Цирковой мастер-класс без вранья

30 января 2014, 16:48
Версия для печати Версия для печати

Всемирно известный Цирк дю Солей, выступающий нынче в Петербурге с арена-шоу «Дралион», пригласил в гости петербургский «Упсала-Цирк» - замечательный социальный проект, в котором участвуют подростки из так называемой «группы риска» - причем, пригласил не просто пообщаться, а еще и поделиться опытом и навыками. Общение это расценили как подарок не только петербургские неофиты, но и, по их собственному признанию, мастера из Солнечного цирка.

Дружба Цирка дю Солей и «Упсала-Цирка» из Петербурга началась вовсе не только что, а целых пять лет назад, когда ребята из петербургского цирка сели в автобус и отправились в Москву, на представление шоу «Варекай» - тогда «солнечные циркачи» до Северной столицы еще не добрались. И поскольку традиция дружбы Цирка дю Солей с социальными цирками существует давно и устойчиво, теперь уже ни один приезд знаменитого канадского проекта в Петербург не обходится без встречи мастеров мирового класса и начинающих петербургских циркачей. Сначала ребят просто приглашали на шоу, потом еще и на репетиции. Наконец, стали вносить в планы ответные визиты на представления «Упсала-Цирка» - благо, два года назад у ребят появился свой дом-шатер в парке БЦ «Бенуа» на Свердловской набережной.

Нынче общение стало совсем уж многосторонним. До того, как студийцы "Упсала-Цирка" гурьбой в 25 человек заявились на мастер-класс в Ледовый, многонациональная компания шоу «Дралеон» посетила спектакль юных циркачей «Племянник», после чего хозяева и гости уселись за длинный стол лепить пельмени – не только с фаршем, но и со шпинатом (для «солнечных» вегетарианцев). И, надо сказать, что впечатление, которое произвели на артистов «Дю Солей» и спектакль, и общение с детьми, чья судьба могла бы сложиться самым непредсказуемым и печальным образом, кабы ни упорство и мудрость энтузиастов-взрослых, оказалось без преувеличения мощным. Во всяком случае, один из клоунов канадского цирка, представившийся как Факундо Хименес (он родом из Аргентины), увидев у меня в руке диктофон, подошел, просто чтобы высказаться, поскольку эмоции переполняли: «А вы журналист? – спросил он по-английски. – Я хочу вам сказать: эти дети из социального цирка - такой подарок для нас!!!» При этом руки его описали какой-то громадных круг, пытаясь изобразить масштаб подарка, а лицо выражало такую же огромную детскую радость.

Дети, впрочем, тоже сочли себя одАренными – причем самым внушительным образом. Потому что ранним утром в Ледовом их разделили на пять команд, которые отправились в путешествие по пяти станциями. «Путешествие», впрочем, в данном случае, условное, ибо четыре станции из пяти уместились на сцене, где вечерами играет представление «Дралион». Станции - это «батут», «воздушное кольцо», «дьябло» (такие забавные штуковины, похожие на катушки, которые подбрасывают и ловят веревкой, что вовсе не просто), жонглирование. И только мастер-класс по клоунаде, который для детей проводили сразу четыре клоуна (в том числе и упомянутый Факундо), сместился за пределы зала.

Учителя не скупились на похвалы, то и дело слышалось: «Good!», «Exellent!!», «O, very good!!!». Особенно радовалась за своих подопечных канадка Мари-Ив Бессон – уж очень бесстрашно осваивали они обруч, прикрепленный к высоким колосниками канатом: и кувыркались, и вращались, и раскачивались, демонстрируя хватку и отвагу юных тарзанов. И это был замечательный пример того, как подростковая гиперактивность, так часто несущая за собой разрушения, направляется умными взрослыми в мирное русло. Что касается батута, которым ребята плотно занимаются в своем «Упсала-Цирке», то, по признанию «дюсолеевцев», уровень подготовки ребят оказался таким, что обучали их реальными номерам из шоу. С жонглированием ребятам и вовсе повезло: его вел наш соотечественник, Вова Пестов, родом из Астрахани, чья судьба вполне могла послужить юным петербургским циркачам примером для подражания: родители Вовы работали в шоу «Кидам», и мальчик, путешествуя по миру вместе с ними, самостоятельно освоил профессию жонглера, сочинил свой номер и стал выступать уже сам по себе, в другом проекте.

Мастер-класс по клоунаде превратился в отдельное маленькое шоу: оказалось, клоунские номера, в отличие от стихов, растут вовсе не из «сора» - их тренинги представляют собой практически готовое зрелище. Конечно, есть упражнения чисто технические: например, ребят учили, как, разбившись на пары, равномерно заполнить всю площадку, постоянно перемещаясь с места на место. Но уже следующее упражнение: когда, продолжая «не сбиваться в кучу», один из пары должен был прятать глаза, а другой стремиться в них заглянуть, - обернулось веселым «номером» и сопровождалось дружным смехом зрителей-переводчиков и журналистов. Не говоря уже о задании, выполняемом «тройками»: первый человек, идя по кругу, должен выполнять любое физическое упражнение, второй – точно его копировать, а третий – пародировать обоих, работая на зрителя. Тут хохот стал обвальным, многие из импровизированной публики даже не удержались в положении сидя – особенно когда в действие вмешивались мастера жанра, направляя новичков.

После работы «Цирк дю Солей» предложил своим маленьким друзьям-коллегам подкрепиться пиццей. Впрочем, уплетая ее, двое петербуржцев не отказались прокомментировать свой визит к старшим товарищам. 14-летняя Лера сказала, что больше всего ей понравилось крутиться на воздушном кольце и прыгать на батуте, которым она с удовольствием занимается и в «Упсала-Цирке». И еще, по словам девочки, ее впечатлили сами артисты – открытые и энергичные люди. Лера даже предположила, что это не просто черты характера, а жизненная позиция, которая не позволяет зарываться в своих проблемах. «Когда человек открыт миру и людям, проблемы решаются быстрее», - пояснила Лера. В свою очередь, 17-летний Эльдар сказал, что общение с артистами «Солнечного цирка» впечатлило его даже не тем, что он тут научился каким-то вещам (хотя прыгать на настоящем батуте, выполняя упражнения из реального шоу ему, конечно, понравилось), но, прежде всего, тем, что «тут не было вранья». И еще, общаясь с артистами знаменитого канадского цирка, Эльдар, по его словам, убедился: для того, чтобы понять другого человека, надо ему просто улыбнуться. Как видите, эти дети с не самой легкой судьбой, тоже могут кое-чему научить взрослых, имеющих уши и глаза. Кое-чему исключительно важному. И в этом тоже, а не только в цирковом мастерстве, секрет успеха "Упсала-Цирка", который совершенно необходимо посещать семьями.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

Записка Мюллера: немец сражается с нервными русскими в «Особенностях национальной больницы»

В комедии «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина молодой режиссер Станислав Светлов тщетно пытается придать толику актуальности и чуточку реализма приключениям молодого преподавателя из Гамбурга, который приезжает преподавать немецкий в петербургской гимназии, но сначала проводит сутки в неврологическом больничном отделении в качестве волонтера.

Статьи

>