Митьковские плакаты с человеческим лицом
В малом зале Манежа выставили плакаты «митьков». Если подумать как следует, то произведения советского культурного слоя, призванные обслуживать широкие массы, можно смело причесть к разряду фэнтези: они повествовали про то, что в жизни не встречалось. Выставка продлится до 11 февраля.
Отличники переживали нравственные муки, не успевая до конца учебного года поправить четверку по пению. В стремлении победить в соцсоревновании хорошие заводчане боролись с еще более замечательными коллегами. Комсомольцы веселились в целинных бараках, выпускники вузов с радостью оставляли постылые Москву с Ленинградом ради покрытых гнусом неизведанных далей, надои у доярок фонтанировали, стада тучнели, а Ленин носил бревно и ласково разговаривал с детьми. Словом, по-человечески в соцреализме выглядели только образы диверсантов, разгильдяев и прочих отщепенцев. Но во всем этом пропагандистском Мордоре совершенным особняком стояли советские плакаты, на которых человекообразные симулякры звали народ к разумному, полезному и правильному. Питерские и московские митьки решили покопаться в памяти, переосмыслить плакатную действительность и придать ей человеческое лицо. Вышло вдохновенно.
Выставка «Плакат» носит трогательный подзаголовок: второй ностальгический проект группы художников «Митьки». Первым таким проектом были «Этикетки», посвященный алкогольному прошлому, нынешняя же экспозиция универсальна и затрагивает все многообразие шершавого языка советского плаката, и даже больше — некоторые представленные работы исполнены высоких христианских аллюзий. Показательным примером этого служит работа Алексея Семичова «Я на производстве был пьян!» - кто не увидит здесь параллели с усеченной Главой Иоанна Предтечи? Кровь и вино — вечный и неразрывный союз, что в советском цеху, что на пиру царя Ирода.
Фото: Евгений Хакназаров
Кстати про пиры: на выставке найдутся и другие лакомства, кроме отрубленных голов. Незабываемым останутся и рекламный плакат с инфернального вида повидлом (Виктор Пузо), и сосиски от Росглавмяса, от которых отказывается Мерилин Монро (Елена Щелчкова). Эта же художница в энергичной и одновременной нежной, почти импрессионистской манере, изобразила кролика, которого следует разводить и чей взгляд впечатывается в сердце зрителя.
Фото: Евгений Хакназаров
Мимимишный кроль — не единственный сюжет, способный вызвать умиление. Какое сердце не умягчится при виде пухлого карапуза на фоне цветущих ветвей? (Филипп Кубарев «Наши дети не должны болеть поносами!»). Неподдельной заботой о будущем подрастающего поколения дышит работа Евгения Глызя «Не бей ребенка, это задерживает его развитие и портит характер».
Фото: Евгений Хакназаров
Венчает детскую тему звучащий грозным предостережением плакат Елены Альфацентавровой «Твори, выдумывай, пробуй! - Натворил, навыдумывал, напробовался», показывающий нам эволюцию молодого организма, который все-таки подвергался телесным наказаниям.
Фото: Сергей Михайличенко
Кто может вызывать больше любви, чем дети? Только женщины, чья тема — увы! — лишь наполовину раскрыта в произведении Василия Флоренского «Спорт — это здоровье и красота». Но любовь к женщине не должна быть безоглядной, помимо красоты очень важны и ее производственные показатели, об этом свидетельствует висящий тут же плакат-предостережение Николая Копейкина.
С мужчинами у митьков все гораздо проще: они либо пьют, либо направляются в баню, как на плакате Дмитрия Дроздецкого. По этому же адресу выступающие на открытии художники отправляли и человеконенавистнические государственные машины, угрожавшие миру во всем мире — антивоенная тематика также широко представлена в экспозиции. «Мы — люди, а они — империи! И пошли они...» - под всеобщее одобрение высказался один из выступавших.
Впрочем, на этом гражданский пафос и увял: в Малом зале Манежа этим вечером было так душевно, из-за черной ширмочки так умиротворяюще струился аутентичный запах какого-го то вдохновляющего напитка, Дмитрий Шагин так радушно и неформально представлял собравшимся своих собратьев, что все внутри пело. От всей души хочется призвать культурную публику посетить зал на канале Грибоедова, и провозгласить, что до 11 февраля важнейшим из искусств для нас является плакат — митьковский, разумеется.
Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"
Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?
Новости
- 17 сентября 2024 - Стало известно название новой книги Виктора Пелевина. «Круть» расскажет о «фем-блатняке» и «курах-заточницах»
- 16 сентября 2024 - «Эмми» назвала лучшие сериалы: самураи поставили рекорд, за ними — кулинар и преследовательница
- 15 сентября 2024 - «Завирухи Шишова переулка», «ФМ Игры» и юбилеи — БДТ объявил планы на сезон
- 13 сентября 2024 - В России создадут Фонд объединённых культур
- 13 сентября 2024 - Министр культуры Любимова: «Пика выпускаемых в прокат картин мы достигнем в 2026 году»
Статьи
-
16 сентября 2024, 20:48В Царском фойе Александринского театра его новый худрук Никита Кобелев поставил изящный мудрый спектакль, идеально подходящий времени и этому пространству — «Екатерина и Вольтер» по изданной недавно переписке двух исключительных по своему значению и масштабу и умнейших людей своего времени. Главным предметом обсуждения в ней, как выяснилось, была война России с Турцией, случившаяся сразу после эпидемии черной оспы.
-
09 сентября 2024, 19:05