Советское — значит отличное: мюзикл «31 июня» в «Карамболе»

06 февраля 2014, 18:18
Версия для печати Версия для печати

В далеком 1979 году автор этих строк присутствовал на представлении рок-оперы в маленьком курортном городке. На сцене великолепно пели Александр Градский и Татьяна Анциферова, от них не отставали остальные актеры, все было честно и с энтузиазмом, ветер с моря дул и ничто не предвещало, что в не слишком далеком будущем мастерство и самоотдача на сцене будут погребены под слоем лжепрофессионализма и глянца. Даже понятия такого — глянец — в искусстве не было.

Как показал новый спектакль театра «Карамболь», чудеса существуют — премьера мюзикла «31 июня» стала примером честного и вдохновенного труда: его волшебный сюжет и впрямь позволяет перемещаться во времени, причем не только персонажам. Все вернулось — и искренность, и живые голоса, и даже романтические ощущения юности.

Худрук «Карамболя» Ирина Брондз являет собой воплощение настойчивости и предприимчивости. Еще на слуху успех проекта «Шербурские зонтики», завоевавшего все мыслимые театральные награды страны. На его премьеру приезжал автор музыки Мишель Легран — успех, невообразимый для театра даже не городского — районного подчинения, без своего действующего зала и со скромным финансированием. «31 июня» — новая репертуарная ступень, и тоже необыкновенная. На пресс-конференции создатели всячески подчеркивали, что со знаменитым фильмом у новой постановки, по сути, немного общего. Но, кажется, это было невинное лукавство и опасение ненужных сравнений. Разумеется, новый спектакль нельзя назвать безупречным, но нет никакого желания акцентировать внимание на мелочах — в основном технического плана — когда достигнута главная цель: появление в петербургской афише нового хорошего представления.

Легендарность творческому процессу придало сотрудничество «Карамболя» с автором музыки — 87-летним мэтром отечественной эстрады Александром Зацепиным. По его собственному признанию, желание превратить фильм в мюзикл преследовало композитора давно, но не сложилось, в том числе из-за проблемы с авторскими правами, принадлежащими наследникам Джона Пристли, чья новелла легла в основу сценария. Ирине Брондз удалось все устроить — договор подписан на семь лет с правом пролонгации. Зацепин оставил в мюзикле шесть композиций из фильма и дописал пятнадцать новых номеров — пускай не уровня абсолютных шедевров из «Бриллиантовой руки» или «Ивана Васильевича», но это все та же качественная музыка замечательного композитора из прежних «честных» времен. Соавтором Александра Зацепина стал не менее титулованный поэт Илья Резник, в состав команды также вошли режиссер Борис Павлович из БДТ, дирижер Всеволод Полонский и хореограф Владимир Романовский.



Фото: пресс-служба театра "Карамболь"/Михаил Манин

Новый мюзикл динамичен, блестящ и смешон. Еще более отрадно, что устроители решили «брать» публику не при помощи зачастую сомнительных 3D-технологий (говорят, скоро в городе появится грандиозный проект с запахами), а отличным актерством и исполнительским мастерством. Главные роли — художника Сэма и принцессы Милисенты — отданы признанным звездам «Карамболя» Сергею Овсянникову и Ольге Левиной. Но сказать, что они безраздельно царили на сцене, было бы неправдой. Едва ли не самой яркой работой стал образ Энн-Нинет (Юлия Надервель), ей в харизме и пении никак не уступала молодая артистка Лина Нова, влюбившая в свою разбитную барменшу Куини сильную часть зала. Да кого ни назови — актерских неудач в «31 июня» нет. Зато присутствует странное музыкальное решение: главный хит мюзикла, всеми на раз узнаваемая песня «Ищу тебя», дана в настолько непривычно быстром темпе, что диву даешься. Кстати, она у Ольги Левиной и получилась гораздо менее удачно, чем лирические «медленные» номера.



Фото: пресс-служба театра "Карамболь"/Михаил Манин

Невооруженным взглядом видно, что бюджет этого репертуарного спектакля несопоставим с роскошными сметами коммерческих мюзиклов, и театр вертится, как может. Сценограф Виктор Шилькрот и лауреат «Золотой Маски» художник по костюмам Ольга Резниченко употребили все свое мастерство, чтобы создать достойную «картинку». Еще раз повторим — глянца и «красивостей» не ждите, не в них фишка проекта, а в той атмосфере добра и веселья, которая еще долго не покидает вас. Все как в старое доброе время, которое вряд ли существовало на самом деле, но которое все мы, от 35 и выше, помним. «Советское — значит отличное» — этот ироничный лозунг здесь может быть употреблен в прямом смысле.



Фото: пресс-служба театра "Карамболь"/Михаил Манин

Следующая серия показов мюзикла ориентировочно намечена на март — еще одно неудобство, связанное с отсутствием собственной сцены. Тем, кто хочет окунуться в утраченную современностью атмосферу искренних чувств, придется подстроиться, но оно того стоит.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
 

 

 

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>