Митьковские плакаты с человеческим лицом
В малом зале Манежа выставили плакаты «митьков». Если подумать как следует, то произведения советского культурного слоя, призванные обслуживать широкие массы, можно смело причесть к разряду фэнтези: они повествовали про то, что в жизни не встречалось. Выставка продлится до 11 февраля.
Отличники переживали нравственные муки, не успевая до конца учебного года поправить четверку по пению. В стремлении победить в соцсоревновании хорошие заводчане боролись с еще более замечательными коллегами. Комсомольцы веселились в целинных бараках, выпускники вузов с радостью оставляли постылые Москву с Ленинградом ради покрытых гнусом неизведанных далей, надои у доярок фонтанировали, стада тучнели, а Ленин носил бревно и ласково разговаривал с детьми. Словом, по-человечески в соцреализме выглядели только образы диверсантов, разгильдяев и прочих отщепенцев. Но во всем этом пропагандистском Мордоре совершенным особняком стояли советские плакаты, на которых человекообразные симулякры звали народ к разумному, полезному и правильному. Питерские и московские митьки решили покопаться в памяти, переосмыслить плакатную действительность и придать ей человеческое лицо. Вышло вдохновенно.
Выставка «Плакат» носит трогательный подзаголовок: второй ностальгический проект группы художников «Митьки». Первым таким проектом были «Этикетки», посвященный алкогольному прошлому, нынешняя же экспозиция универсальна и затрагивает все многообразие шершавого языка советского плаката, и даже больше — некоторые представленные работы исполнены высоких христианских аллюзий. Показательным примером этого служит работа Алексея Семичова «Я на производстве был пьян!» - кто не увидит здесь параллели с усеченной Главой Иоанна Предтечи? Кровь и вино — вечный и неразрывный союз, что в советском цеху, что на пиру царя Ирода.
Фото: Евгений Хакназаров
Кстати про пиры: на выставке найдутся и другие лакомства, кроме отрубленных голов. Незабываемым останутся и рекламный плакат с инфернального вида повидлом (Виктор Пузо), и сосиски от Росглавмяса, от которых отказывается Мерилин Монро (Елена Щелчкова). Эта же художница в энергичной и одновременной нежной, почти импрессионистской манере, изобразила кролика, которого следует разводить и чей взгляд впечатывается в сердце зрителя.
Фото: Евгений Хакназаров
Мимимишный кроль — не единственный сюжет, способный вызвать умиление. Какое сердце не умягчится при виде пухлого карапуза на фоне цветущих ветвей? (Филипп Кубарев «Наши дети не должны болеть поносами!»). Неподдельной заботой о будущем подрастающего поколения дышит работа Евгения Глызя «Не бей ребенка, это задерживает его развитие и портит характер».
Фото: Евгений Хакназаров
Венчает детскую тему звучащий грозным предостережением плакат Елены Альфацентавровой «Твори, выдумывай, пробуй! - Натворил, навыдумывал, напробовался», показывающий нам эволюцию молодого организма, который все-таки подвергался телесным наказаниям.
Фото: Сергей Михайличенко
Кто может вызывать больше любви, чем дети? Только женщины, чья тема — увы! — лишь наполовину раскрыта в произведении Василия Флоренского «Спорт — это здоровье и красота». Но любовь к женщине не должна быть безоглядной, помимо красоты очень важны и ее производственные показатели, об этом свидетельствует висящий тут же плакат-предостережение Николая Копейкина.
С мужчинами у митьков все гораздо проще: они либо пьют, либо направляются в баню, как на плакате Дмитрия Дроздецкого. По этому же адресу выступающие на открытии художники отправляли и человеконенавистнические государственные машины, угрожавшие миру во всем мире — антивоенная тематика также широко представлена в экспозиции. «Мы — люди, а они — империи! И пошли они...» - под всеобщее одобрение высказался один из выступавших.
Впрочем, на этом гражданский пафос и увял: в Малом зале Манежа этим вечером было так душевно, из-за черной ширмочки так умиротворяюще струился аутентичный запах какого-го то вдохновляющего напитка, Дмитрий Шагин так радушно и неформально представлял собравшимся своих собратьев, что все внутри пело. От всей души хочется призвать культурную публику посетить зал на канале Грибоедова, и провозгласить, что до 11 февраля важнейшим из искусств для нас является плакат — митьковский, разумеется.
Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления