Виктор Раков: «Д’Артаньяна мне уже не сыграть, так что вполне устроил Бонасье»

05 февраля 2014, 01:19
Версия для печати Версия для печати

Сегодня, 5 февраля народному артисту России Виктору Ракову исполняется 52 года, тридцать из которых он служит на благо московского «Ленкома» п/р Марка Захарова. На данный момент он занят в семи спектаклях этого театра: «Женитьба», «Юнона и Авось», «Ва-банк», «Шут Балакирев», «Пер Гюнт», «Небесные странники» и «Ложь во спасение». Однако в Петербурге его любят не менее, чем в столице, благодаря, в первую очередь, огромному количеству киноработ – в таких фильмах, как «Убить дракона», «Мать», «Гардемарины», «Петербургские тайны», «Девять неизвестных» и других.

- Я вас осенью видел в БЗФ на творческом вечере Вячеслава Бутусова. Вы – поклонник этого музыканта?

- Мы как раз приезжали с гастролями в Петербург, у меня был свободный день и я решил посетить его творческий вечер. Мы со Славой знакомы уже лет двадцать, еще в те времена, когда он выступал на задворках «Ленкома». Это был то ли конец 80-х, то ли начало 90-х, помню, шли премьеры «Мудреца». Я был его поклонником, он моим – так и познакомились.

- С тех пор много общаетесь?

- Я ему сказал на творческом вечере: «Слава, надо хотя бы раз в 20 лет общаться!» Мы обменялись мэйлами, теперь общаемся неформально.

- Этой осенью Ленком сделал необычный ход – выехал в Петербург с одним спектаклем на пять дней, прямо по западному образцу.

- У нас есть и такая практика - один спектакль на несколько дней. Весной привезем «Небесных странников» и «Юнону и Авось». Тут все зависит от Инны Михайловны Чуриковой, как она себя чувствует в этот момент. Бывает, играем два спектакля, затем выходной и снова два, бывает, три подряд и выходной. Но Инна Чуриков очень сильный и крепкий человек, профессионал во всех смыслах, и меня ее энергия заряжает. Вообще, старшее поколение более целеустремленное, молодежь, порой, приходит, не готовая к этому режиму существования в театре, но многие быстро понимают, как надо работать и втягиваются.

- Тогда рискну задать вопрос – а вы себя к какому поколению причисляете?

- Я бы сказал, что к среднему поколению. Но все относительно, у меня пошел 30-ый год работы в театре.

- Никогда не было соблазнов уйти в другое место?

- По молодости и по глупости какие-то счеты театру я предъявлял, были и мысли уйти, но, к счастью, этого не случилось, я постоянен. А чего метаться, ведь «хорошо там, где нас нет» – это реальность, которая применительна и к театру. Либо - нужно уходить из театра вообще, существовать на уровне антрепризы и от съемок к съемкам. Но чем театральные артисты интересны для кинорежиссеров – они более стабильны, более профессиональны, в отличие от тех, кто перебивается от роли к роли, снимаясь исключительно в кино. Ведь никто не может мне гарантировать, что в ближайшие пятнадцать лет я буду сниматься в хорошем кино. Кино в любой момент может предать, а театр – никогда. Во всяком случае, меня это не коснулось.

- Вы же голос известного телеканала, скажите, как правильно говорить: озвучание, озвучивание или озвучка?

- Озвучание - не совсем верно, скорее озвучивание. А озвучка – это рабочее название.

- То есть вы занимаетесь озвучиванием?

- Да, озвучивание либо себя, либо другого актера, либо – как на упомянутом вами телеканале – просто текст.

- Это интересная работа?

- Очень интересная: можно поэкспериментировать с текстом, расставить свои акценты, поискать новые оттенки голоса. Возникает другое отношение к тексту, я бы сказал – более осознанное.

- А в записи аудиокниг принимаете участие, играете в радиотеатре?

- Да, мы в студии Сергея Григоряна писали «Записки сумасшедшего» Гоголя и его «Выбранные места из переписки с друзьями». Еще писали рассказы Чехова и Булгакова. Самое свежее – это «Собака Баскервилей», потом записали «Дубровского» по ролям. В этой студии работали Петренко, Дуров, Веселкин, Шалевич, Сазонтьев. Когда записывали «Собаку Баскервилей», встретил Володю Еремина, он мастер озвучивания зарубежных фильмов, да и многие отечественные фильмы дублировал блестяще. В общем, очень хорошая компания собралась, и я получаю от работы истинное удовольствие.

- Есть произведение, которое бы вы сами хотели озвучить, но пока не получилось?

- Я давно мечтаю озвучить «Красный цветок» Гаршина. Мне хочется сделать это как некую работу-заявку на малой сцене. Эта идея давно витает в воздухе, но я пока не смог ее осуществить. В конце 80-х сделал инсценировку и уже вел переговоры с артистами, но сорвалось. Теоретически это можно сделать как аудиоспектакль по ролям, где будет текст автора не в чистом виде, а именно постановка со сценарием. Сценографии не будет, но звуковое оформление, шумы смогут помочь ощутить то, что называется «радиоспектаклем».

