БДТ им. Г.А.Товстоногова празднует 95-летие

15 февраля 2014, 05:49
Версия для печати Версия для печати

Сегодня, 15 февраля, в Петербурге праздник: у одного из самых прославленных театров страны – БДТ, который с 1992 года носит имя своего самого значительного режиссера Георгия Товстоногова, - юбилейный день рождения: 95 лет. До столетия ему не хватает только пяти.

В этот день труппа, где и сегодня работают многие мастера товстоноговского призыва, традиционно посетит могилу режиссера в Некрополе Александро-Невской лавры. А вечером в ДК им. Горького, куда на время ремонта исторического здания БДТ на Фонтанке, переместились спектакли основной сцены, будет сыгран один из самых популярных у петербуржцев спектаклей Большой драмы – «Дядюшкин сон» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили в главных ролях.

За свою почти вековую историю знаменитый БДТ, рожденный революцией и призванный, по идее одного из его основателей, поэта Александра Блока, стать театром героического, бунтарского по духу репертуара, театром «великих слез и великого смеха», переживал как взлеты, так и падения. И это удел любого театрального дома. Но мало какой театр знал такой грандиозный расцвет, как Большой драматический во времена Георгия Товстоногова. До сих пор ленинградцы вспоминают подробности великих товстоноговских спектаклей полувековой давности: «Пять вечеров», «Идиот», «Варвары», «Ханума», «Тихий Дон», «Три мешка сорной пшеницы», «Дачники», «Три сестры», «Мещане», «На дне», «Холстомер», в которых на сцену выходили легендарные Иннокентий Смоктуновский, Ефим Копелян, Павел Луспекаев, Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Татьяна Доронина, Зинаида Шарко, Кирилл Лавров, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Алиса Фрейндлих, Андрей Толубеев, Олег Борисов, Евгений Лебедев, Валерий Ивченко, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих и многие-многие другие. И проходных ролей у этих мастеров сцены не было.

Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в сцене из спектакля
Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в сцене из спектакля "Дядюшкин сон"

Фото: Пресс-служба БДТ им. Г.А.Товстоногова

Ситуация «потери отца» сильно подкосила театр. Казалось, театр погрузился в оцепенение, замкнулся в себе на долгие 20 лет. Не то чтобы у театра не было творческих удач, они были. Но БДТ никак не мог попасть в нерв времени, искусства, и, как следствие, - в нерв зрителя, что мастерски получалось у Товстоногова, при котором БДТ был местом практически соборного единомыслия, создателем тех подтекстов, того великого художественного языка, которым интеллигенция аукалась во мраке.

Почти год назад художественное руководство принял 52-летний режиссер самобытный режиссер-экспериментатор Андрей Могучий. И первая же его премьера - «Алиса», выпущенная с корифеями театра во главе с Алисой Фрейндлих на новой сцене БДТ, в Каменноостровском театре, – позволил испытать давно забытые переживания: острое чувство новизны, живого творческого поиска, полного единения и даже взаимопроникновения сцены и зала, надежд на будущее. Не осталось сомнений, что режиссер и труппа обрели друг друга и этот союз, поначалу многим казавшийся экстремальным и рискованным, принесет и другие весомые плоды.

Напомним, что по-настоящему отмечать юбилейную дату в БДТ намерены 27 мая, в День города, когда труппа вернутся в историческое здание на Фонтанке, 65. Однако репетиции идут без перерыва, в параллель: поляк Анджей Бубень работает над сценическим воплощением сценария Ингмара Бергмана «Из жизни марионеток» (его планируется выпустить уже на основной сцене с головокружительными возможностями). В это же время – то есть, буквально, сейчас - артист Федор Лавров дебютирует в качестве режиссера: он поставит в Каменноостровском театре спектакль по повести Маркеса «Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее бессердечной бабушке». Сам же Андрей Могучий возьмется ни много, ни мало, как за роман Чернышевского «Что делать?»

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 3 — 5 мая: личный взгляд на Родченко, «Женщины Есенина» на сцене Михайловского и цветение сакуры

В выходные после двухдневной рабочей недели можно дать себе еще один шанс отдохнуть, если не получилось на первых майских. В город, как по заказу, приезжают сразу несколько московских проектов, в Ботаническом саду в разгаре сезон цветения, а в кинотеатрах идут картины о лабиринтах памяти.

Статьи

>