Как Минкульт защитит нас от Голливуда
То, что российские экраны являются российскими лишь отчасти, очевидно. Основное внимание кинопрокатчиков (соответственно, и зрителей) приковано к американской блокбастерной продукции, гарантирующей хорошие сборы, но безусловно хромающей по части духовного и светлого. Положение может измениться: давно ведущиеся на разных уровнях разговоры о необходимости введения прокатных преференций для отечественных кинолент, похоже, приводят к конкретным шагам. Министр культуры Владимир Мединский объявил о том, что его ведомство приняло решение о подготовке законопроекта о квотировании доли иностранного кино в прокате и отмене льгот по уплате НДС при показе зарубежных фильмов. «Фонтанка» попыталась узнать, как властная инициатива может отразиться на наших культпоходах в кино.
Идея защиты национального проката не нова и глобальна: страны, пекущиеся о сохранении и развитии собственного кинопроизводства, в разные годы фокусировали силы на этой проблеме, но действовали по-разному. В Южной Корее строго регламентировали количество копий — не более 18-ти для каждого импортного фильма. В Бразилии правительство обязало кинотеатры прокатывать местную кинопродукцию определенное количество дней: например, пятизальный кинотеатр должен держать в репертуаре локальные ленты в течение 370 дней, однозальный — в течение 28 дней. В Китае и Индии власти решили ограничить зарубежные релизы «арифметически»: в Поднебесной к коммерческому прокату допускается от 30 до 40 иностранных фильмов в год, в Индии с ее плодовитым Болливудом — около сотни.
По пути последних, похоже, решили пойти в нашем минкульте. Владимир Мединский, которого процитировали федеральные СМИ, не скрывает, что в основе разрабатываемого законопроекта лежит идеологическая подоплека: «В советские годы действовала квота на американские фильмы (6 картин в год). Таким образом государство защищало – не из финансовых, а идеологических соображений – фильмы отечественного производства. И они собирали кассу». Также высокопоставленный чиновник выразил уверенность в том, что «необходимость введения квот очевидна как для кинопроизводителей и прокатчиков, так и для представителей высшего эшелона власти».
Никому и не придет в голову сомневаться в ясности позиции высших эшелонов власти, а вот с производителями и прокатчиками не все так очевидно, как полагает министр культуры. Многочисленные попытки «Фонтанки» получить комментарии прокатных организаций потерпели фиаско: в «Централ партнершип», похоже, так и не решили, кого выбрать спикером, а потому после долгих переключений попросту решили прекратить общение. Тайм-аут для письменного ответа попросили фирмы «Наше кино», «Каро-премьер» и «Каро-прокат». Желание прокатчиков остаться в информационной тени понятно. С одной стороны, публичная поддержка идеи квотирования может обернуться риском остаться без основного американского «хлеба». С другой стороны, выступать против инициатив «высших эшелонов власти» тоже совсем не хочется — это тот самый случай, когда молчание в прямом смысле золото.
Впрочем, ВРИО руководителя отдела кинопроката компании «Вольга» Дарья Рязанцева сказала "Фонтанке": "На мой взгляд, как представителя прокатной компании, а в прошлом директора по прокату небольшой кинотеатральной сети, необходимость введения квот не настолько очевидна, как утверждает многоуважаемый гос-н Мединский. Более того, с точки зрения проката квотирование способно подорвать атмосферу здоровой конкуренции, в которой находится российское кинопроизводство и прокат, и как следствие – снизить уровень качества российской продукции.
На данном этапе отечественный кинопромышленник вынужден ориентироваться на высочайшую планку, поставленную голливудскими студиями, либо искать нишу и создавать более камерные картины с изюминкой. Многие российские фильмы способны держать этот уровень, далеко ходить не нужно: фильм «Сталинград», например, собрал более 1,5 млрд.руб., став самым кассовым отечественным фильмом в истории современного кинопроката страны. Существует немало картин с гораздо более скромным бюджетом и боксом, также нашедших отклик в сердце российского зрителя.
Мне кажется, квотирование не способно кардинально улучшить размещение российских фильмов в кинотеатрах. Речь идет о бизнесе, где показателем успешности всегда является валовый сбор и кол-во проданных билетов. Ни один кинотеатр или сеть не будут работать себе в ущерб, чисто формально удовлетворяя интересы российского кинопроизводства. Еще 5 лет назад в производстве и прокате было достаточно новичков, надеявшихся добиться успеха на этой ниве, но здоровая конкуренция выправила рынок, и мы видим, как за эти годы вырос уровень российского фильма, а главное – уровень восприятия и требовательности российского зрителя".
