–езиденты  ультурного форума обратились к политикам напр€мую

04 декабр€ 2013, 18:55
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

¬чера в ѕетербурге на Ќовой сцене ћариинки завершилс€ ћеждународный петербургский культурный форум, на врем€ которого в город съехались представители культурного сообщества ≈вропы. —тоит признать, что именно возможность дл€ российских де€телей культуры осмыслить себ€ в международном контексте стала главным результатом нынешнего грандиозного меропри€ти€. » сразу же на повестке дн€ и весьма остро оказались идеологические, если не сказать политические проблемы российской культуры.

—обственно, иначе и быть не могло. »золированность отечественной культуры, которую со времен железного занавеса так и не удалось преодолеть – в частности, по причине материальной, в стране начисто отсутствует система фондов, способных финансировать международную де€тельность, прежде всего, образовательную, - безусловно, остаетс€ главной ее бедой. „то и подтвердил ‘орум. ѕервое, о чем с некоторой долей эйфории говорили все руководители секций, выступавшие на итоговом пленарном заседании форума, - открывшиес€ в результате общени€ с зарубежными коллегами новые знани€ и новые возможности в работе той или иной культурной сферы.

—овершенно очевидно, что у хэдлайнеров российского культурного процесса – ћихаила ѕиотровского, Ћьва ƒодина, ¬€чеслава ѕолунина, јлександра —окурова, ‘едора Ѕондарчука и других де€телей этого ранга, не существует проблем с пониманием того, как существует культура на «ападе. Ќо дл€ абсолютного большинства ежедневных тружеников культуры, включа€ и тех, что занимают руковод€щие посты в том числе и в столичных городах наблюдаетс€ прежде всего дефицит информации о том, как развиваютс€ и решают свои проблемы их коллеги на «ападе, куда движетс€ европейска€ социокультурна€ и искусствоведческа€ мысль в то врем€, как у нас закрываютс€ научные учреждени€ и библиотеки. ‘актически, большинство нерешенных и все возникающих проблем в сфере культуры – это результат не только финансового кризиса (хот€, повторюсь, отсутствие системы мецентанства и фондов и тут сильно отбрасывает –оссию назад, относительно ≈вропы, которую кризис коснулс€ в не меньшей степени), но и элементарной необразованности самих представителей российского культурного сообщество, равно как и чиновников.

» ректор √осударственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. ». ≈. –епина —емен ћихайловский, и хореограф Ѕорис Ёйфман, недавно возглавивший в ѕетербурге јкадемию балета своего имени, и генеральный директор ћосковской филармонии јлексей Ўалашов, и новый глава петербургского ÷ирка на ‘онтанке ¬€чеслав ѕолунин на итоговом пленуме ‘орума говорили о новых горизонтах, открывшихс€ именно благодар€ применению в –оссии опыта европейских коллег, которое стало возможно именно в результате осмыслени€ того, как те или иные вопросы решаютс€ у них. –ечь шла и об опыте образовани€ в старейших академи€х художеств, начина€ от самой старой јнтверпенской академии, и об опыте социально ответственного цирка (проект ¬€чеслава ѕолунина «ƒоктор клоун», по его собственным словам, - мирова€ организаци€, имеюща€ колоссальный, успешный опыт работы), и о виртуальном функционировании библиотек, и о виртуальных концертах, и о новых технологи€х в музейном деле, и о многих других ноу-хау, которые давно и успешно примен€ютс€ на «ападе.

¬ результате чуть ли не каждый, выходивший к микрофону, рапортовал о создании новой международной ассоциации в своей сфере, котора€ возьмет на себ€ объединительные функции и функции взаимопомощи. –ечь шла и об јссоциации художественных академий, и о планомерном сотрудничестве в сфере балетного образовани€, и о об ассоциации Ќового и уличного цирка, и о возможности и необходимости создани€ ассоциации дрессировщиков – и не потому что ¬€чеслава ѕолунина достали бесконечные провокации защитников братьев наших меньших, а потому, что, по его словам, «в XXI веке следует искать новые, максимально корректные отношени€ между животным и человеком и стоит выработать критерии этих отношений». —амым продвинутым тут оказалс€ театр – ему не потребовалось никаких новых ассоциаций, ибо в рамках ‘орума прошел не просто круглый стол театральных де€телей, а цела€ јссамбле€ крупнейшей европейской ассоциации – —оюза “еатров ≈вропы, учрежденной не только великим режиссером, но и великим подвижником театра, италь€нцем ƒжорджо —трелером еще в 1990 году. ≈е нынешний президент, российский режиссер Ћев ƒодин на итоговом заседании ‘орума зачитал меморандум —оюза “еатров ≈вропы главам правительств и ≈вропейскому —овету – документ, выработанный јссамблеей и подписанный руководител€ми крупнейших театров, в котором подчеркиваетс€ особа€ гуманистическа€ роль театральной институции в совремнном обществе и разъ€сн€етс€ необходимость поддержки театра на правительственном уровне. Ётот весьма жесткий и требовательный документ, настаивающий, в частности, на закреплении свободы художественного творчества на законодательном уровне, был тут же вручен ƒодиным вице-премьеру российского правительства ќльге √олодец и министру культуры ¬ладимиру ћединскому.

