
Башметов spleen: в Мариинском-2 показали авторский вариант «Онегина»

24 января, в день своего рождения, маэстро Юрий Башмет представил в Санкт-Петербурге свое авторское прочтение «Евгения Онегина». До сих пор представление по мотивам всем известного произведения могли увидеть только жители Москвы и Сочи, но жителям Санкт-Петербурга не стоит печалиться по поводу несколько запоздавшего визита «Онегина» по-башметовски: выяснилось, что авторских вариантов собственно Пушкина и Чайковского вполне достаточно. Происходящее на новой сцене Мариинского театра порой вызывало интерес, местами аплодисменты и улыбку, но в основном — досаду и тоску.
Разочарования публики начались еще за несколько дней до представления, когда в афише место обещанной Ксении Раппопорт плавно заняла актриса Янина Колесниченко, известная как по работе в МХТ имени Чехова, так и своей сериальной востребованностью. Собственно, никто не утверждает, что госпожа Колесниченко уступает по части актерского мастерства госпоже Раппопорт, но во время затянувшегося моциона в фойе перед запоздавшим началом спектакля можно было услышать недовольства по этому поводу.
В анонсе представления подчеркивалось, что Юрию Башмету «удивительным образом удалось объединить классические традиции русской музыки, интонационный мелодизм поэзии и яркую современность звучания, сохранив атмосферу романа». Сохранность атмосферы оказалась фактом неочевидным, а вот то, что происходившее на сцене порой безмерно удивляло — сущая правда.
В проекте была задействована настоящая сборная: помимо Янины Колесниченко в роли чтеца выступил Константин Хабенский, маэстро Башмет интерпретировал Чайковского с помощью государственного симфонического оркестра «Новая Россия», в партиях Татьяны и Ленского выступили Ирина Чурилова (Новосибирский ГАТОБ) и Сергей Радченко (Молодежная оперная программа Большого театра России). Мариинский театр представляли Владислав Сулимский (Онегин), Ирина Шишкова (Ольга), Михаил Кит (Гремин), Светлана Волкова (Ларина), Лариса Шевченко (Филиппьевна) и хор под руководством Андрея Петренко. Скажем сразу — Сулимский и Шишкова, а также хоровые сцены стали украшением вечера, а выражаясь менее поэтично — попросту спасли спектакль, иначе все было бы совсем безотрадно.
Ничего страшного концепция Юрия Башмета не сулила: из оперы взяли только самые известные фрагменты, зато были добавлены фрагменты пушкинского текста. Увы, плениться великолепным слогом Александра Сергеевича не получилось — казалось, чтецам была поставлена задача оставить как можно меньше от поэта. Хабенский без конца утрировал, скатившись в описании чувств несчастного Ленского до откровенного фиглярства (хотя часть публики пришла в восторг). Более чем странное интонирование подхватила у коллеги и Янина Колесниченко (вот когда вспомнились недовольства отсутствием Раппопорт!), умудрившаяся прочесть хрестоматийное «Она любила на балконе предупреждать зари восход» так, словно сплетню пересказывала. Вот и получилось: вроде на сцене произносятся бессмертные пушкинские строки, а представляется совершеннейшая «Маргоша» - сериал, в котором блеснула Колесниченко. После антракта у чтецов что-то исправилось (или слух притерпелся?), расставание с ними так и вовсе прошло душевно, но дело было сделано — к началу второго отделения зал ощутимо опустел, чего никак не должно было случиться на спектакле, проходящем в день рождения его вдохновителя.
Удивила и музыкальная часть. Оркестр находился на сцене, позади исполнителей, которые не видели дирижера — видимо, этим фактом объяснялись их расхождения с музыкантами. Тем не менее, «ляпы» были слышны. Возможно, команде не хватило репетиций, и певцам было сложно приспособиться к особенностям дирижирования Юрия Башмета и его прочтению музыкального текста Чайковского. Отдельным разочарованием стала Ирина Чурилова в партии Татьяны. Звучный, сильный голос певицы входил в диссонанс с абсолютно провальной игрой: главная героиня беспомощно металась, всплескивала руки в карикатурном отчаянии и всем своим видом до боли напоминала девочку Машу из мультика, в котором она оболгала кошку, свалив на нее вину за съеденное варенье. А пропевая кульминационное «Навек прощай», Татьяна, уже царица великосветского Петербурга, отчего-то решила напоследок взвизгнуть, что придало трагедии отчетливый привкус саратовских страданий.
Поделившись с другом впечатлениями о проведенном в Мариинском театре вечере, я наткнулся на его вопрос: «А зачем Башмету это нужно?» В самом деле — зачем: петербургский зритель безмерно любит одного из ведущих альтистов мира и рад любому его появлению в нашем городе. Разумеется, великий музыкант имеет право на эксперимент, но эксперимент этот должен быть тщательно подготовлен. Минувший вечер показал, что пока версии «Онегина», вышедшие из-под пера Пушкина и Чайковского, все же гораздо удачнее.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Куда пойти 4 — 6 июля: VK Fest, «ЭтоЭтно» и вторая часть проекта о Бродском
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 04 июля 2025 - БДТ отреставрирует Каменноостровский театр — там около года не будет спектаклей
- 03 июля 2025 - В «Свином рыле» открывают выставку работ солиста Мариинского театра Евгения Никитина
- 02 июля 2025 - Крепость «Корела» вошла в состав Выборгского объединённого музея-заповедника — теперь ее отреставрируют
- 02 июля 2025 - Михаил Швыдкой: «Было бы куда честнее вернуться к цензуре»
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
Статьи
-
03 июля 2025, 07:11Увидеть Петербург петровского времени своими глазами — с не дошедшими до наших времен церквями и каналами, о которых не знают даже коренные, с роскошными парусниками в невских водах, с легендарными ассамблеями и фейерверками, загорающимися в ночном небе, с движущимися работниками и каретами, — все это было возможно в музее-макете «Петровская Акватория» на верхнем этаже торгового центра, в который выходит станция метро «Адмиралтейская». Однако с 7 июля врата в петровский Петербург закрываются: музей попросили освободить помещения прямо посреди туристического сезона. 31 июля в 10 утра представитель арендодателя придет с проверкой.
-
01 июля 2025, 17:00В июле зрительским интересом будут заправлять исключительно российские телесериалы: Константин Плотников в роли Петра Великого в исторической драме «Государь», масштабная экранизация романов Веры Камши — «Этерна», магический реализм 90-х в сериале Романа Михайлова «Путешествие на солнце и обратно», Мария Аронова в школьной комедии «Олдскул». А из зарубежных телепроектов зрители ждут возвращение «Декстера» и космодрамы «Основание».
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
29 июня 2025, 20:28
-
04 июля 2025, 23:26