Писатель Андрей Константинов представил «Народную книгу памяти» о Блокаде

20 февраля 2014, 11:33
Версия для печати Версия для печати

В Петербургском «Парке культуры и чтения Буквоед» состоялась презентация сборника «Народная книга памяти. Блокада: 300 судеб, 300 реальных историй», который в течение 2,5 лет авторы-составители собирали из воспоминаний блокадников, переживших эти страшные 900 дней в осажденном городе. Представить книгу читателям пришел писатель Андрей Константинов. Он сразу отметил, что его роль в составлении этого сборника не значительна, и по содержанию книги лучше обращаться к авторам-составителям.

Андрей Константинов рассказал, что полгода назад к нему обратился издатель Александр Прокопович, который показал готовый материал и попросил написать предисловие к книге. «Я практически никогда не делал предисловий за исключением собственных книг. Но тут случай особый. Блокада для моей семьи – многозначащее слово, и я сделал эту работу за один день. Не подумайте, что я отнесся к этому наплевательски или спустя рукава – просто все, что хотелось сказать по этому поводу, уже давно сформулировалось в моей голове и моем сердце. Оставалось только перенести свой внутренний монолог на бумагу», – сказал писатель.

Константинов также отметил, что речь не шла ни о каких гонорарах: «Думаю, что такой вопрос поднимать попросту неуместно ни с моей стороны, ни со стороны издательства».

В небольшом предисловии на две с половиной страницы Константинов затрагивает важные темы блокады, вспоминает историю своей семьи и сравнивает эту книгу с «лекарством»: «Не думаю, что мое предисловие – образец высокой литературы. Там наверняка есть какие-то корявые фразы, предложения. Я действительно не думал о литературной красивости абзацев, а просто старался искренне объяснить, зачем мне это надо и зачем это необходимо тем, кто будет читать эту книгу».

В этот вечер в «Буквоеде» собралось не так много людей (наш корреспондент насчитал порядка тридцати человек, преимущественно старшего возраста), на что посетовал ведущий, но Андрей Дмитриевич ответил, что для него такое количество людей «вполне приемлемо и даже если бы пришли два человека, все равно нужно было бы разговаривать на эти важные темы».

Одна из женщин-блокадниц поинтересовалась у Константинова, прочитал ли он уже этот сборник (книга насчитывает 831 страницу). Автор знаменитой серии «Бандитский Петербург» ответил, что читает в день максимум три страницы: «Это чтение очень тяжелое, здесь нет развлекухи, занимательных историй. Трудно представить, что кто-то эту книгу будет читать запоем. Но любому, кто называет себя петербуржцем, а уж тем более ленинградцем, прикоснуться к этому сборнику необходимо».

В беседе с корреспондентом «Фонтанки», представители издательства «АСТ» рассказали, что для жителей Петербурга этот проект – однозначен, чего не скажешь о жителях других городов: «В какой-то момент мы столкнулись с большими трудностями, встал вопрос – издавать – не издавать? И если бы Константинов не сказал: «Да, я участвую», книга бы просто не вышла».

Больше часа Андрей Константинов разговаривал с читателями не только о блокаде, но и о скандальном опросе телеканала «Дождь», затронул последние события в Украине и другие важные темы.

После презентации автор предисловия не стал подписывать сборник, объяснив это тем, что никогда не отказывался оставить автограф на собственных книгах, но эту книгу своей не считает: «там всего лишь мое предисловие, поэтому оставлять на ней свой автограф я не имею морального права». Однако Андрей Дмитриевич не отказал читателям в неформальном общении и еще около 20 минут рассуждал о споре Мединского и Гранина, неизвестных фактах блокады и современной журналистике.

Текст и фото Михаила Садчикова-младшего

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>