- Ваш голос ведь бас-баритон?

- Я могу и ниже петь, могу и высоко, но в «Юноне и Авось», когда играю графа Резанова, пою в тех же тональностях, которые были заложены изначально, когда играл Караченцев. Дима Певцов поет по-своему, а я по-своему, у всех ведь разные данные.

- В новом спектакле-фантазии Марка Захарова «Небесные странники» по Аристофану и Чехову вашему герою 25 лет – вам это легко дается?

- В театре существует определенная доля условности. Это же не художественное кино, где желательно похудеть или помолодеть, а иногда, вообще, лучше снять молодого артиста. В театре к этому относятся несколько спокойнее.

- В новогодние каникулы по одному из федеральных каналов показали новый фильм «Три мушкетера», который снял Сергей Жигунов. Вы ведь там тоже принимали участие.

- Я люблю играть необычных персонажей, поэтому я снялся у Жигунова в роли галантерейщика Бонасье. Д’Артаньяна мне уже не сыграть и на Партоса я тоже пока не тяну. Поэтому меня вполне устраивала роль галантерейщика.

- Киносайты говорят о том, что вы снялись в серале «Алхимик».

- Это 12-серийный фильм, где все ищут эликсир молодости и все, что с этим связано. Я играю следователя комитета, который, в свою очередь тоже интересуется этими сведениями. На съемках мы работали с Александром Муратовым, у которого я снимался в фильме «Девять неизвестных». Мне понравился сценарий, который написал Алексей Тимм. На съемочной площадке была дружественная и теплая атмосфера, мы работали очень слаженно и продуктивно, потому что давно друг друга знаем.

- В одном из ваших интервью я прочел такую фразу «Существует прямая связь между гражданской позицией и твоими ролями». Я недавно общался с Сергеем Юрским, который похвалил людей, которые участвуют в концертах в поддержку узников Болотного дела. А вы в подобных акциях участвуете?

- Если бы мне предложили, может быть, и подумал. Но я говорил не конкретно про Болотное дело, а про социум, в котором мы живем. Один из советских вождей произнес на удивление мудрую фразу: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Тем более это касается актеров и творческой интеллигенции. Ведь если человека не трогает то, что происходит в стране, мире, что тогда он может полезного рассказать зрителям, своим современникам? Не думаю, что его творчество вообще может быть кому-то интересно.

- Тем не менее, в акциях протеста, вроде Болотной, вы не были замечены.

- Я появлялся пока только на Театральной площади 9 мая. В этой страшной войне погибло огромное количество наших соотечественников, эта беда коснулась каждую семью, мою в том числе. Поэтому я посчитал за честь поучаствовать в концертах, посвященных Дню Победы.

- Как думаете, почему фильм Юрия Кары «Мастер и Маргарита», снятый в 1994 году, где вы сыграли Мастера, все-таки не срезонировал, когда его показали в 2011-м?

- Я знаю, что сняли более четырех часов материала, но Кару попросили сделать из этого двухчасовую историю, на что он сказал: «Как? Мы можем сделать больше!» Ему объяснили, что никто длинное кино смотреть не будет – тогда ведь еще даже трехчасовой «Титаник» не вышел. Как потом сказал мне Кара: «Я резал по живому и уложился в два часа». Фильм начали показывать в кинотеатре в районе метро «Рязанский проспект». Спустя много-много лет встал вопрос о том, что фильм пора выпустить на широкий экран. Компания, которая выкупила права на двухчасовую версию, фильм восстановила, и после стала выдавать за фильм Кары. А на самом деле, это был уже не совсем его фильм. Вот если бы пригласили хорошего режиссера-монтажера и из исходных четырех часов сделали бы художественный фильм, который длился бы 3-3,5 часа – это могло бы походить на фильм, который замышлял Юрий Викторович. Но этого не произошло. Прокатчики пошли по пути наименьшего сопротивления.

Да, был торжественный показ в «Крокус Сити» в Москве, на который пришли: Николай Бурляев, Лев Дуров, Анастасия Вертинская, Александр Филиппенко. Но после просмотра зрители больше говорили не о самом фильме, а об Ульянове, Данилове, Мишулине, Виноградове и многих других выдающихся актерах, которые не дожили до этой премьеры. Это правда - дорого яичко к Христову дню.

- На вашем официальном сайте эпиграфом вынесена цитата Пастернака:

«Цель творчества – самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех…»

Вы сами ее вынесли или сайтом занимаются другие люди?

- Это было сделано с моей подачи. Потому что сегодня очень многие люди тусуются, пиарятся, в сущности ничего не сделав в искусстве. В какой-то момент они начинают существовать только ради пиара и благодаря пиару. Мне такая позиция принципиально не близка. Поэтому на главную страницу и вынесены эти строки.

Михаил Садчиков
Фото Михаила Садчикова-младшего

Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ

В предпоследние выходные осени сходите на премьеру балета оскароносного композитора в Михайловском театре, послушайте произведения современных композиторов, побывайте на выставке Рериха в Главном штабе Эрмитажа и прослушайте лекцию о старинных росписях на стенах Петербургской консерватории в библиотеке «Старая Коломна».

Статьи

>