БДТ им. Г.А.Товстоногова празднует 95-летие

Сегодня, 15 февраля, в Петербурге праздник: у одного из самых прославленных театров страны – БДТ, который с 1992 года носит имя своего самого значительного режиссера Георгия Товстоногова, - юбилейный день рождения: 95 лет. До столетия ему не хватает только пяти.
В этот день труппа, где и сегодня работают многие мастера товстоноговского призыва, традиционно посетит могилу режиссера в Некрополе Александро-Невской лавры. А вечером в ДК им. Горького, куда на время ремонта исторического здания БДТ на Фонтанке, переместились спектакли основной сцены, будет сыгран один из самых популярных у петербуржцев спектаклей Большой драмы – «Дядюшкин сон» с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили в главных ролях.
За свою почти вековую историю знаменитый БДТ, рожденный революцией и призванный, по идее одного из его основателей, поэта Александра Блока, стать театром героического, бунтарского по духу репертуара, театром «великих слез и великого смеха», переживал как взлеты, так и падения. И это удел любого театрального дома. Но мало какой театр знал такой грандиозный расцвет, как Большой драматический во времена Георгия Товстоногова. До сих пор ленинградцы вспоминают подробности великих товстоноговских спектаклей полувековой давности: «Пять вечеров», «Идиот», «Варвары», «Ханума», «Тихий Дон», «Три мешка сорной пшеницы», «Дачники», «Три сестры», «Мещане», «На дне», «Холстомер», в которых на сцену выходили легендарные Иннокентий Смоктуновский, Ефим Копелян, Павел Луспекаев, Владислав Стржельчик, Олег Борисов, Татьяна Доронина, Зинаида Шарко, Кирилл Лавров, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Алиса Фрейндлих, Андрей Толубеев, Олег Борисов, Евгений Лебедев, Валерий Ивченко, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих и многие-многие другие. И проходных ролей у этих мастеров сцены не было.

Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили в сцене из спектакля "Дядюшкин сон"
Фото: Пресс-служба БДТ им. Г.А.Товстоногова
Ситуация «потери отца» сильно подкосила театр. Казалось, театр погрузился в оцепенение, замкнулся в себе на долгие 20 лет. Не то чтобы у театра не было творческих удач, они были. Но БДТ никак не мог попасть в нерв времени, искусства, и, как следствие, - в нерв зрителя, что мастерски получалось у Товстоногова, при котором БДТ был местом практически соборного единомыслия, создателем тех подтекстов, того великого художественного языка, которым интеллигенция аукалась во мраке.
Почти год назад художественное руководство принял 52-летний режиссер самобытный режиссер-экспериментатор Андрей Могучий. И первая же его премьера - «Алиса», выпущенная с корифеями театра во главе с Алисой Фрейндлих на новой сцене БДТ, в Каменноостровском театре, – позволил испытать давно забытые переживания: острое чувство новизны, живого творческого поиска, полного единения и даже взаимопроникновения сцены и зала, надежд на будущее. Не осталось сомнений, что режиссер и труппа обрели друг друга и этот союз, поначалу многим казавшийся экстремальным и рискованным, принесет и другие весомые плоды.
Напомним, что по-настоящему отмечать юбилейную дату в БДТ намерены 27 мая, в День города, когда труппа вернутся в историческое здание на Фонтанке, 65. Однако репетиции идут без перерыва, в параллель: поляк Анджей Бубень работает над сценическим воплощением сценария Ингмара Бергмана «Из жизни марионеток» (его планируется выпустить уже на основной сцене с головокружительными возможностями). В это же время – то есть, буквально, сейчас - артист Федор Лавров дебютирует в качестве режиссера: он поставит в Каменноостровском театре спектакль по повести Маркеса «Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и ее бессердечной бабушке». Сам же Андрей Могучий возьмется ни много, ни мало, как за роман Чернышевского «Что делать?»
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

15 телесериалов июня: «Детективы из искусства», «Железное сердце», продолжения «Медведя» и «Игры в кальмара» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 03 июня 2025 - Обновленная «Большая книга» назвала финалистов. Кого выбрали и о чем эти книги?
- 02 июня 2025 - Этнографический музей в белые ночи пустит туда, куда нельзя
- 02 июня 2025 - «Лило и Стич» вторую неделю лидирует в прокате по России и СНГ, хотя в России не идет
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29