«Ленфильм» живет и Сельянов не дремлет: «Ленинградская школа» на Культурном форуме

03 декабря 2013, 11:35
Версия для печати Версия для печати

В рамках Культурного форума прошла презентация кинопроектов, объединенная под общим заголовком «Ленинградская школа». Довольно быстро стало понятно, что определение это весьма условное, придуманное, чтобы чисто формально срастить то, что происходит в Петербурге в области кино. На самом деле, в этой области в товарищах согласия по-прежнему нет, но кино при этом делается. Вполне кондиционное. И «Ленфильм», по прогнозам его новых хозяев, уже не просто подает признаки жизни, а живет.

Бондарчук vs Сокуров

Первым на правах председателя Совета директоров «Ленфильма» к микрофону вышел Федор Бондарчук. «Я много читал в связи со своим назначением – и что «Ленфильм» превратится в коммерческое предприятие, которое будет сдавать в аренду свои помещения организациям, никакого отношения к кино не имеющим, и что до сих пор не начат ремонт помещений – павильонов, окон, стен. Но кто бы мог подумать, что принятие кредита и погашение долгов – все эти с общем-то формальности - займут столько времени», - посетовал Бондарчук. И добавил: «Тем не менее, студия живет, остается творческой лабораторией, люди не только не разбежались, к нам возвращаются те, кто уехал – нет разрыва, нет разобщенности, нет драматических ситуаций. Мы снимаем кино».

Выступление Александра Сокурова, как «Фонтанка» уже писала, было не столько оптимистично. Между тем, соглашение о сотрудничестве Фонда Сокурова «Пример интонации», поддерживающего режиссеров-дебютантов, и «Ленфильмом» было подписано. Впрочем, Сокуров объявил, что первые три дебютных фильма снимались в условиях такого финансового дефицита, который ставит под сомнение целесообразность его Фонда вообще – и это уже, как справедливо заметил режиссер, вопрос государственной, культурной политики. После чего «дети Сокурова» - молодые режиссеры – представили три короткометражки. Точнее, им было предоставлено слово. Однако, кроме благодарностей Сокурову «и всем, кто был рядом», ничего внятного из уст дебютантов не прозвучало. Да и из промороликов Анатолия Бердюгина, Марины Потаповой и Игоря Ольшанского мало что можно было уяснить про кино. Очевидно, ребятам никто не объяснил, что представление себя и фильма – в наше время и, тем более, в рамках международного культурного форума – особый жанр, который тоже требует подготовки.

Балабанов тут рядом, Казахстан - тоже

Выступление главного редактора журнала «Сеанс» Любови Аркус, недавно снявшей своей первый документальный фильм про мальчика-аутиста «Антон тут рядом» и не собирающейся на этом останавливаться, выглядело куда более убедительным. Вместе с ней к микрофону вышел один из лучших российских продюсеров Сергей Сельянов, который заявил, что дебютный фильм Любови получился не только гражданским актом, но и настоящим кино. В ближайшее время режиссер Аркус представит еще два фильма: «Онега» и «Балабанов». «Онега» и «Антон тут рядом» некогда представляли единую ленту, но Сельянов, по его признанию, сказал Любе: «Если ты хоть сколько-то жалеешь зрителей, которые будут это смотреть, раздели фильм на две части», - что и было сделано. «Онега», таким образом, продолжает тему «Антона»: и хотя Любовь призналась, что не умеет делать трейлеры, из ее проморолика понятно, что Сельянов прав – это кино, и крупные лица людей, по сути очень несчастных, но живых, на фоне ослепительно красивой природы – создают ту, принципиально иную, картину мира, о которой мы с нашей условной нормальностью не думаем вообще. В то время как она – тут, рядом.

Авторитетный продюсер Сергей Сельянов, как и Александр Сокуров, пока не имеет общих проектов с
Авторитетный продюсер Сергей Сельянов, как и Александр Сокуров, пока не имеет общих проектов с "Ленфильмом"

Фото: Михаил Садчиков-мл.

Ролик о режиссере Алексее Балабанове, которого Аркус снимала в последний год его жизни, пока сам режиссер снимал «Я тоже хочу» - это тоже крупные планы, сквозь которые видно нутро человека и художника редкостной чистоты и бескорыстия: чего стоит одна только сутулая балабановская спина на движущейся дорожке одного из аэропортов – и в то же время как он естественен, органичен, уместен среди полуразрушенных российских, костромских в частности, «колоколен счастья».

Сергей Сельянов также представил белорусско-казахский-финско-эстонско-русский полнометражный проект «Я не вернусь». Как сообщила директор картины Наталья Дрозд, это попытка посмотреть на Россию европейским глазом – в связи с чем в качестве режиссера был приглашен эстонец Ильмар Рааг, тот самый, чей фильм «Класс» - о двух подростках, застреливших в своей школе 15 человек и затем покончивших с собой – получил более 20 призов и имел огромный общественный резонанс. Российская история Раага не менее жестока, хотя в ней не проливается кровь: в ней две девочки, 12 и 16 лет, познакомившиеся в ментовке, едут автостопом в Казахстан, где живет бабушка младшей из подруг. Интересно, что сценарий написала уральский драматург Ярослава Пулинович, чрезвычайно востребованная в современном театре.

