По-матросски неброско и со вкусом

19 февраля 2014, 22:21
Версия для печати Версия для печати

В библиотеке книжной графики до 2 марта будет проходить любопытная выставка: малотиражное издательство «Красный матрос», чьи книжки сделались за это время эталоном лапидарности и предметом коллекционирования по обе стороны Атлантического океана, представляет заботливо собранный по сусекам иллюстративный материал: обложки, наброски, эскизы и т.д. Экспозиция вызовет интерес и универсального зрителя, но все же в первую очередь рассчитана на «своих» – тех, кто понимает.

«По-матросски» – такое название выставке дал ее организатор и основатель самого издательства Михаил Сапего. Действительно, специфический стиль «Красного матроса» определяется с первого взгляда: участники объединения, говоря образно, припадали к тому же источнику прекрасного и светлого, что и «Митьки». Сапего с соратниками – люди из Ленинграда, и в определенный исторический период были неравнодушны к сближающему творцов алкоголю. Сейчас с пороком завязано, но искусство вечно и, без сомнения, именно оно глядит на нас со стен выставочного зала библиотеки.

В самом начале, с 1995 года, единение «матросов» и «митьков» было неоспоримым и издания той поры представляли своеобразную смесь комикса и народного лубка: картинок было гораздо больше, чем собственно текста, а почти все бывшие и настоящие «митьки» отметились в «Красном матросе» в качестве иллюстраторов. С тех пор мягкий стеб и веселуха были определяющими понятиями, отчетливо характеризующие продукцию издательства — ровно до той поры, когда Михаил Сапего произнес фразу, вошедшую в анналы: «Нельзя же вечно стебаться и хохотать!».

Теперь в «Матросе» многое поменялось: ничуть не отказываясь от достижений прошлых лет, в издательстве сделан упор на работу с аутентичными текстами и артефактами. На смену таким исследованиям, как «Душегубство и живодерство в детской литературе» или «Митьковские пляски» (краткое руководство для хореографических кружков художественной самодеятельности») пришли иные темы, но все так же изящно изданные.

Краеведение и история, репринт изданий первой половины двадцатого века, фольклор и русская маргинальная культура — у истинного библиофила глаза разбегутся. Среди хронологически последних изданий назовем исследование «блатной» музыки «В Петрограде я родился» (песни воров, арестантов, громил, душегубов, бандитов), «Про Капу Вознесенскую» (издание основано на найденном «матросами» дневнике ленинградской девочки и приурочено к семидесятилетию снятия блокады Ленинграда), «Про ограбление Азовского банка» (35-е издание серии «Про...», в котором уркаганская песня стараниями художника Михаила Гавричкова превратилась в своеобразную раскадровку сценария из уголовной жизни).

Открывая выставку, Михаил Сапего назвал круг адептов «Красного матроса» неслучайным собранием взрослых, талантливых и добрых людей. И работают эти люди, пребывая в глубокой внутренней автономии: «Сам себя награждаешь, сам себя лишаешь всевозможных премий — так себя вытягиваешь и получаешь какой-то результат». Имена сподвижников и соратников, отметившихся на выставке: Владимир Шинкарев, Василий Голубев, Александр и Ольга Флоренские, Виктор Тихомиров, Владимир Яшке, Дмитрий Дроздецкий — и это далеко не все.

Несмотря на утверждение Сапего, что «Красный матрос» никогда не был избалован чрезмерным вниманием, это явление в культуре Петербурга не могло остаться вне поля зрения коллег по цеху: в 2007 году работа главного редактора снискала премию «Петрополь», а Санкт-Петербургский международный книжный салон отметил книги издательства дипломом — за оригинальный стиль.

Игорь Шушарин, член Политбюро «Красного матроса», краевед и историк, подготовивший не одно издание, рассказал:
– Я с детства люблю книжки с картинками. В старые времена их было много: серьезные издания, строгая обложка, а внутри — картинки. Сейчас книжки другие: ужасные аляповатые обложки, а внутри картинок нет. И это плохо. Издания «Красного матроса» отлично оформлены: это уже не лубок, не наивные рисунки, а именно книжная графика. Выставка показывает, какое большое внимание ей уделяется, и неспроста: помимо выразительности, она еще гораздо дешевле при издании, что важно для такого бесприбыльного проекта, как «Красный матрос».

Выставка в библиотеке книжной графики дает старт череде праздничных мероприятий, посвященных 20-летию издательства, и открыта для бесплатного просмотра каждый день, кроме воскресенья.

Евгений Хакназаров
Графика из коллекции издательства «Красный Матрос», фото Максима Ляпунова

Скитания поэта, успех гражданина. Какие места Петербурга связаны с именем Николая Некрасова?

Николай Некрасов родился в Немирове Подольской губернии, а детство провел в Ярославской губернии, откуда и прибыл в Петербург 16-летним юношей в июле 1838 года — и прожил здесь около сорока лет. Он приехал один — без родителей и слуг. С отцовскими деньгами в кармане. Отец поставил сыну условие: поступить в Дворянский полк. Но мать и сын мечтали об университете. Отец, узнав, что сын собирается ослушаться, пообещал оставить его без денег, если он не подчинится. Сын ответил: «Если вы, батюшка, намерены писать ко мне бранные письма, то не трудитесь продолжать, я, не читая, буду возвращать вам письма». Отец прекратил присылать деньги. Годы скитаний закалили характер поэта и сделали из провинциала «литературного пролетария», понимающего не только пышную красоту имперской столицы, но и изнанку города. Барин, картежник, мечтатель с нежной душой, очарованный красотой мира, и успешный делец — образов у Николая Некрасов гораздо больше, чем «поэт» и «гражданин».

Статьи

>