Гинкас, Яновская, Крючкова и Слонимский преподали метод Товстоногова

18 декабря 2013, 23:57
Версия для печати Версия для печати

В рамках международной лаборатории Театральное пространство Андрея Могучего (ТПАМ), которая в этом году посвящена изучению режиссерского метода Товстоногова, прошли два общедоступных мероприятия. Ученики мастера Кама Гинкас и Генриетта Яновская, а также композитор Сергей Слонимский рассказали петербуржцам о трудностях работы с гением, законах профессилнального мастерства и секретах успеха самого знаменитого театра Ленинграда.

Формальный театр Андрея Могучего вместе с БДТ им. Г. А. Товстоногова и Петербургской Театральной академией решили обратиться к традиции товстоноговской театральной школы, которой так славился в 1950-е – 1980-е годы ленинградский театр. Некогда духовный маяк советской интеллигенции, ныне имя Товстоногова вспоминается разве что в связи с привычной аббревиатурой БДТ. А жаль. У гениального режиссера, создателя собственного метода работы с актером, и через четверть века после его смерти есть чему поучиться.

Герои первой встречи – бывшие студенты Товстоногова, а ныне признанные режиссеры, обладатели множества наград и премий, руководители Московского ТЮЗа Кама Гинкас и Генриетта Яновская. Сразу отрекшись от любимого цехового жанра «театральных баек» (Мастер, мол, «режиссеров-разговорщиков» не любил), выступающие приступили к делу. Подробно, на примерах, объясняли набившим до отказа аудиторию студентам и простым зрителям способ работы Товстоногова с текстом, артистом, мизансценой. Иностранным режиссерам, которых немало в этом году приехало на ТПАМ, пришлось отдельно рассказывать, чем «внешнее» действие отличается от «внутреннего» и почему нормальный человек не станет приближаться к вооруженному противнику, а князь Мышкин наверняка подойдет к Рогожину, стоящему против него с ножом (сцена из романа «Идиот» Ф.М. Достоевского). Никаких готовых «рецептов от Товстоногова» Кама Миронович и Генриетта Наумовна, конечно, не предложили – такое просто невозможно в сложной режиссерской профессии. Их советы, иллюстрированные показательными примерами, были просты и мудры. «Каждую секунду спектакля вы должны понимать, что происходит на сцене и зачем, -- не уставал повторять темпераментный Гинкас, -- а для этого не ленитесь задавать вопросы, как можно больше вопросов». Главный вывод встречи, посвященной «методу Товстоногова», как ни парадоксально, - в том, что нет никакого универсального метода. «Для каждого артиста нужно придумать свой метод, -- резюмировали Гинкас и Яновская, обращаясь к будущим деятелям театра, -- не ленитесь работать с людьми».

Ученики Г.А.Товстоногова, режиссеры Кама Гинкас и Генриетта Яновская
Ученики Г.А.Товстоногова, режиссеры Кама Гинкас и Генриетта Яновская

Фото: Пресс-служба БДТ/С.Ионов

Вечером того же дня Каменноостровский театр встречал зрителей, пришедших на встречу с замечательным композитором, пианистом, педагогом Сергеем Слонимским. Пожилой мэтр, известный широкой публике по музыке к фильмам «Республика Шкид» и «Интервенция», рассказывал об опыте совместной работы над спектаклями Товстоногова «Ревизор» (1972) и «Тихий дон» (1977). «Я старался сделать так, -- признался уже под конец Сергей Михайлович, -- чтобы в процессе работы не Товстоногов от чего-то отказывался, а я отказывался от сочиненного мною. Для этого всегда приносил раза в три больше материала, чем требовалось». Вечер украсили казачьи песни, написанные Слонимским специально для спектакля «Тихий Дон» в исполнении Светланы Крючковой, пришедшей поддержать любимого учителя и композитора. Великая артистка также поделилась своим опытом работы с Товстоноговым: «Я все пыталась рассказать ему свои идеи, а он говорит: “Что ты мне рассказываешь? Покажи!”»

Светлана Крючкова
Светлана Крючкова

Фото: Пресс-служба БДТ/С.Ионов

Товстоногов был человеком дела, строгим учителем и чутким художником, тонко чувствовавшим индивидуальность каждого артиста, с которым он работал. Возможно, поэтому ему и удалось создать блестящую труппу. Имена Татьяны Дорониной, Иннокентия Смоктуновского, Владислава Стржельчика, Евгения Лебедева, Сергея Юрского золотыми буквами вписаны в историю мирового театра. Обращение к творчеству Товстоногова – знаковый шаг нашего времени. Наигравшись с формальными новшествами, театр вновь и вновь напоминает сам себе, что он – живое искусство, главное в котором – человек на сцене. Им, «людям на сцене», и будет посвящена заключительная встреча ТПАМ. 20 сентября на основной сцене БДТ, на Фонтанке, 65 впервые за много лет для беседы со зрителями соберется золотой состав театра: Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, Нина Усатова, Мария Адашевская и другие участники прославленной труппы.

«Фонтанка.ру»

Тест: угадаете ли вы петербургский театр по занавесу?

«И, взвившись, занавес шумит». Но вспомните ли вы — где? В «Евгении Онегине» у Пушкина речь шла, кстати, о ныне не существующем Большом Каменном театре. А вот в наши дни занавесы остались не везде. Но как не ностальгировать по такому романтическому атрибуту, символизирующему тайну и врата, отделяющие нас от пространства условности?

Статьи

>