Сегодня отмечает юбилей народная артистка России Эра Зиганшина
Сегодня, 1 февраля, петербургская актриса, народная артистка России Эра Зиганшина отмечает круглую дату.
Кто-то, наверняка, вспомнит ее на экране: маленькой разбойницей в "Снежной королеве", Любовь в фильме "Перед бурей" или Урсулу в "Небесных ласточках". В многочисленной сериальной продукции она всегда точна и убедительна.
Но как актриса театральная она непостижима и незабываема.
С 2011 года актриса Александринского театра, Эра Гарафовна Зиганшина – ученица Г.А.Товстоногова. В 1965 году она окончила студию при БДТ и поступила в труппу Ленинградского государственного театра им. Ленинского Комсомола (ныне – театр-фестиваль "Балтийский дом"). Ее звезда засияла через 10 лет, когда ленинградский Ленком возглавил талантливый режиссер Геннадий Опорков – это был редкий даже по тогдашним временам альянс актрисы и режиссера. В спектаклях Опоркова Зиганшина сыграла множество гланвых ролей: Марию в спектакле "Деньги для Марии" по Распутину, Пилар в постановке по роману "По ком звонит колокол" Хэмингуэя, Галину в "Утиной охоте", Софью в "Последних", и, наконец, великолепную, гипнотически пленительную и Аркадину в "Чайке".
В конце 80-х пробовала себя на разных столичных сцена. Самой заметной работой московского периода стала Кабаниха в "Грозе" Генриетты Яновской в МТЮЗе: за эту роль актриса получила Премию Станиславского. В 1999 Эра Зиганшина стала также первой обладательницей вновьучрежденной Независимой актерской премии им. В.И. Стржельчика.

Народная артистка России Эра Гарафовна Зиганшина
Фото: Катерина Кравцова/Пресс-служба Александринского театра
Вернувшись в Петербург уже в XXI веке, Зиганшина блистательно сыграла, как пишут в энциклопедиях, сильные и драматичные женские характеры: ее Кручинина в "Без вины виноватых" выглядела несокрушимой, обнаруживая свою огромную нежность только перед обретенным нагаданно сыном, ее Бабушка в фарсовом спектакле "Похороните меня за плинтусом" выглядела единственным человеком, сложным, мучающимся и порой терзающим окружающих, но понятным, живым. В спектакле Евгения Гришковца "Пьеса, которой нет", где четыре реальных актера – рядом с Зиганшиной работали Вадим Яковлев, Роман Громадский и Наталья Попова – вместе с режиссером Андреем Могучим и драматургом создавали текст на основе своих подлинных воспоминаний, она потрясла естественностью интонации и когда говорила о себе, и когда вспоминала свою любимую героиню – Аркадину.
В декабре 2011 года Зиганшина принята в труппу Александринского театра. Режиссер Валерий Фокин сразу же задействовал ее в своей спектакле "Литургия ZERO" по роману Достоевского "Игрок". Бабушку Тарасевичеву актриса играет исключительно цельной натурой, снайперским взглядом различающей истинную суть людей. За исполнение этой роли актриса номинирована на Высшую национальную театральную премию "Золотая маска".
Фонтанка.ру
Мираж Бенуа в «Манеже». Как дипфейки Нижинского и стеклянный лабиринт рассказывают историю рода
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 декабря 2025 - Эрмитаж рассказал, в каких залах держали и допрашивали декабристов, и показал на выставке их вещи и картечь
- 15 декабря 2025 - В Царском Селе завели общительного Сережу, но на самом деле он — Каприз
- 14 декабря 2025 - Умерла Евгения Петрова, много лет работавшая замдиректора по науке Русского музея
- 11 декабря 2025 - Эрмитаж прокомментировал задержание Александра Бутягина в Польше
- 09 декабря 2025 - Русский музей рассказал, что покажет в 2026-м: ставка — вновь на Айвазовского, Кончаловского, женщин и энтузиастов
Статьи
-
11 декабря 2025, 14:39После интенсивного гастрольного тура по городам Китая Теодор Курентзис с оркестром musicAeterna вернулся в родные пенаты и без промедления выступил в Большом зале Филармонии, представив петербургской публике так называемое «Кольцо без слов» — «Der Ring ohne Worte»; симфонический дайджест циклопической оперной эпопеи Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунгов».
-
10 декабря 2025, 15:21С 10 декабря в Государственном Эрмитаже для публики полностью открыта Галерея Петра Великого — проект, начатый в 2022 году. Последний зал постоянной экспозиции был представлен в рамках продолжающихся Дней Эрмитажа, и он рассказывает о культуре России второй четверти XVIII века в части развития производства фарфора, стекла и серебра.