Диана Арбенина: «Пока общество будет состоять из баранов, ничего не изменится»
6 марта в «Ледовом дворце» состоится юбилейный фестиваль «Чартова дюжина», который соберет весь цвет русского рока: «ДДТ», «Ленинград», «Ночные Снайперы», а также группа «Ляпис Трубецкой» из братской Беларуси. «Фонтанка» пообщалась с Дианой Арбениной, которая колесит по стране с туром в честь 20-летия «Ночных Снайперов», – о том, зачем она выступала в защиту узников Болотной и «Пусси Райот», как воспитывать двойняшек, и о каком юбилейном подарке она мечтает.
- Что такое 20-летний юбилей для группы? Это вообще много или мало? С каким человеческим возрастом вы бы это сопоставили? Помните ли саму себя в 20 лет?
- Уже осознанная молодость. В нашем случае это – начало следующего этапа пути. Возраст относителен. В мои 20 я чувствовала себя 40-летней. Сейчас ровно наоборот.
- Не так давно вы сыграли большие юбилейные концерты в Москве и Петербурге. Что это вообще за жанр такой – «большой юбилейный концерт»? И как вы оцениваете эту непреодолимую тягу российских музыкантов, в том числе и рокеров, к юбилеям? Вы посвятите юбилейному туру, как сообщает ваш сайт, чуть ли не весь следующий год. Будет ли этот год движением вперед или неким ностальгическим моментом?
- Это не жанр такой, а определение сути мероприятия. Некоторые пишут "лучшее, любимое и только для вас", а мы ограничились повествовательной фразой. Да, в этом году мы будем просто кататься по городам и от души жарить рок-н-ролл – и все это с огромной радостью, которая осталась даже после 20 лет общения со сценой. Поверьте, есть чему радоваться! По поводу ностальгии – увы, мне не дано ее испытывать. Может, возраст не тот, может, этого нет в свойствах моей личности как таковой. А что касается вашего сарказма по поводу "непреодолимой тяги к юбилеям" – подумайте о том, что вы сами чувствуете, вплотную приблизившись к двузначной цифре с нулем на конце. Ни за что не поверю, что вам было по барабану.
- Выступали ли вы на новогодних корпоративах? Как часто вообще играете корпоративные концерты?
- Играем с большим удовольствием. Приятно, когда люди отрываются вне возраста и положения. Я от этого кайфую.
- В одном из недавних интервью вы опять сказали: «Я хочу жить в Питере. Это тоска». Это ваша мечта, фантазия или все-таки она имеет хоть какую-то реальную основу? Насколько процентов вы все-таки питерская девушка? Разумеется, речь идет не о цифре, а о сути.
- Это тоска! Видите ли, профессия «музыкант» вообще-то не предполагает дома как такового. Есть любимые места, страны, города, не более того. Настоящему играющему музыканту оседлость противоестественна. Да, мне бы хотелось когда-нибудь вернуться и жить в Питере. С него все началось и в нем живет тайна «Снайперов». Вы спросите: «Когда?» Отвечу: «Не знаю». Когда мне уже нечего будет сказать, наверное. «Питерская девушка» – звучит забавно. Предлагаю внести это определение отдельной графой в паспорт.
- Если б вы не уехали в Москву, были бы вы столь же успешны? Что дала вам Москва и что отняла у вас? Вы хотели бы, чтобы ваши дети росли и учились в Москве, Петербурге или за границей?
- Слишком много «если бы» в одном вопросе. Я не думаю в сослагательном наклонении. Уехала и уехала. Более того, я не могу сказать, что живу в Москве, потому что на данный момент снимаю квартиру в Москве рядом с садиком, куда ходят дети. Планировать ничего не собираюсь и живу сегодняшним днем. Так интереснее. Образование можно получить везде, если этого действительно хочешь – и в Питере, и в Москве, и в Таганроге. А можно профукать все в Оксфорде, было бы желание. В этом ключе и проходят мои беседы с детьми о будущем.
- Ваша песня «Демоны», вошедшая в русскую версию фильма «Распутин» с участием Депардье, стала в нем все-таки неким искусственным наполнением, еще одним атрибутом французской развесистой клюквы на сложнейшие темы российской истории. Не жалеете, что отдали эту очень хорошую песню в весьма сомнительный кинопроект, став – вместе с блестящими российскими актерами – заложницей нашего вечного желания всеми правдами и неправдами проникнуть на западный кинорынок?
