Главные события музыкальной весны

28 февраля 2014, 13:26
Версия для печати Версия для печати

Весенняя пора традиционно щедра на музыкальные сюрпризы. Если пленительный сезон белых ночей, с его афишным «чесом», привлечением лебединых озер различного разлива и недешевыми билетами существенно ограничивает поклонников классической музыки в выборе, то до середины мая мы можем рассчитывать на некоторое количество музыкальных классических деликатесов. В сегодняшнем обзоре «Фонтанки» – наиболее интересные предложения основных петербургских сцен, которым удается сочетать доступность для зрителя с высоким качеством исполнения.

Мариинский театр

Март в Мариинском театре пройдет под знаком 175-летия Модеста Мусоргского. За месяц будет дано 21 представление с музыкой великого композитора — настоящий марафон! Диапазон событий различен: от «музыкальных часов» в зале-амфитеатре, зале Щедрина и верхнем и нижнем хоровых залах, до полномасштабных «Бориса Годунова» и «Хованщины» на исторической сцене. Среди этого разнообразия отдельного упоминания заслуживает вокальный цикл «Песни и пляски смерти», который исполнят два знаменитых меццо Мариинского: 21 марта Екатерина Семенчук выступит на сцене Концертного зала театра в сопровождении фортепиано, а 23 марта, уже в Мариинском-2, мы услышим замечательную Ольгу Бородину в сопровождении оркестра, за пультом — маэстро Гергиев. Кроме того советуем меломанам не пропустить две редко звучащие оперы: 25 марта в Концертном зале состоится концертное исполнение редчайшей «Саламбо», а 27 марта на Новой сцене дадут «Сорочинскую ярмарку».

Апрель на Театральной площади — это, конечно же, фестиваль балета «Мариинский». Нас ждет большая премьера — балетная труппа театра выпустит знаменитую «Сильвию» Лео Делиба в хореографии Фредерика Аштона, которая займет постоянное место в репертуаре (3 апреля, в главных партиях Виктория Терешкина и Владимир Шкляров). Также нельзя пройти мимо гастролей труппы Датского Королевского балета, которая приедет в Петербург с ответным визитом и привезет «Неаполь», созданный по мотивам хореографии Августа Бурнонвиля (10 и 11 апреля). Поклонники Дианы Вишневой приглашаются 7 апреля на новый проект балерины «Грани», включающий два одноактных балета.

Не оставят без внимания любителей фортепиано — в апреле в Мариинский театр возвращается фестиваль «Лики современного пианизма», который будет проходить под неофициальным девизом «Между Бахом и Бетховеном». Одним из ярких событий фестиваля станет выступление российско-германского пианиста Евгения Королева.

Главным же событием мая станет еще одна премьера, на сей раз оперная — греческий режиссер Янис Коккос, поставивший в конце 2012 года «Дон Кихота», выпустит «Троянцев» Берлиоза. Конкретные даты событий, не приведенные в статье, отслеживайте в нашей «Афише» и на сайте Мариинского театра.

Михайловский театр

Разумеется, тягаться с тремя мариинскими сценами Михайловский театр не в силах — его афиша гораздо консервативнее. Этот факт, впрочем, никак не умаляет результата усилий, с помощью которых Михайловский пробивается в высшую театральную лигу. Весной Владимир Кехман приготовил для театралов замечательную премьеру: здесь готовится к выпуску балет «Тщетная предосторожность» Луи Герольда в хореографии Фредерика Аштона. Даже не стоит сомневаться — балетмейстер Михаил Мессерер сделает все, чтобы очередная премьера прошла на самом высоком уровне и собрала восторженные отзывы как петербургской, так и федеральной прессы, которая не пропускает ни одной новинки Михайловского театра. Премьерное представление «Тщетной» – 27 марта.

