинки с неизменными кумирами публики: Олегом Янковским, Александром Абдуловым, Инной Чуриковой, Николаем Караченцовым, Александрой Захаровой, Александром Збруевым. И когда несчастья стали настигать «Ленком» одно за другим, Петербург сопереживал ленкомовцам, как родным. Однако каждой весной «Ленком» снова и снова приезжал в город – и с бессменной «Юноной» и «Авось» (не сосчитать, сколько поколений петербуржцев уже выросло и продолжает взрослеть на этой головокружительной легенде о любви в стиле рок), и с непременными премьерами для самой разномастной публики. И с новыми звездами, которых у Захарова получается коллекционировать, как ни у кого.
Нынче тоже везут и «Юнону» и «Авось», и еще один спектакль, обретший статус хита – «Все оплачено (Tout paye)» по пьесе Жамиака «Месье Амилькар платит», историю, разумеется, про то, чего ни за какие деньги не купишь. На сцену в нём выйдут Инна Чурикова, Александр Збруев, Андрей Соколов (хотя поклонники «Ленкома» помнят, что роль Соколова прежде играл Олег Янковский). В гастролькой афише также имеются две премьеры: одна – самого Захарова, вторая – петербургского режиссера Андрея Прикотенко. Прикотенко поставил лучшую из пьес ленинградца Александр Володина, «Пять вечером», и очевидцы утверждают, что отдельный сюжет спектакля составляет противостояние камерного сюжета и экспрессивного стиля «Ленкома» с его эстрадным ритмом и подачей текста. Что неожиданно, настоящим открытием называют Олесю Железняк в роли фабричного мастера Тамары, ее глубокий сокровенный драматизм. В роли Ильина на сцене появится Андрей Соколов.
Сцена из спектакля "Пять вечеров"
Фото: Из архива организаторов гастролей
Вторая ленкомовская премьера – «Небесные странники» – сложена из произведений двух классиков, как кажется, несоединимых: античного комедиографа Аристофана и Чехова. Знаменитые птицы Аристофана спускаются на землю и будто бы оборачиваются персонажами чеховских рассказов «Попрыгунья», «Хористка» и «Черный монах», при этом, герои Чехова, на сцене изрядно постаревшие, подтверждают диагнозы, которые известный острослов Захаров выставляет обществу с помощью Аристофана.
И да, нынешние гастроли связаны с двумя внушительными датами в судьбе выдающегося руководителя «Ленкома» Марка Анатольевича Захарова – 80-летием со дня рождения и 40-летием работы в «Ленкоме», а также – с одной памятной: 23 февраля Олегу Ивановичу Янковскому исполнилось бы 70 лет.
Премьера спектакля «Конец игры» режиссера Тодороса Терзопулоса (Греция) по пьесе Сэмюэля Беккета на исторической сцене Александринки – 21, 22, 23 марта
Особый интерес к этой премьере вызывает то обстоятельство, что режиссер, известный как специалист по античности, взялся за абсурдистскую пьесу. Самому Терзопулосу это обстоятельство кажется вполне закономерным. Он утверждает, что, как античная трагедия, так и абсурдистская драма, погружает человека в контекст не быта, а космоса, или, иными словами, в пространство между жизнью и смертью. И в том, и в другом случае человек ищет смысл смерти, чтобы обрести смысл жизни. Ибо больше ему не за что зацепиться – все привычные нашему сознанию игрушки повседневности драматргуом устранены. Да, в античной драме присутствуют боги, а драме XX века их, понятно, нет, но, как выясняется, сути это не меняет, а только усугубляет драматизм: у современника есть только Ничто и с ним, чтобы не сойти с ума, тоже надо выстраивать отношения.
Репетиция спектакля "Конец игры"
Фото: Пресс-служба Александринского театра
В пьесе Беккета «Конец игры» («Эндшпиль») – четыре героя, и все они практически лишены возможности передвижения: главный герой – слепой Хамм – живет в крохотной комнате вместе со слугой Кловом, а родители Хамма, Нагг и Нелл, ютятся в мусорных баках во дворе. В спектакле заняты четыре замечательных актера Александринки старшего поколения: Сергей Паршин, Николай Мартон, Игорь Волков и Семен Сытник. Работа с актерами Терзопулоса – отдельно любопытна, ибо он разработал систему тренингов, освобождающих сознание артиста от суеты повседневности. Сам Терзопулос поясняет, что в тренингах этих нет никакой мистики и «никакой йоги» – это обычные упражнения на концентрацию. К слову, осенью в Москве должен выйти DVD c записями этих загадочных тренингов и комментариями греческого режиссера.
Премьера «Вишневого сада» Льва Додина в МДТ – Театре Европы – 24 мая
Все без исключения премьеры Льва Додина становились событиями не только российской, но и мировой театральной жизни. И нет никаких оснований полагать, что «Вишневый сад» станет исключением. Особенно любопытно, что мастер обращается к этой программной пьесе Чехова второй раз за карьеру. Первый додинский «Вишневый сад» вышел в 1994 году, когда вопрос о роли интеллигенции в рыночную эпоху стоял ребром, но интеллигенция демонстрировала полное бессилие и теряла рейтинги влиятельности день за днем. Прекрасные Раневская и Гаев в том спектакле (их играли Татьяна Шестакова и Сергей Бехтерев) жили под стеклянным колпаком, не желая не только принимать решения, но и налаживать контакты с реальностью, несмотря на сокрушительную энергию и колоссальный дар убеждения Лопахина – Игоря Иванова. В новом спектакле в ключевых ролях занята звездная молодежь МДТ – Раневскую сыграет Ксения Раппопорт, Лопахина – Данила Козловский, падчерицу Раневской Варю – Лиза Боярская. И любопытно, что, во-первых, все три названных актера с реальностью находятся в тесном контакте, переиграв на экране достаточное количество героев нашего времени. Во-вторых, в спектакле почти нет корифеев МДТ – во всяком случае, нет Петра Семака, Игоря Иванова и Сергея Власова, которые обладают таким опытом и таким уровнем мастерства, что само их присутствие на сцене дает двести очков вперед любой премьере. Однако, Додин, в данном случае, явно предпочел рисковать, делая ставку на молодежь и среднее поколение. Это создает дополнительную интригу, поскольку практически невозможно заподозрить Льва Додина в работе на кассу.
Лев Додин на репетиции
Фото: Пресс-служба МДТ-Театра Европы/Виктор Васильев
Добавить стоит то, что репетиции проходили – традиционно для МДТ – не в Петербурге, а на натуре. Современному человеку трудно вообразить себе вишневый сад, чьи размеры превышают территорию Васильевского острова, а между тем, именно о такой территории идет речь в пьесе Чехова. И создатели спектакля отлично её себе представляют, ибо репетировали сначала в самом большом вишневом саде Германии и как раз в период цветения, затем переместились в Россию, под Ялту, то есть, непосредственно в чеховские места – и лишь потом, с соответствующим эмоциональным опытом, принялись за работу уже в стенах родного МДТ.
Премьера «Нейроинтегрум» на Новой сцене Александринки – 23, 25 и 26 марта
Экспериментальный спектакль, пытающийся осмыслить принципы взаимодействия машины и человека. Никакой пьесы в основе нет. Согласно информации из театра, «компьютерная программа в реальном времени определяет эмоциональное состояние исполнителя и распознает, какая мысль исполнителя соответствует определённому действию пьесы – таким образом, происходит управление перформансом посредством мысли». Звучит весьма утопично, но люди и машины в проекте задействованы самые что ни на есть серьезные. Дело в том, что на Новой сцене Александринки с самого момента ее открытия в мае 2013 года, работает медиацентр – уникальный, не имеющего аналогов в России институт. Его специалисты трудятся над созданием рабочей среды, объединяющей ученых, музыкантов, режиссеров, звуковых и видео-художников, проявляющих интерес к эксперименту в театре и смежных медиа и использующих новейшие электронные и цифровые технологии.