- Кино и вправду весьма заурядно, а жаль. Актерский состав указывал на абсолютно иные показатели. Песня же отличная, вы правы, спасибо! О сделанных подарках не имею привычки жалеть.
- Отдельная тема – это Арбенина-благотворитель. Мы прекрасно помним, как вы приезжали с Чулпан Хаматовой на благотворительный вечер фонда «Подари жизнь» в Михайловский театр. Касались ли после этого какие-то из ваших благотворительных проектов нашего города? Есть ли у вас планы более широко заниматься социальной деятельностью именно в Петербурге?
- Я участвовала в акциях против установки вышки «Газпрома» на Охте. Ура, не зря. И в годы правления Валентины Матвиенко, ознаменованных мощной реконструкцией Санкт-Петербурга, призывала остановить разрушение исторических архитектурных памятников. Послушайте песню «Питер-никотин».
- Многие не хотят помогать, потому что считают, что это дело государства и свято верят, что оно должно делать все, что надо. А каково ваше мнение?
- Мне искренне жаль этих «многих», они рискуют остаться на руинах. Инертность русского человека – это отдельная тема, конечно. До тех пор, пока общество будет состоять из баранов, – ничего не изменится.
- Появилась информация, что вы хотите взять ребенка из детдома. Это давнишнее желание или созревшее на фоне воспитания собственных детей и занятий благотворительностью? Многие не решаются взять ребенка из детдома, так как боятся, что не смогут полюбить его как своего…
- Нельзя хотеть взять ребенка просто так. Должен быть сильный импульс. Для меня им стало рождение собственных детей. Им уже 4 года, и, наблюдая за тем, как они взрослеют, как смеются, как хулиганят, как учатся говорить, я не могу не думать о крохах, которые лежат в своих кроватках целыми днями без ласки и нежности тех, кто привел их в этот мир. Меня убивают эти мысли. Возможно, у меня получится помочь кому-то. Я очень этого хочу. По поводу «своих – не своих» – это заблуждение, нет чужих детей. Есть дети – самые беззащитные человеческие существа.
- А еще вы как-то сказали, что имеете возможность своим именем «провоцировать на благотворительность». Почему – провоцировать?
- Потому что мне верят. Если я говорю: «Эти деньги пойдут на операцию Саши Иванова», значит, они действительно будут ему отданы.
- Расскажите чуть подробнее о книге «Спринтер»? Чем дорога она вам? Возможен ли выход «Спринтера-2» и «Спринтера-3»? Все люди, конечно, условно делятся на быстрых и выносливых, то есть на спринтеров и стайеров. А вы по жизни в большей степени спринтер или стайер?
- Это первая книга двухтомника. В ней стихи и рассказы. Вторая будет с текстами песен, но она выйдет позже и с иным названием. Я – безусловный спринтер в условиях стайерского марафона.
- Существуют секреты воспитания детей от Дианы Арбениной? Что самое главное в воспитании? И какими бы вы хотите видеть своих детей? С кем проще – с сыном или дочерью? Девочки развиваются быстрее, и ваша Марта уже читает, а Артем вроде бы еще нет. Ведь понятно, что одинаково даже двойняшек воспитывать невозможно.
- Как ни странно, на сегодняшний день Марта читает хуже, чем Артем. Но мы с ней договорились и решили его обогнать. И, пока Тема играет в свои бесконечные самолеты, читаем Носова про Незнайку. Двойняшки – два абсолютно разных человека. И это стоит помнить всегда, чтобы не было искушения «стричь под одну гребенку». Мне, верно, повезло: у меня мальчик и девочка. Гендер помогает снижать конкуренцию, которая у них сильна и проявляется во всем. Самое главное в моем воспитании – терпеливо объяснять, почему надо делать так и не иначе, уважение к взрослым и самостоятельность. Они рано пошли, рано стали сами есть, в 2,5 года они начали мыть посуду. Меня воспитывали именно в этой схеме, и она мне чертовски помогает в жизни.
- Еще раз о «законе Димы Яковлева»: что вы думаете о поэтому поводу – не в горячей ситуации, а сейчас, по прошествии некоторого времени? Насколько все-таки оправданны гонения в отношении зарубежных усыновителей?
- Подонки есть в любом обществе любой страны. Это не национальность, а следствие уродливого воспитания. В нашем обществе его тоже навалом. Я считаю, нельзя запрещать усыновление, исходя из цвета паспорта. Это кощунство по отношению к детям, которым можно помочь.
