–ожденные после своего создател€: скульптуры ƒега в Ёрмитаже

26 декабр€ 2013, 05:17
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ здании √лавного штаба на ƒворцовой площади открылась выставка скульптуры Ёдгара ƒега. Ѕолее 30 бронзовых фигур, представлено в огромном светлом пространстве р€дом с « расным вагоном», знаменитой инсталл€цией »льи  абакова. ћежду тем при жизни ƒега создал только одно трехмерное творение да и то из воска.

—разу и не поймЄшь, почему они оказались вместе. ћосковский озорной концептуалист окончательно признан классиком? »ли французского мастера, которого и раньше причисл€ли к импрессионистам с оговорками, теперь следует воспринимать совсем по-иному? ¬ русле творческих экспериментов двадцатого столети€, а не дев€тнадцатого? Ќаверное, правильно и то и другое, и третье. ѕодобное решение выставки – не ответ, а вопрос. «агадка, которую каждый разгадывает по-своему.

„то знает о ƒега широка€ публика? ќн изображал танцовщиц и прачек, ухитр€€сь даже самые прозаические моменты их быти€ написать красиво. ≈го рисунок и краски хороши сами по себе, сюжет лишь дополн€ет и наполн€ет их, как воздух воздушный шарик.

ћало кому известно, что ƒега занималс€ не только живописью и графикой, но ещЄ и скульптурой. ѕри жизни он показал только одно своЄ трЄхмерное творение – «ћаленькую четырнадцатилетнюю танцовщицу» -- восковую фигуру в парике из насто€щих волос, газовой пачке и с атласными пуантами на ногах. ѕросвещЄнные и не очень зрители были потр€сены.

ј после смерти художника в его мастерской обнаружили около полутора сотен скульптур, сделанных из воска, иногда с примесью м€гкой модельной глины. »сследователи полагают, что сам ƒега не считал свои скульптурные эксперименты чем-то важным, достойным вечности. “ем не менее, уже при его жизни с них было изготовлено несколько гипсовых слепков.  огда же мастера не стало, его работы обрели в глазах публики ещЄ большую ценность. »х стали отливать в бронзе.

ћожно ли подписывать посмертные бронзовые копии именем ƒега? Ёксперты до сих пор спор€т об этом. ј посетители многих музеев мира тем временем с любопытством рассматривают фигурки лошадей и женщин. ¬ том числе, ту самую «ћаленькую танцовщицу». “еперь она отлита из бронзы, но на бронзовых волосах красуетс€ атласна€ лента. ƒа и одежда «сшита» из насто€щей ткани. Ёто не совсем то творение, которое представил современникам ƒега, но разве стоит удивл€тьс€, что со временем шедевр «забронзовел» (в буквальном и переносном смысле этого слова).



‘ото: ѕресс-служба "Ёрмитажа"/≈вгений —ин€вер

Ќе менее необычно выгл€дит композици€ «¬анна» -- женщина, лежаща€ в ванне, моет ногу. »з бронзы отлиты и сама героин€, и ванна, и даже вода. ј смотреть на это произведение лучше всего сверху. »менно эта точка зрени€ наиболее выгодна и наиболее неожиданна. —кульптура почти превращаетс€ в высокий рельеф, женское тело кажетс€ текучим, как вода, а вода – упругой, как человеческа€ плоть.

ƒалее следуют миниатюрные фигурки танцовщиц и лошадей. — их помощью художник изучает движение, достига€ сначала всЄ большей точности, а затем и всЄ большей выразительности. ≈сли присмотретьс€ к «»спанскому танцу», увидишь со всей несомненностью, что у женщины одна нога длиннее другой. Ќо именно эта неправильность придаЄт ей грацию и музыкальность.



‘ото: ѕресс-служба "Ёрмитажа"/≈вгений —ин€вер

–€дом со скульптурами на выставке вывешены мудрые мысли, где-то когда-то высказанные Ёдгаром ƒега. «–исунок – не то же что форма, это то, как мы видим форму». «»скусство – не то, что вы увидели, но то, что позвол€ет увидеть это другим». » наконец, «ƒаже вид€ перед собой натуру, нужно создавать своЄ». » в живописи и в скульптуре ƒега всегда создавал своЄ.

ƒина √ин, «‘онтанка.ру»

”крощение блудного попуга€:  онстантин Ѕогомолов сильно рискует в сериале Ђ еша должен умеретьї

¬ онлайн-кинотеатре KION вышел сериал  онстантина Ѕогомолова Ђ еша должен умеретьї Ч заглавного геро€, преуспевающего московского архитектора, окруженного избыточным количеством женщин, сыграл сам режиссер. «ав€зкой сюжета становитс€ решение  еши завести новый экземпл€р в своей донжуанской коллекции, после чего предыдущие пассии решают прибегнуть к радикальной мере воздействи€ на изменщика.

—татьи

>