«Ленфильм» начинает колдовать

В титрах проектов Сельянова «Ленфильм» не значился даже как партнер. Проекты «Ленфильма» представлялись совершенно отдельно, генеральным директором студии Эдуардом Пичугиным. Он сообщил, что на данный момент студия собственными силами завершила три долговых кинопроекта и возродила цеха, которые много лет бездействовали. Кроме того, Пичугин, как известно, усиленно работает на ниве технической «перезагрузки» студии – по его словам, уже сегодня запущено подразделение Visual Еffect, курировать работу которого станут голливудские эксперты. Также Пичугин сообщил гостям Форума, что у студии появился главный редактор, им стала вдова Алексея Германа, сценарист Светлана Кармалита.

Один из трех долговых кинопроектов – взрослый фильм о детях «Дар» (не по роману Набокова, а по повести-сказке Александра Курляндского «Моя бабушка - ведьма») режиссера Сергея Карандашова, который, представляя картину, поблагодарил Алексея Германа и Светлану Кармалиту, осуществлявших художественное руководство проекта. Фильм полностью готов, и даже уже был представлен в Москве. Это история школьника, жизнь которого радикальным образом меняется, когда к нему, в его тихий провинциальный городок приезжает бабушка, оказавшаяся колдуньей. На самом деле, история не про мистику, а про обыкновенное чудо человеческих отношений и про нелегкий опыт взросления. И даже по ролику видно, насколько великолепно работает в фильме Галина Тюнина. Впрочем, после ее первого мистического опыта в «Дневном дозоре» это и не удивительно.

Светлана Кармалита и Эдуард Пичугин берут на себя ответственность за все, что происходит сегодня на
Светлана Кармалита и Эдуард Пичугин берут на себя ответственность за все, что происходит сегодня на "Ленфильме"

Фото: Михаил Садчиков-мл.

Эдуард Пичугин заявил также, что «Ленфильм» намерен развивать и другие направления, которыми был славен в свой золотой век – а именно, детское и историческое. В подтверждение был представлен мультфильм «За окно. Рассказы из жизни Хармса» - авторская анимация продолжительностью 11 минут. Режиссер Михаил Сафронов создал черно-белый мир с яркими хармсовскими образами, начиная от усатой рыбы, которая обнаружив в реке младенца Хармса, составила ему компанию в поедании каши. Точное решение – закадровый текст в исполнении выдающегося петербургского артиста Сергея Дрейдена. Фильм о Хармсе – одна из четырех составляющих анимационного альманаха «Петербург», находящегося в работе: герои остальных трех тоже, как и Хармс, будут петербуржцами. Это единственное условие, которые студия поставила перед режиссерами, которых выбирала по критериям авторской анимации.

Ксения Раппопорт на дороге жизни

В финале был представлен 4-серийный телевизионный проект «Ладога» о шоферах Дороги жизни Александра Велединского. Сам Велединский приехать не смог, фильм представлял один из актеров Яков Шамшин, но так, что лучше бы уж проморолик говорил сам за себя. Хотя в зале немедленно нашлись знатоки вопроса, уверяющие, что показанное на экране грешит против исторической достоверности (в этом городе и по сей день нетрудно отыскать людей, чьи предки войну не прошли, а проехали за рулем вот таких вот «полуторок», восстановленных, кстати, из натуральных автомобилей), но чего у фильма не отнять, так это отменного актерского состава петербургской школы: тут и Ксения Раппопорт, и Виталий Коваленко, и Юрий Кузнецов. Без москвичей, впрочем, тоже не обошлось: на месте Андрей Мерзликин – шофер, согласившийся научить водить грузовик Ксению Раппопорт, и Алексей Серебряков в роли «особиста» с человеческим лицом.

Как рассказала корреспонденту «Фонтанки» главный редактор «Ленфильма» Светлана Кармалита, обстановка на студии самая что ни на есть рабочая. Кармалита ежедневно прочитывает по нескольку сценариев, и обнаруживает весьма талантливые, придуманные именно кинематографически. И финансы потихоньку подтягиваются. Параллельно с техническим оснащением начинает сниматься новое кино. В данный момент получены средства на три фильма: сказку, исторический детектив и дебютный фильм.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

 

Игры без разума. На экранах — драма Мишеля Франко «Память» о встрече двух травмированных душ

На майских праздниках на экраны вышел фильм «Память» режиссёра Мишеля Франко с Джессикой Честейн и Питером Сарсгаардом в главных ролях. За свою игру Сарсгаард на прошлогоднем венецианском кинофестивале был удостоен «Кубка Вольпи». Но получилось ли у создателей фильма сказать о знакомом сюжете что-то новое — и запомниться?

Статьи

>