- Не возникает у вас иногда сожаления о том, что вы все-таки не стали журналистом? Или эта тяга к перу и бумаге вполне компенсируется вами в качестве колумниста и писателя?
- Я знаю, что такое журналистика. Выросла в редакциях и под стук печатной машинки, но это не мое, я слишком эгоцентрична для этой профессии, которая требует полного отречения от самого себя. Ты заведомо менее интересен, чем твой собеседник, несмотря на уровень и класс вопросов – это касаемо жанра интервью. Очерки и обзоры тоже гораздо меньше меня занимают, чем то, что происходит в моей голове. Колонки для «Русского пионера» – это выплески на тему, и они не могут вполне удовлетворить творческое эго. Более всего меня захватывают рассказы. Сложный жанр и клёвый.
- В свое время вы выступали в защиту «узников Болотной», Пусси Райот и т.д. Что сейчас об этом думаете, а также интересно узнать ваше мнение об истории с «Арктик Санрайз»?
- Мое мнение не изменилось – нельзя сажать в тюрьму без состава преступления. Нельзя карать детей: нужно объяснять, выслушивать, разговаривать, доказывать. Это методы демократического общества. Лишение свободы должно быть крайней мерой. И не забывайте: и Болотной, и девушкам из псевдомузыкальной группы хотелось одного – участвовать в судьбе своей родины, своей страны. Им же просто попытались заткнуть рот. Зачем? Дело с задержанием активистов Greenpeace вписывается в вышеупомянутые мной аресты.
- В юбилей принято получать подарки и принимать награды. Какие интересные подарки подарили вам поклонники в этот раз? Как вы вообще относитесь к тому, что некоторые звезды получают от поклонников дорогие, элитные подарки: мерседесы, шубы, ювелирные украшения?
- Помните, где бывает бесплатный сыр? Никогда не знаешь, где тебя прихлопнет та самая мышеловка. Так что лучше без эксцентричных материальных выпадов.
- Если бы существовала награда за 20-летнюю службу рок-н-роллу, как бы она выглядела – в качестве медали, ордена, почетного знака или чего-то еще?
- Награда за службу рок-н-роллу? Ну, 20 лет для рок-н-ролла – не возраст. А самый классный подарок – молодость и хор, который громче тебя поет твои песни.
Михаил Садчиков
Фото Михаила Садчикова-младшего
Молодой Трамп, священник-балетоман и поиски Шамбалы: гид по кинофестивалю «Послание к человеку»
Новости
- 14 октября 2024 - Эрмитаж вновь расширил список льготных категорий в Главный музейный комплекс
- 11 октября 2024 - Мокрые фантазии: St. Petersburg Fashion Week вывела модниц под дождь
- 11 октября 2024 - Новый сериал про Штирлица «Экспансия» начнут снимать летом 2025 года — наследники видят в этом «требование времени»
- 10 октября 2024 - Леонид Юзефович стал лауреатом премии «Ясная Поляна»
- 10 октября 2024 - Нобелевку по литературе присудили южнокорейской писательнице Хан Ган
Статьи
-
14 октября 2024, 12:30Главный режиссер театра «Мастерская» Роман Габриа радикально изменил знаменитый сюжет Кафки. Его герой, мелкий коммивояжер Грегор Замза, однажды утром не превращается в жука спонтанно, а устраивает протестный перформанс, надевая поверх себя панцирь насекомого. Зрителю же время от времени предлагается подняться на сцену и поучаствовать в действии: выглядит это как аттракцион, но выбор каждому предложен самый серьезный.
-
12 октября 2024, 14:48В «Севкабель Порту» открывается выставка-путешествие «Виктор Цой. Легенда» (12+) — огромный дизайнерский мега-проект от Бюро Planet9 Агнии Стерлиговой и Александра Кармаева — москвичей, которые несколько лет назад на этом же месте перевернули представление петербуржцев о выставках своим проектом «Балабанов». Позже они же открывали выставки «Первая позиция. Русский балет» в «Манеже» и «Панк-культура. Король и шут» снова в «Севкабель Порту». И вот новый проект, который точно запомнится.
-
09 октября 2024, 20:08
-
11 октября 2024, 08:30
-
06 октября 2024, 16:14
-
05 октября 2024, 17:01