Культурный вопрос на форуме стал идеологическим

03 декабря 2013, 16:58
Версия для печати Версия для печати

Пленарное заседание «Год культуры в России», собравшееся во второй день работы Санкт-Петербургского Международного культурного форума в Этнографическом музее, не обещало информационных откровений — многочисленные випы в области культуры готовились выслушать взаимные комплименты. Однако после того как разговор зашел о идеологии, обсуждение стало горячим и заслуга в этом принадлежит режиссеру Александру Сокурову. Его выступление было встречено в штыки, но придало заседанию яркость.

Вступительная речь губернатора Полтавченко задала тему дискуссии. Во-первых, градоначальник определил место Санкт-Петербурга на культурной карте мира, отметив, что тот возник как площадка для диалога культур и назвав наш город «цитаделью русской и в то же время европейской культуры». В то же время губернатор отметил, что Петербург должен укреплять свои культурные бастионы, подвергаясь с запада глобализации, а с востока — влиянию мигрантов, практически как во времена Александра Невского.

Худрук МДТ Лев Додин, намекая на недавний инцидент с выходками псевдоказаков, написавших на стенах его театра оскорбительные надписи и угрожавших разбросать там свиные головы, призвал на уровне законодательства оградить свободу творчества от поползновений подобной публики. Также режиссер высказался против контроля над культурой: «Президент сказал о значимости духовных скреп, но некоторые услышали в этой фразе только существительное и слабо услышали прилагательное... Любые гвозди, вбивающиеся в сознание, выбивают из общества все духовное».

Однако директор Госкино Екатерина Мцитуридзе отметила, что государство не может «уходить из культуры», что искусство не существует вне финансирования и привела пример Франции, которая «возводит свою культуру на пьедестал» и США, которые с помощью кинематографа проталкивают свою идеологию по всему миру. Министерство культуры, по ее мнению, должно быть не начальником, а помощником деятелям культуры, а сама российская культура - «мягкой силой», которая продвигала бы национальные ценности, в то же время демонстрируя готовность России к диалогу.

Еще более сильно расставил акценты ректор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Александр Тургаев, который процитировал высказывание главного редактора газеты «Культура» Елены Ямпольской: «Обременять бюджет следует только той культурой, которая поможет выстроить идеологию национального развития, которая отдельного человека делает лучше, а толпу способна превратить в народ».

И только режиссер Александр Сокуров высказал крайнюю озабоченность тем, что «идут разговоры о государственной идеологии». Апеллируя к Конституции РФ, мастер призвал не соглашаться с тем, чтобы «идеология медленно, но верно вползала в культуру». В связи с этим Сокуров высказал претензии к позиции РПЦ и призвал иерархов вспомнить, как легко в 1917 год народ расправился с церковью: «Мы повторяем ту же историю».

Беспокоит всемирно известного режиссера и грядущий упадок культурного образования: «Я вижу, как падает авторитет русской культуры, наряду с «жирными» городами есть огромные пространства, где нет никакой культуры... Нужно что-то делать, а то в следующий раз мы так же соберемся, так же поговорим и разбежимся».

Сокуров уделил внимание и некоторым петербургским народным избранникам, признавшись, что зачастую ему стыдно за «вещи», которые исходят из Петербурга: «Включишь радио и ждешь — какую инициативу объявит очередная группа депутатов».

Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>