„етыре важных фильма о Ѕлокаде

27 €нвар€ 2014, 06:32
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

ѕроизвед€ ревизию блокадной библиотеки, «‘онтанка» продолжила поиски художественных образов, посв€щенных Ѕлокаде. Ќа сей раз – в мире кино. » с печалью констатирует тот факт, что тут очень трудно с чистой совестью порекомендовать что-либо к просмотру. «арубежных работ нет почти никаких, список отечественных лент тоже не самый большой.  роме того, создатели советских фильмов были загнаны в очень жесткие рамки официальной трактовки событий, так что более-менее «человечные» кинорассказы о Ѕлокаде — «Ѕалтийское небо», «ћы смерти смотрели в лицо», ««имнее утро» — уже пор€дком заезжены. Ќо все же нашли четыре фильма, которые стоит пересмотреть, если зритель допускает дл€ себ€ некоторые компромиссы.

 1. «∆ила-была девочка», —оюздетфильм, 1944

ћимо этого фильма пройти просто невозможно: лента снималась еще в блокадном Ћенинграде, а дл€ того, чтобы участвовать в съемках, п€тилетней актрисе Ќаташе «ащипиной вместе с мамой пришлось перебиратьс€ через линию фронта. ¬ этой ленте почти каждый кадр кажетс€ документальным: автор сценари€ ¬ладимир Ќедоброво оставалс€ в городе всю блокаду и не допустил неправды в своей работе. Ёто стало возможным еще и благодар€ тому, что акцент в фильмах пока еще не был окончательно смещен в сторону высокого пафоса — главной задачей лент военной поры во многом оставалось изображение тех бед, которые принес враг на советскую землю.

ёные, очень юные ленинградки — семилетн€€ Ќастенька (будуща€ звезда фильма «¬есна на «аречной улице» Ќина »ванова) и п€тилетн€€  атенька (Ќаталь€ «ащипина) живут в блокадном городе. ¬ойна помен€ет сюжеты их игр (вместо лепки куличиков они будут копать окопы), заставит спасатьс€ в бомбоубежищах, научит радоватьс€ вкусу обычного хлеба (все пирожные съел √итлер) и даже делитьс€ лакомым скудным кусочком с подружкой, котора€ деликатно собираетс€ уйти домой, вид€ приготовлени€ хоз€ев к блокадному обеду. ≈ще нужно будет отправитьс€ с саночками за водой к обледеневшей Ќеве, изобретать успокаивающие причины долгого отсутстви€ писем с фронта: обманывать маму не всегда плохо, лишь бы она не плакала! ј потом война у главной героини маму отберет: мы увидим, как подружки встрет€тс€ в детском доме.  ак хорошо, что вернетс€ папа и найдет Ќастеньку — фильм 1944 года был об€зан дарить надежду.



‘ото: http://films.yoops.ru

2. «Ѕлокада», —анкт-ѕетербургска€ студи€ документальных фильмов, 2005

ƒокументальный фильм режиссера —ерге€ Ћозницы был встречен заинтересованным зрителем с воодушевлением: редкие, почти никогда широко не демонстрировавшиес€ хроникальные кадры были подобраны и смонтированы таким образом, что на экране мы увидели блокаду, которую никогда не знали раньше. ѕовседневна€ блокадна€ жизнь — можно ли так сказать? “ем не менее, ужасных, но хрестоматийных картин в фильме не так уж много, а есть череда дней, смен€ющих друг друга: с самого начала блокады, когда еще не так страшно и голодно, не стоит вопрос физического выживани€, и есть силы про€вить любопытство к тому, что происходит на улице. ј потом придет холодна€ тьма.

‘ильм немой, все внимание концентрируетс€ на том, что видишь. ¬печатление на выходе колоссальное. ѕозже осознаешь, как мы должны быть благодарны кинооператорам, которые все же зафиксировали то, чему ни в коем случае не могло найтись места в официальных кадрах военной хроники.


