Театральный заезд: в Германию со своим Шиллером и Брехтом

12 ноября 2012, 12:11
Версия для печати Версия для печати

В столице земли Саксония Дрездене завершился шестой Петербургский театральный сезон в Европе. Шесть спектаклей театров Петербурга и выставка кукол Театра марионеток им. Е.Деммени прошли, как обычно, при аншлаговых залах, овациях и прочая. От прежних «Сезонов» дрезденский отличался отсутствием представителей высшей петербургской власти: на позитивную атмосферу это никак не повлияло, но вызвало вопросы.

Проект, начатый пять лет назад как чисто культурная акция, довольно быстро затронул и политическое русло, став толчком для налаживания или углубления отношений между городами и странами. Театральные сезоны в Праге (2007), Берлине (2008), Хельсинки (2009), Тель-Авиве (2010) от Северной Столицы открывали официальные лица не ниже вице-губернатора, и их визиты строились по особой программе и завершались обильным урожаем проектов на ближнее и дальнее будущее. Со сменой руководства у Петербурга, определенно, изменились приоритеты - культуру перестали расценивать так, как ее расценивают во всем цивилизованном мире - как беспроигрышный фундамент для строительства деловых и политических отношений. Миланский театральный марафон год назад открывала уже первый заместитель председателя комитета по культуре Анна Кучерова, вскоре покинувшая свой пост. В Дрезденской истории единственным представителем петербургской администрации оказался зампред комитета по внешним связям, начальник Управления  международного сотрудничества Игорь Лонский. О перспективах его визита мы узнаем спустя время — если они будут такими же значительными, как, скажем, серия концертов для соотечественников в Праге или ряд детских проектов в европейских городах, последовавших за прежними «Театральными сезонами».

Дрезден на церемонии открытия представлял не обербургомистр, но все же его первый заместитель, который получил в подарок от г-на Лонского галстук с символикой Петербурга, и, в свою очередь, вручил ему алкогольно-музыкальный набор: к бутылке хорошего напитка прилагался диск И.-С.Баха. Среди официальных речей наособицу прозвучало выступление интенданта театра «Шаушпиль хаус» - главного драматического театра Дрездена, расположенного в историческом центре, недалеко от Галереи старых мастеров. Господин Вильфрид Шульц практически пропел гимн театру как месту, где можно и нужно учиться толерантности и терпимости. «Театр часто делают сумасшедшие,  талантливые люди, и у каждого, кто приходит в театр, есть шанс попытаться понять  другого человека». Как это ни печально, но после такой речи театрального директора из Саксонии к англоговорящим российским журналистам в приватных беседах представители дрезденской культурной элиты обращались по преимуществу с вопросами про «гомофобский закон». Приходилось объяснять, что, если кто и может совершить какие-либо экстремистские действия в отношении целующихся однополых пар в Петербурге, то исключительно хулиганы, а не представители власти, и чаще других слов в разговорах звучали слова «стыд» и «неловкость» - причем, с обеих сторон. Полной нелепостью казалось, что первая ассоциация, возникающая нынче при упоминании Петербурга у культурных иностранцев, — гомофобия. Что называется, дожили. Какие темы для обсуждения подбросит наша культурная столица публике театрального сезона 2014 года, который пройдет в Марселе, лучше не загадывать.

Вообще отношение европейцев к театру — не только, разумеется, петербургскому — не перестает приятно удивлять. Например, средняя цена билета в саксонском театре, финансируемом государством, не превышает 12,5 евро, ценовой предел в театрах по всей Германии — 39,9 евро (а вспомните про наши пятнадцатитысячные билеты в ряде московских стационаров). А еще в немецких театрах действует мощная система скидок: пенсионеры, например, платят половину стоимости. Саксонские театры не ропщут по объяснимой причине: они финансируются государством на 85 процентов, тогда как российские, в лучшем случае, на 50. К гостям из России тут отнеслись замечательно дружелюбно (как, опять-таки, и во всех предыдущих городах, принимавших «Петербургские театральные сезоны») и не только на словах. Как сообщил директор театра «Приют комедианта» Виктор Минков, возглавляющий команду организаторов «Сезонов», Дрезден бесплатно предоставил рекламу: 240 ситилайтов на 2 последние перед фестивалем недели, а до того - 2 недели по 6 раз в час в трамваях крутились ролики. Также без всякой оплаты были выделены театральные залы и так называемый технический райдер — театральный свет и звук в Европе при аренде театра оплачивается отдельно и стоит весьма недешево. С «Сезонами» сотрудничали (уже за оплату российской стороны) лучшие переводчики Саксонии, в том числе синхронисты, поскольку в спектакле «Ваал» по ранней пьесе Брехта по решению режиссера Александра Морфова, речь идет о судьбе не поэта, а рок-музыканта, и количество импровизаций — не только музыкальных, но и текстовых на каждом спектакле непредсказуемо.

«Ваал» был показан этаким затактом. За три дня до официального открытия «Петербургского театрального сезона в Дрездене», а в день официального открытия был сыгран «Дядюшкин сон» БДТ им. Г.А.Товстоногова с Алисой Фрейндлих и Олегом Басилашвили. Билеты на спектакль раскупили задолго до 2 ноября, оно и понятно: как показала статистика, 40 процентов зала на фестивальных спектаклях — русскоговорящая публика, притом, что из 560 тысяч населения Дрездена русских — только 20 тысяч (для сравнения: в 3,5-миллионном Берлине русская диаспора составляет 450 тысяч). Впрочем, зал был равно полон и на Гоголе с Чеховым (в афишу «Сезона» вошли спектакли «Палата №6» театра Русская антреприза им. А.Миронова и «Старосветские помещики» ТЮЗа им. А.А,Брянцева), и на Шиллере (на «Коварстве и любви» театра «Приют комедианта»). Не говоря уже о марионеточном спектакле для детей «Любовь к трем апельсинам» Театра им. Е.Деммени. А мастер-класс для публики, который провела на кукольной выставке в фойе театра народная артистка России Фаина Костина, в чьих руках оживали то знаменитый Петрушка, то различные марионетки сложнейшей конструкции, - оказался той изюминкой, тем уникальным, незабываемым зрелищем, специфически российским, который папы и мамы, несомненно, будут вспоминать так же долго, как и детвора. Тут языковой барьер исчез начисто, а память детства сработала безотказно.

Дрезденские власти сочли необходимым предоставить театральным гостям — журналистам и представителям всех театров — бесплатное экскурсионное обслуживание. Городу есть чем гордиться, кроме рафаэлевой «Сикстинской мадонны» и полотен Дюрера, Рембрандта и Вермеера в Галерее старых мастеров. За 20 лет существования единой Германии в центре Дрездена восстановлены практически все архитектурные доминанты, разрушенные до основания «огненным смерчем» союзников в феврале 1945-го. Особенно впечатляет история главного протестантского собора Фрауенкирхен. В 60-е годы гора обломков этой церкви была объявлена мемориалом и усажена розами. А в 1989 году была основана гражданская организация, бросившая зов всему миру о воссоздании собора. В результате стоимость строительных работ — 180 миллионов евро — на две трети оказалась покрыта с помощью пожертвований изнутри страны и из-за рубежа. Исторический протестантский крест, найденный под обломками, теперь хранится внутри церкви как экспонат, а новый оплачен пожертвованиями уже только из Великобритании, причем, отлит он английским мастером художественной ковки, чей отец был пилотом Royal Air Force и участвовал в бомбардировке Дрездена в 1945 году.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Фото: пресс-служба проекта «Петербургский театральный сезон в Дрездене»  
 

Богатые тоже горюют: сезон в Александринке открылся премьерой Богомолова

Пусть не обманывает вас название «Мать. Горькая пьеса». В новом спектакле Константина Богомолова нет ничего от романа Горького. Это в чистом виде российский сериал, сокращенный до полутора часов сценического времени. Но краткость — не единственный плюс этой «Матери». Есть еще парочка.

Статьи

>