Ђ«амок в »талииї: дегенераты в поисках любви

13 декабр€ 2013, 17:23
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬ прокат выходит забавна€ и печальна€ лента ¬алерии Ѕруни-“едески ««амок в »талии», бывша€ одним из претендентов на ««олотую пальмовую ветвь» этого года. јналоги€ с «¬ишневым садом», которую открыто проводит актриса и режиссер, одновременно и сильное, и слабое место картины: ¬алери€ как испила из чеховского источника чистой лирической воды, так зачерпнула и дидактической мути. ѕравда и то, что во врем€ просмотра зрителю найдетс€, над чем посме€тьс€, и где поплакать: истори€ поисков любви и счасть€ членами разорившегос€ аристократического семейства, страдающими массой патологий мозга и психики, дает все к тому основани€.

»так, семь€ –осси-Ћеви стоит на грани финансовой катастрофы. ѕоскольку толком никто из аристократов ничем не занимаетс€, а семейное дело благополучно порушил усопший папенька, то уже невозможно содержать фамильный шато в »талии — нужно продавать его, как и принадлежащий семье подлинник Ѕрейгел€, символ успешных времен. √лавную героиню, 40-летнюю Ћуизу, играет сама ¬алери€ Ѕруни-“едески, не пригласивша€ в картину свою сестру  арлу Ѕруни, экс-первую леди ‘ранции, чтобы та своей харизмой и медийностью не порушила тонкий настрой à la Tchékhov. ќбраз матери семейства - этакую пыльную шкатулку на ножках, заполненную ментальными реликви€ми — создала мама режиссера, ћари€ Ѕруни-“едески, которой, в отличие от сестры, ¬алери€ не отказала в по€влении на экране. ќбе героини довольно спокойно относ€тс€ к перспективе отчуждени€ ценностей, чего нельз€ сказать о брате Ћуизы Ћюдовике (‘илиппо “ими) — вич-инфицированному субъекту с психопатическими наклонност€ми. ѕотер€ имущества и семейной вселенной хронологически совпадают с лихорадочными поисками личного счасть€: Ћюдовик терзаетс€ вопросом, женитьс€ или нет на пороге смерти, а Ћуиза, бывша€ актриса, жаждет тепла и детей от свалившегос€ ей на голову Ќатана (Ћуи √аррель) — молодой актер годитс€ ей по возрасту в очень младшие брать€ и тоже не желает работать.

»стори€ автобиографична, у госпожи Ѕруни-“едески брат также погиб от вич-инфекции. Ќо будем наде€тьс€, что в остальном жизнь режиссера расходитс€ со сценарием: вр€д ли кому, пожелаешь такой немилосердной судьбы, как этому киносемейству. ѕока Ћуиза носитс€ с идеей экстракорпорального оплодотворени€, а после с процессом его реализации, Ќатан желает просто рефлексировать о своем месте в искусстве и кувыркатьс€ в постели без побочных последствий. —цена истерики в клинике, вызванной опасением Ћуизы заполучить материал от другого мужчины, смешна и великолепно сыграна. ѕравда, она сопровождаетс€ крупным планом интимного места актрисы во врем€ процедуры Ё ќ, что, без сомнени€, рвет чеховскую ткань повествовани€. ƒруга€ смехоточка фильма — попытки героини прорватьс€ в храм, дабы усестьс€ на некий трон: католическа€ реликви€ помогает прихожанкам повысить веро€тностный процент удачной беременности, попутно вгон€€ их в оргазм. Ћуизе, как незамужней и воспользовавшейс€ богопротивным методом зачати€ греховоднице, сидеть на св€тыне не полагаетс€, но чего не сделаешь ради радости материнства. ќднако, оно-то героине и не суждено: после перемещений €щиков с благотворительными €блоками дл€ вагабондов (еще одна попытка договоритьс€ с ¬севышним) все кончаетс€ роковым кровотечением и обращением мечты в прах.

Ќа этом фоне брат Ћуизы вс€чески избегает реальности: заказывает новое огромное каштановое дерево в парк, который все равно продастс€ вместе с замком, и все-таки женитс€ — только затем, чтобы почти сразу оказатьс€ в больнице. » здесь мать с сестрой прозревают, окружа€ уход€щего родного человека заботой. Ќо приношени€ любви — сочный арбуз и вентил€тор в душную палату — поспевают лишь к хладному телу, и эта сцена уж точно насто€щий „ехов, без допущений.

ƒиву даешьс€ мотивам, которыми руководствовалось каннское жюри-2013, отдавшее победу «∆изни јдели». Ќа фоне невзгод несчастных лесби€нок ««амок в »талии», €вл€€сь сам по себе крепким фильмом, кажетс€ кинематографическим шедевром. »з минусов можно отметить разве что дидактическую муть. «ѕравильные» словеса, вложенные в уста матери и друга семейства и извергаемые ими в патетических местах, вызывают реминисценции на тему школьной поры, когда программные цитаты мы отчеркивали дл€ последующего употреблени€ в сочинени€х на тему «что хотел сказать автор». Ќа самом деле все просто. —луги в замке открыто называют отпрысков семьи –осси-Ћеви дегенератами; зритель и сам понимает: суицид — лучшее, что могут сделать главные герои дл€ себ€, да и дл€ общества тоже. Ќо нет, они мечутс€, копошатс€ и хот€т любви, пусть и ценой страданий, причиной которых сами и €вл€ютс€. ∆алко их до невозможности — видимо, поэтому режиссер не удерживаетс€ от финального кадра, который совершенно не по-чеховски говорит о возможности счасть€.

¬ более спокойный прокатный период у фильма, наверное, была бы более счастлива€ судьба. Ќо нет — дистрибьютор в –оссии, «ѕ–ќвзгл€д», выпускает ленту 50 копи€ми аккурат в начале рождественской кутерьмы. ««амок в »талии» почти наверн€ка останетс€ без зрителей, а жаль: ведь это насто€щее европейское кино с русской – в чем-то - душой.

≈вгений ’акназаров, «‘онтанка.ру»

”крощение блудного попуга€:  онстантин Ѕогомолов сильно рискует в сериале Ђ еша должен умеретьї

¬ онлайн-кинотеатре KION вышел сериал  онстантина Ѕогомолова Ђ еша должен умеретьї Ч заглавного геро€, преуспевающего московского архитектора, окруженного избыточным количеством женщин, сыграл сам режиссер. «ав€зкой сюжета становитс€ решение  еши завести новый экземпл€р в своей донжуанской коллекции, после чего предыдущие пассии решают прибегнуть к радикальной мере воздействи€ на изменщика.

—татьи

>