Поскольку этот проект представляет еще и целое новое направление, редкое на сегодняшней сцене – так называемое science art (научное искусство), – то спектакль будет предварять видеопрограмма «Искусство и наука в эпоху постбиологии», которую 23 марта представит Дмитрий Булатов. В программу войдут документальные видеофильмы о тех произведениях искусства, которые в последние годы были созданы художниками с применением новейших технологий XXI века – искусственной жизни, робототехники, IT и биомедицины. На сегодняшний день этот видеоархив являет собой уникальную международную коллекцию в области современного технобиологического искусства. Презентация коллекции состоялась в рамках Биеннале электронных искусств ISEA в Сингапуре, а показы фильмов прошли на различных международных фестивалях и конференциях современного искусства в Москве, Берлине, Варшаве, Мельбурне, Екатеринбурге, Новосибирске, etc.
“Грациозные машины”, 2007 г. Робототехнический перформанс: взаимодействие человека и робоустановки, система захвата движения high-end, биосенсоры и интерфейсы
Фото: Пресс-служба Новой сцены Александринского театра/ Билл Ворн
Также перед каждым спектаклем запланирована лекция одного из представителей science art. 25 марта – лекция упомянутого Дмитрия Булатова, художника, теоретика искусства, куратора Государственного центра современного искусства (Балтийский филиал), организатора выставочных и издательских проектов в области science art и новых медиа. 26 марта – лекция Дарьи Пархоменко, основателя и директора LABORATORIA Art&Science Space (Москва).
Мастерская Новой сцены, открытые показы Лаборатории молодых режиссеров – 19 и 20 апреля
Еще один проект Новой сцены попробует заполнить ту, увы, пустую нишу, которая образовалась после исчезновения из города в результате некрасивых судебных разбирательств на редкость продуктивного и своевременного проекта – Лаборатории молодой режиссуры ON.Театр. В рамках образовательного направления «Мастерская Новой сцены» уже прошедшие отбор четыре молодых драматурга и четыре молодых режиссера из Петербурга будут участвовать в ряде мастер-классов – в частности, таких мастеров, как режиссер Анатолий Васильев (Россия – Франция) и драматург, постоянный соавтор одного из самых значительных режиссеров Кшиштофа Варликовского Петром Грущиньским (Польша). Затем – после нескольких репетиций – режиссеры и драматурги предъявят широкой публике эскизы своих работ.
Полина Васильева и Марат Гацалов
Фото: Ксения Потеева
Работу Мастерской организуют и направляют программный директор Новой сцены Полина Васильева и главный режиссер Новой сцены Марат Гацалов, имеющие богатый опыт подобной работы в известной московсковской театральной лаборатории "Мастерская на Беговой".
Премьера «Плавающие, путешествующие» Влада Наставшева в Приюте комедианта – 17 и 18 апреля
Последней премьерой текущего сезона в одном из главных театральных ньюсмейкеров города – театре «Приют комедианта» – станет работа молодого, но уже авторитетного режиссера Влада Наставшева, получившего театральное образование в Лондоне и Риге. Наставшев отлично известен прогрессивным московским театралам – его спектакли в Гоголь-центре Кирилла Серебренникова отличаются эксцентричностью форм при изумительной психологической глубине содержания. Да одни только называния чего стоят: «Митина любовь» Бунина, «Страх» – по мотивам фильма Райнера Вернера Фассбиндера «Страх съедает душу», «Медея» Еврипида.
Режиссер Влад Наставшев
Фото: Пресс-служба "Приюта комедианта"
Для петербургской премьеры Наставшев выбрал роман Серебряного века о богемной тусовке в одном из богемных же кафе-клубов, каких тогда развелось достаточно в унылом Петербурге. В названии использована цитата из Великой ектении, призывающей помолиться о «плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, пленных». Герои романа, хотя и выглядят, на первых взгляд, праздношатающимися пустоцветами, в процессе действия все больше претендуют на то, чтобы быть причисленными к недужным страдальцам, похожим на каждого из нас, поскольку ровно через век жизнь в России вернулась на схожие позиции.
Открытие исторической сцены БДТ им. Г.А.Товстоногова – 27 мая
В День города, 27 мая, после трехлетней реконструкции, реставрации и капитального ремонта откроется историческая сцена Большого драматического театра на Фонтанке, 65. Один из самых востребованных и любимых горожанами театральных адресов снова станет действующим. На открытии запланирован грандиозный перформанс, которым уже сейчас занимается новый художественный руководитель театра Андрей Могучий: как известно, масштабные событийные акции с применением новейших театральных и медиа технологий – еще один конек Могучего, в придачу к снайперскому умению находить новые, современные формы для спектаклей по классическим сюжетам, которые отмеченны многочисленными призами, вплоть до престижнейшей премии «Европа – театру» в номинации «Новая театральная реальность».
Андрей Могучий на репетиции
Фото: Пресс-служба БДТ/Арсений Могучий
Впрочем, одной оригинальной и масштабной церемонией открытия дело не ограничится: в соответствие с новым имиджем БДТ как открытого для горожан арт-пространства, 27 мая распахнет двери и так называемая «Зона просвещения», где петербуржцев и гостей города ждет множество сюрпризов, начиная с обновленного Музея БДТ, «перезагрузкой» которого занимаются сам главный художник театра Эдуард Кочергин и его ученик Михаил Бархин.
В течение сезона 2014-2015 года, как сообщают источники из театра, БДТ более чем на 50 процентов обновит свою афишу. В частности, сам Андрей Могучий сразу же после открытия начнет репетировать спектакль по роману Чернышевского «Что делать». Заявленная «Зона просвещения» будет радовать зрителей регулярными встречами с корифеями знаменитой труппы БДТ, оригинальными акциями представителей смежных искусств, мастер-классами ведущих деятелей мирового театра и другими неординарными событиями.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
«Прокофьев, к счастью для этой музыки, после 1937-го года сам не писал свои партитуры»
Новости
- 05 декабря 2024 - Премию «Большая книга» получил Алексей Варламов за роман «Одсун»
- 04 декабря 2024 - Трудовой договор Владимира Высоцкого станет топ-лотом аукциона
- 03 декабря 2024 - Балерина Мариинского театра станцевала на льду озера в Хибинах
- 02 декабря 2024 - Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский пояснил, что имел в виду, говоря о готовящейся «смене караула»
- 02 декабря 2024 - Премия «Онегин» на сцене Мариинского театра назвала лучшие оперные постановки и солистов России
Статьи
-
03 декабря 2024, 17:37На выставке «Репин. Детали» живопись, прикладное искусство и мемориальные вещи складываются в по-домашнему тёплый рассказ о мастере. Проект поддерживает тренд на «предметность» экспозиций (вспомним фламандский натюрморт и новую выставку Рериха в Эрмитаже) и продолжает давнюю традицию — ещё Василий Верещагин славился режиссурой своих выставок, где дополнял живопись прикладным искусством и музыкой.
-
02 декабря 2024, 20:25Конец года будет насыщенным в плане телесериалов: новый сезон «Игры в кальмара», приквел «Декстера», очередная история из телевселенной «Звёздных войн», парочка приличных экранизаций вроде «Ста лет одиночества» и шестой книги про Корморана Страйка от Джоан Роулинг, а ещё несколько добротных отечественных телепроектов вроде «Первого номера» и «Прометея».
-
29 ноября 2024, 08:30