Санкт-Петербургская филармония

Наряду с Мариинским театром являющаяся одной из основных «классических» площадок города, филармония этой весной лицом в грязь ударять не собирается и представляет программу, полную музыкальных сокровищ. Все начнется с самого настоящего арт-обстрела: 6 марта Сергей Стадлер и симфонический оркестр представят сразу все пять скрипичных концертов Моцарта — в один вечер. Такой случай выпадает нечасто, прямо скажем.
14 марта в рамках Международного фестиваля «Академия православной музыки» состоится встреча «Пост невечерний». Вроде бы непритязательное на первый взгляд мероприятие наверняка выдастся интересным: в нем примет участие «диакон Всея Руси» – Андрей Кураев. Церковный деятель стал опальным после публикаций, разоблачающих голубое «лобби» в РПЦ и посмевший замахнуться на кристальный образ митрополита Никодима (Ротова), ставленником которого является нынешний патриарх. Но и ранее дьякон Кураев не особо стеснялся в выражениях. Наверняка святость стен Большого зала филармонии смягчит резкость его речей, хотя — как знать?

6 апреля великопостную программу Филармонии продолжит концерт, программа которого включает произведения нашего знаменитого композитора Алексея Рыбникова. Музыкант предстанет в мало знакомой широкой публике ипостаси сочинителя классической музыки: посетители услышат симфонию № 6 Tenebrosa, концерт для виолончели с оркестром и сочинение «Музыка Ликии». Сам автор исполнит партии фортепиано и органа.

Уже на следующий день, 7 апреля, на филармонической сцене будут звучать совсем другие ритмы: американский Tuttle Island квартет в рамках проекта «Звезды джаза» исполнят свинг, фанк, хип-хоп, нью-эйдж и все прочее, чем так богата заокеанская музыкальная палитра.

А 9 апреля в Филармонии снова резкая смена курса: к нам приезжает великолепная музыкальная провинция. Камерный хор Пермского театра оперы и балета и Саратовский губернский театр хоровой музыки объединит гениальный Теодор Курентзис: будет звучать ни много, ни мало Шнитке, а именно концерт для хора из «Книги скорбных песнопений». Вот уж точно — торжество духа! К сожалению, майская афиша филармонии, хоть и является насыщенной, но все же пока не предлагает слушателям чего-то из ряда вон выходящего. Но с течением времени все еще может поменяться.

Капелла Санкт-Петербурга

Певческая капелла в последние сезоны всячески расширяет свой репертуар, стремясь позиционировать себя в качестве «универсального» классического пространства, открытого для экспериментов. Как всегда, весной здесь много концертов для детского и семейного посещения, которые предлагают выверенное за многие годы наполнение. В то же время энтузиасты классической музыки могут найти в афише Капеллы несколько по-настоящему изысканных блюд.

12 марта — концерт японской звезды Кейко Мацуи. Пианистка и композитор покорила весь мир своими расслабляющими и умиротворяющими мелодиями — недаром ее творчество так популярно у любителей медитации и последователей течения «нью-эйдж». Тем не менее, это не обезличенные универсальные наигрыши: Мацуи охотно использует японские национальные инструменты — да и может ли быть иначе, если ее супруг Кадзу является одним из самых авторитетных мастеров по игре на флейте сякухати?

26 марта интересную программу на сцене Капеллы представит Санкт-Петербургский Дом музыки: пианист Лукас Генюшас и скрипач, уроженец нашего города Айлен Притчин в сопровождении симфонического оркестра исполнят абсолютно изысканные вещи — пятый концерт Бетховена для фортепиано с оркестром, интродукцию и рондо каприччиозо Сен-Санса и – внимание! – концерт для скрипки с оркестром Бриттена. Еще два музыкальных откровения ждут посетителей Капеллы в апреле: 10 апреля здесь даст концерт известнейший испанский органист Бартоломе Вени Видал, а 23-го здесь представят пасхальную драму К.Р. «Царь Иудейский». Под этим псевдонимом скрывался Великий князь Константин Константинович Романов, поэтические строки которого положил на музыку Александр Глазунов. Чтец — артист Александринского театра Николай Мартон.

Евгений Хакназаров, Фонтанка.ру


 

 

 

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>