
Тело как рекорд

Олимпийские игры в Сочи, не успев начаться, уже становятся заметным фактором культурной жизни — по крайней мере в Петербурге. Вслед за ренессансом хорового пения, выразившемся в записи сводным детским хором России финальной песни Олимпиады, к спортивным вершинам воспряли и искусства изящные: в галерее «Моховая, 18» открылась выставка под названием «Тело. От Олимпа до Олимпиады». «Фонтанка» попыталась понять, есть ли у процесса достижения красивого тела шансы стать олимпийской дисциплиной. Выставка продлится до 13 февраля.
Стоит сказать сразу: принцип отбора некоторых экспонатов далеко не всегда очевиден сразу же — посетителю придется поразмышлять, хотя собственно интеллектуальный процесс не предусмотрен в олимпийской программе. Мы привыкли воспринимать эстетику древних олимпиад с их культом обнаженности в лоб: «В красивом теле — спортивный дух», - в этом петербуржцам помогают не только школьные воспоминания про изображения на древнегреческих вазах, но и замечательные мозаики станции метро «Спортивная». На открывшейся выставке не все так прямолинейно: сразу и не поймешь глубокий посыл, заложенный, например, в работе Дмитрия Локтионова «Радость бытия». Аппетитная дама, почти вакханка, горделиво возлежит на залитом солнцем поле, а вокруг нее гарцуют в ритуальном танце пять субъектов с крайней степенью вирильности и готовности к рекордам. Каждый из них преподнес новоявленной Елене свое яблоко — вероятно, то самое, с надписью «Прекраснейшей». И прекраснейшая успела вкусить от каждого из пяти предложений любви: на это, как известно, много ни времени, ни ума не нужно. А вот удержать всех прелестников возле себя и заставить плясать под свою дуду — это да, это говорит об интеллекте и большой мозговой потенции. Вдвойне похвально для прекрасной дамы, не желающей восприниматься только как совокупность привлекательных окружностей и изгибов.
Как на грех, именно в этом ключе непосвященные могут воспринять работу Анны Мариновой «Белый тюрбан», что будет в корне неверным. Молодой художнице вообще близка тема женской красоты и чувственности — трепетная обнаженность, явленная на ее полотнах, не может не произвести впечатления. На самом деле, одним только дамам известно, каких усилий стоит взлелеять и зафиксировать такое великолепие; любой мужчина, восторгаясь, с радостью признает — это, точно, большое достижение, в каком-то смысле и спортивное.
Мариновой вторит скульптор Вячеслав Коваленко, не закрывающий, впрочем, пути на Олимп и маскулинной спортивности и отваге. Если его бронзовая скульптура «Аврора» бескомпромиссно утверждает женское тело в качестве идеала величественной красоты, то композиция «Битва» представляет воина-атлета, отважно борющегося с пернатым чудищем. Аллюзия с Прометеем отсылает нас к олимпийским мифам, а сам силуэт воина — к тем самым росписям на вазах, которые и познакомили нас с первыми олимпиадами. Достойным экспонатом выставки могла бы стать скульптура Коваленко «Борцы», но она уже несколько лет как украшает стадион в Новосибирске.
Восхищение мужской силой дополняет новыми оттенками картина Халима Амирова «В березовой роще», обогащающая нашу олимпийскую палитру иронией. На фоне успокоительных дерев разворачивается бескомпромиссный поединок боксеров Федора Емельяненко и Джеффа Монсона. Пусть в реальности Монсон ему проиграл, он все равно первоклассный спортсмен, а Россия не может пройти мимо настоящего таланта: у Джеффа русская татуировка, русская девушка, на его бое с Федором Емельяненко присутствовал Путин и сейчас вроде как ведутся разговоры о российском гражданстве. Да, в интервью Монсон еще признавался, что хочет жить в Петербурге. «Welcome home, Jeff! We need your body!» - зазывают спортсмена русские березки и против такого патриотического порыва ничего нельзя сказать.
Напоследок стоит отметить представленные на выставке работы Николая Блохина. Чистое метафизическое искусство, самодостаточное, не требующее особых пояснений и обоснований, напрямую отсылающее к традициям и языку русской академической школы, психологизм и экспрессия — все это без труда обнаруживается и в «Икаре», и в «Старом Арлекине». Они производят особое впечатление, в них нет бройлерной бравурности физкультпарадов и накачанных мышц, но — мудрость и опыт, приобретенные за долгие годы. По большому счету это самая желанная награда, которой увенчиваются наши жизненные рекорды, если дистанция пройдена верно.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36