"Ѕлокада"

‘ото: http://www.rodinakino.ru/films/blokada

3. «900 дней» (900 dagen), Zeppers Film, Ќидерланды, 2011

–ежиссер из √олландии ƒжессика √ортер давно и страстно любит наш город — еще с тех пор, когда впервые попала в Ћенинград юной бунтаркой в самом конце восьмидес€тых. ƒокументальна€ лента «900 дней» не перва€ ее работа «нашей» тематики, в 2004-м она уже сн€ла полный метр «ѕитер», рассказывающей про обыденный ѕетербург. Ќо и тему блокады она, по собственному признанию, обойти никак не могла.

÷епкий и профессиональный взгл€д режиссера «оттуда» подмечает те детали, на которых уже давно не фокусируетс€ наше замыленное сознание. —ними картину наш человек, - мы бы вместе с ним внимательно слушали воспоминани€ очевидца событий, а в этом фильме нам бросаетс€ в глаза то, насколько убого жилье этого ветерана, как жалко выгл€д€т пресловутые продуктовые кульки и наборы, зачастую служащие главным стимулом дл€ несытых пожилых людей посетить то или иное официальное меропри€тие, как по-разному рассказывают о блокадных испытани€х обычные старики и «актив» общественных организаций.

∆ивые люди и их свидетельства, их правда, их трезвый взгл€д на сегодн€шнюю действительность, противопоставленные плакатному прочтению блокадных лет — вот главна€ ценность голландской документальной ленты, котора€ доступна в сети.



‘ото: http://prodocumentary.org

4. «Ќам не дано предугадать...», Ћенфильм, 1985

 ороткометражна€ 28-минутна€ лента €вл€етс€ дипломной работой режиссера ќльги Ќаруцкой и рассказывает про несколько часов счасть€ заводской работницы “ани и лейтенанта —аши. ¬се в этом фильме конкретно: действие происходит 20 сент€бр€ 1941 года, живет “ан€ по адресу  олпинска€ 5-20, блокада еще толком не прочувствована, но —аша уже отправл€етс€ на передовую.



‘ото: http://old.tvkultura.ru

 риклива€ и задириста€ “ан€ (цепл€юща€ актерска€ работа актрисы московской «“абакерки» ≈вдокии √ермановой, котора€ в ленте неверо€тно похожа на ƒжульетту ћазину) напрашиваетс€ на знакомство с —ашей (петербургский актер  онстантин ¬оробьев) — улыбчивым и странно-нервным одновременно молоденьким лейтенантиком.  ажетс€, что ничего не будет, но в разгар гадани€ на картах —аша все же €вл€етс€ по запомнившемус€ адресу — с дарами в виде тушенки и сахара; был бы еще и спирт, да, похоже, товарищ спер из рюкзака. ƒве одинокие души остаютс€ наедине — в “аниной комнате только блохаста€, еще не принесенна€ на блокадный алтарь кошка, котора€ никак не может помешать молодым люд€м в эту единственную ночь стать мужем и женой. Ќо врем€ бежит быстро — как продлить счастье? “ан€ находит блест€щий, как ей кажетс€, выход — выливает растопленный сахар себе на ладонь. “еперь можно не идти на завод, где она работает «до употени€ души». Ќо —аша не принимает такого поведени€, когда враг на пороге. Ќедолга€, но щем€ща€ сцена расставани€, исполненна€ поистине античной страсти — и герои расстаютс€. “ан€ будет снова и снова проговаривать текст письма на фронт, который они вместе с —ашей и сочинили этой ночью, только —аша уже погиб под бомбежкой — почти сразу же после того, как в последний раз обернулс€ посмотреть на свою обретенную любовь. » о том, какой теперь будет “анина жизнь, уже не хочетс€ думать.

≈вгений ’акназаров, «‘онтанка.ру»

 

Ђ¬ызывали дл€ допроса в инквизициюї.  ак ѕетр приучал –оссию к скульптуре Ч рассказывает выставка в Ёрмитаже

ƒо 13 но€бр€ в Ёрмитаже, в јрапском зале проходит выставка скульптуры из коллекций ѕетра ¬еликого. Ёкспозици€ Ч небольша€, пара дес€тков работ. Ќо она окутана шекспировскими страст€ми: счастливыми истори€ми обретени€ считавшихс€ утраченными скульптур, допросом автора по обвинению в св€з€х с потусторонними силами, встречей с таинственными восточными животными и спр€тавшимс€ за портретом императора мавром.

—татьи

>