К счастью, не стали отмалчиваться собственно творцы важнейшего из искусств. Примечательно, что российские деятели кино, которые заинтересованы в том, чтобы отечественный кинематограф жил, отнеслись к идее количественного ограничения импортной кинопродукции скептически.
Владимир Бортко, режиссер и одновременно заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, полагает некорректным апеллирование к практике советских времен и предлагает другой способ поддержки отечественного кино:
- Ни к чему хорошему введение квот не приведет. Советский Союз делал такое количество фильмов, что хватало на всех. Кроме того, народ ходил в кино каждую неделю, у нас было три тысячи кинотеатров — смотрели все и всё, чего сейчас просто не существует.
Введение квот — это окончательное разрушение проката. Настанет репертуарный голод и кинотеатры будут стоять пустыми. Понятно, что бороться нужно, но совершенно другим способом. Нам не хватает государственных сетей кинотеатров: все кинотеатры американские. Хотелось бы, чтобы кино смотрели все. Построить современный кинотеатр — это колоссальные вложения. Но экономически это невыгодно — кроме Москвы, Питера и городов-миллионников. Но ведь существует еще что-то кроме выгоды. И поэтому нужна государственная сеть кинотеатров. И заняться прокатом всерьез стоит, а вот квотирование — это смешно.
Такие же эмоции испытывает и кинопереводчик Дмитрий Пучков (Гоблин), который высказался в своем твиттере: «...смешно. Хорошее кино снимать не можем, поэтому насильно заставим смотреть плохое».
Своим мнением с «Фонтанкой» поделился и режиссер Юрий Мамин:
- Намерения у министерства культуры, конечно, благие. Действительно, хочется, чтобы наш зритель предпочитал отечественное кино американскому, равно как и наши автомашины – импортным. И в былые времена, на которые ссылается министр Мединский, система квотирования американских фильмов работала. Однако, нельзя не учитывать, что то были времена железного занавеса, когда советский человек не ездил за границу, не мог выбирать, что ему есть, какую одежду носить, на чём ездить и что смотреть. Сегодня, в эпоху информационного бума, способ ограничения выбора для потребителя может иметь прямо противоположный эффект и вызвать у него ещё большее отвращение к отечественной продукции. Подобные решения нужно, прежде чем принимать, хорошо просчитывать, учитывая и творческие, и производственные ресурсы кинематографии страны.
К протежированию отечественной кинопродукции необходимо подключить всю мощь телевизионной и прочей рекламы, затратив на это немалые средства. Я не буду злорадствовать, если эти решения потерпят неудачу, поскольку это коснётся и меня как российского кинорежиссера. Однако, наблюдая с горьким чувством за умиранием петербургской киностудии, я могу лишь подтвердить те выводы, которые сделал в своем летнем обращении к общественности (режиссер говорит о своем выступлении по поводу ситуации, сложившейся на киностудии «Ленфильм»- ред.). И главная вина за эту катастрофу лежит на нынешнем министре культуры, который своими решениями лишил Ленфильм полноценного кинопроизводства. Боюсь, что нынешнее решение минкульта может оказаться столь же недальновидным, хотя всячески желаю ему успеха.
Напоследок немного статистики. «Фонтанка» изучила список объявленных релизов, назначенных на первое полугодие: из 182 фильмов россиянам будет предложено 87 лент голливудского производства, 32 — российского, 20 фильмов приедут из Франции, 12 из Великобритании (правда, многие ленты являются в той или иной степени совместной продукцией с США), 5 из Германии и 26 из остальных стран. Обратите внимание на очевидный успех французского кинематографа, который востребован и за рубежом, и, естественно, на родине. В свое время во Франции существовала как раз та самая система квотирования, которая впоследствии была заменена продуманным механизмом патронирования собственного кинопроизводства: кинотеатры, показывающие авторские и артхаусные фильмы, получают финансовую помощь, определенный процент прибыли от проката коммерческого зарубежного кино перечисляется в национальный фонд кинематографии, который направляет аккумулированные средства на поддержку производства локальных лент, туда же направляются и отчисления от продажи видеодисков, а также просмотров фильмов на интернет-сервисах. В результате доля собственных фильмов во французском прокате достигает сорока процентов, а вопрос «ручного управления» на кинорынке отпал сам собой.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»
Куда пойти 22–24 ноября: Рерих, Петров-Водкин, древний лед Антарктиды, лекция про росписи Консерватории, NЮ
Новости
- 22 ноября 2024 - «Кибердеревня» мигрировала в Юпитербург — фермер Николай и Робогозин замечены у Эрмитажа
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления