Оскар-2014: пицца, лесби, Украина

04 марта 2014, 15:57
Версия для печати Версия для печати

Горькая весть об отмене оскаровской трансляции на Первом канале тяжелым камнем легла на сердца многочисленных киноманов, ведь достойных альтернатив этой возможности присутствовать на событии практически не было. Попытки посмотреть официальные трансляции, скажем, на сайте АВС или телеканалов сопредельных стран, натыкались на ограничения для российских ай-пи, «обходные» же ссылки показывали картинку секунд пятнадцать, после чего следовала двух-трехминутная загрузка. Праздник был испорчен.

Слов нет, менеджмент «Первого» повел себя как нашкодившая кошка, которая знает, чье сало съела: привычный формат почти прямой трансляции с минимальной задержкой никак не исключал возможности прорыва в эфир Отечества хульных слов по поводу происходящего в Крыму из голливудских уст. Опасения были напрасны — столпы государственности нисколько бы не попрали невнятные словеса Джареда Лето, который, говоря о «борцах за свободу» в Венесуэле и Украине, высказался в смысле «мы тут думаем про вас».

Напрасными оказались и терзания зрителей, получивших свое шоу сутки спустя — они сами могли убедиться в том, что конферанс знаменитой Элен ДеДженерис (умницы, красавицы и, конечно, лесбиянки — она ненавязчиво педалировала эту тему во время шоу) превратил потенциально красочную церемонию в апогей образцово-нудной радости. «Я, снова я и еще немного Оскара» – это название было бы самым подходящим для вечера в кинотеатре «Кодак».

ДеДженерес красовалась так и эдак, фотографировалась с первой обоймой голливудских звезд (снимок с Мэрил Стрип, Питтом-Джоли, Дженифер Лоуренс, Брэдли Купером, Джулией Робертс и т. д. стал интернет-хитом), кормила тех же персонажей заказанной пиццей прямо в зале — ожидается, что в следующем году кинозвездам-победителям придется откликаться на свое имя, крутя педали тренажеров в прямом эфире. За всеми этими гастрономическими и социальными радостями как-то потерялась сама премия. А ведь в этом году состав претендентов на «Оскар» был очень силен!

Итак, самый богатый урожай статуэток – у «Гравитации», она взяла семь «Оскаров» из десяти доставшихся ей номинаций. Правда, «Оскаров» первого плана всего три: Альфонсо Куарон был назван киноакадемиками лучшим режиссером, Стивен Прайс написал лучший саундтрек, а Эммануэль Любецки удостоился премии за лучшую операторскую работу. Остальные победы чисто технические: лучшие спецэффекты, монтаж, звук, монтаж звука.

Другая картина у «12 лет рабства» Стива МакКуина: из девяти номинаций лента выиграла всего в трех, зато в самой важной – «Лучший фильм» – и двух значимых: Люпита Нионго стала лучшей актрисой второго плана, а Джон Ридли победил в номинации «лучший адаптированный сценарий».

«За политкорректность и физиологические подвиги» – статуэтки в мужских категориях вполне могли бы вручаться под этим лозунгом. Здесь «Оскаров» поделила сладкая парочка — Мэтью МакКонахи и Джаред Лето, сыгравшие вич-инфицированных героев в «Далласском клубе покупателей». Непонятно, правда, почему до сих пор не существует номинации «Лучшая роль трансвестита», она была бы более уместной в случае Джареда Лето — глядишь, «мужской» второплановый «Оскар» заслуженно достался бы Майклу Фассбендеру. Но что есть, то есть. Зато телесные подвиги, в отличие от актерских, налицо: МакКонахи ради роли похудел на 22 килограмма, а Лето — на 13: во время съемок он весил всего 52 килограмма — эдакий эквивалент мешка цемента в чулочках и паричке. Даже и не упомнишь таких жертв во имя искусства, разве что вспоминается длинный страшный нос, который в образе Вирджинии Вулф прилепила к себе Николь Кидман для фильма «Часы» – и тоже тогда преуспела на оскароносной ниве.

А вот в номинации «Лучшая актриса» вопросов не возникает: Кейт Бланшетт в вудиалленовском «Жасмине» чудо как хороша и убедительна. А конкуренция была страшнейшей — Кейт обскакала и Мэрил Стрип («Август»), и Эми Адамс («Афера по-американски»), и Сандру Баллок («Гравитация») и Джуди Денч («Филомена»), для которой это был, скорей всего, последний шанс побороться за «Оскар»: восьмидесятилетняя актриса стремительно теряет зрение и уже не может самостоятельно прочесть сценарий. Как жаль!

Упомянем победителей в оставшихся значимых номинациях. «Лучший сценарий» – Спайк Джонз (лирическая кибердрама «Она»), «Лучший анимационный фильм» – «Холодное сердце» (диснеевская перепевка сюжета про Снежную Королеву), «Лучший фильм на иностранном языке» – итальянская лента Паоло Соррентино «Великая красота», посвященная воздыханиям старого писателя о своей бурной молодости.

И напоследок про неудачников «Оскара 2014». Без сомнения, здесь в первых рядах Леонардо ДиКаприо, традиционно пришедшийся не ко двору с главной ролью в «Волке с Уолл-стрита», упоминавшийся выше Майкл Фассбендер, создавший великолепный психопатический образ злодея-рабовладельца, и Джулия Робертс, блеснувшая в «Августе» и местами переигрывавшая саму Мэрил Стрип. Но, бесспорно, самый грандиозный провал поджидал блестящую комическую драму «Афера по-американски» режиссера Дэвида Расселла. Десять номинаций — десять пролетов: шайка мошенников от искусства потерпела эпик-фейл.

Евгений Хакназаров, Фонтанка.ру

Игры без разума. На экранах — драма Мишеля Франко «Память» о встрече двух травмированных душ

На майских праздниках на экраны вышел фильм «Память» режиссёра Мишеля Франко с Джессикой Честейн и Питером Сарсгаардом в главных ролях. За свою игру Сарсгаард на прошлогоднем венецианском кинофестивале был удостоен «Кубка Вольпи». Но получилось ли у создателей фильма сказать о знакомом сюжете что-то новое — и запомниться?

Статьи

>