Ќикакие другие представители федерального правительства так и не почтили ‘орум своим присутствием – хот€ ждали многих, вплоть до президента. ¬идимо, в качестве его доверенного лица ‘орум посетил Ќикита ћихалков, тоже зан€вший место на сцене. ќт ѕетербурга в условный президиум подн€лись √еоргий ѕолтавченко и ведущий финального заседани€ ћихаил ѕиотровский. –€д де€телей культуры использовали возможность напр€мую обратитьс€ к московским гост€м. ћихаил ѕиотровский, например, предложил ¬ладимиру ћединскому изменить стратегию взаимодействи€ государства и культуры – чтобы государство выступало не меценатом, а инвестором. √осподин ћединский это предложение гор€чо поддержал, сказав, в частности: « ультура не должна выступать в роли просител€, ибо она тоже создает капитал, человеческий капитал, и мы ни в коем случае не должны об этом забывать».

‘едор Ѕондарчук, ¬€чеслав ѕолунин и директор ¬сероссийской библиотеки иностранной литературы ≈катерина √ениева попросили решить как-нибудь вопрос «с бумажками» - то есть, с выход€щей за любые разумные пределы российской бюрократией, котора€ отнимает 90 процентов времени де€телей культуры: в случае √ениевой это бесконечные отчеты, которыми библиотеки занимаютс€ вместо того, чтобы обслуживать читателей, в случае Ѕондарчука - невозможность создать синематеку на Ћенфильме, не говор€ уже о системе российских синематек, в случае ѕолунина - отсутствие времени, чтобы заниматьс€ еще хот€ чем-то, но прежде всего, открыть Ўапито – Ћабораторию, где можно было бы, наконец, зан€тьс€ цирковым образованием, которое, как и национальное образование вообще, €вл€етс€ главной ахиллесовой п€той любого начинани€, и не только в сфере искусства и культуры. “акже ≈катерина √ениева попросила в преддверие √ода культуры в –оссии объ€вить мораторий на закрытие библиотек, и это предложение было встречено овацией зала.

 стати, именно об образовании в своей итоговой речи довольно сурово высказалс€ Ќикита ћихалков, за€вив, как уже писала «‘онтанка», что мы «не можем рождать в нашем обществе людей с абсолютно разными точками зрени€ на свою страну». ¬от ведь странна€ вещь – оп€ть-таки специфически российска€: как только в нашей стране заходит речь об образовании или культуре, немедленно черной тенью за ними начинает ма€чить идеологи€. ћежду тем как в ≈вропе образование – это только лишь максимальна€ систематическа€ сумма знаний, позвол€юща€ человеку наиболее адекватно формировать свои отношени€ с миром вообще и со страной в частности.  онечно, Ќикита —ергеевич прав, хорошо бы, чтобы дети, поступающие в семинарию, как и в любое другое образовательное учреждение, знали не только, кто такой генерал ¬ласов, но и кто такой генерал  арбышев. Ќо при этом, необходимо знание и имен других военачальников, которые к моменту начала ¬торой мировой были расстрел€ны или замучены в √”Ћј√е. ¬прочем, в любом случае, отношени€ к стране не только молодого, но и вполне зрелого поколени€ вр€д ли могут формироватьс€ на основе прошлого – пусть даже это прошлое великолепно героично.

¬ этом смысле, жаль, что не было прений. »наче бы јлександр —окуров непременно ответил бы своему коллеге по цеху – ибо накануне, на первом пленарном заседании в не менее жесткой форме призвал категорически не соглашатьс€ с тем, чтобы идеологи€ медленно, но верно вползала в культуру.

«авершающее слово на финальном заседании было предоставлено ќльге √олодец, котора€ увидела несомненно позитивный момент в том, как подключилось к дискусси€м на культурную тему мировое сообщество и назвала точные даты следующей столь же масштабной встречи де€телей культуры в ѕетербурге – “ретий ћеждунарожный культурный форум пройдет в городе на Ќеве с 7 по 10 декабр€ 2014 года. “огда, видимо, можно будет говорить уже не только о договоренност€х и ассоциаци€х, но и о конкретных переменах в ту или иную сторону.

∆анна «арецка€, «‘онтанка.ру»

”крощение блудного попуга€:  онстантин Ѕогомолов сильно рискует в сериале Ђ еша должен умеретьї

¬ онлайн-кинотеатре KION вышел сериал  онстантина Ѕогомолова Ђ еша должен умеретьї Ч заглавного геро€, преуспевающего московского архитектора, окруженного избыточным количеством женщин, сыграл сам режиссер. «ав€зкой сюжета становитс€ решение  еши завести новый экземпл€р в своей донжуанской коллекции, после чего предыдущие пассии решают прибегнуть к радикальной мере воздействи€ на изменщика.

—татьи

>