Измы Малевича в Русском музее

Русский музей к началу петербургского культурного форума открывает любопытную выставку - «Малевич. До и после квадрата». Перед взором посетителей Корпуса Бенуа предстанет около сотни работ, написанных художником в период 1906 — 1933 гг., а также инсталляция, посвященная опере «Победа над солнцем».
Черный квадрат впервые увидел свет, попав в декорации к этому произведению, в этом же зале представлены костюмы и видео с реконструкцией оперы, которую осуществил центр Стаса Намина.
Так сложилось, что Малевич для подавляющего большинства - это «Черный квадрат». То, что существуют еще Белый и Красный, а также Круг и Крест уже повод для искреннего изумления.
Новая экспозиция готовит еще более удивительные открытия — зритель сможет увидеть почти все этапы творческого пути художника, среди которых попытки найти свой стиль и в импрессионизме, и в сезаннизме, и в куче других «измов».
Первым делом стоит обратить внимание на два эскиза фресковой живописи - «Торжество Неба» и «Автопортрет» (1907 г.) Неприкрытый «религиозный» вызов, заключенный в них, эпатировал современную художнику публику, раздавались даже призывы к воздействию на Малевича с целью недопущения впредь.

Торжество Неба 1907

Автопортрет 1907
Но артист и без того устремился вперед, отыскивая все новые и новые способы выразить то, что о чем он хотел поведать. Картина «Отдых. Общество в цилиндрах» (1908 г.) демонстрирует способность Малевича к гротеску и пародийности в изображении жанровых картин, а вот «Натюрморт» 1910 года — это русский «привет» Сезанну с его мрачными и «тяжелыми» натюрмортами.

Отдых. Общество в цилиндрах
Фото: Отдых. Общество в цилиндрах

Натюрморт
Проходят годы и вместе с ними уходят признаки «естественности» изображаемого. Это прямой итог воцарившегося футуризма. Схематичность, экспрессивность, натиск — эта триада ярко выражена в линейке «Спортсмен», «Толстяк» и «Чтец» (1913 г.) - переходном этапе к тому Малевичу, который привычен большинству. Без сомнения, это все люди — но может быть, уже перерождающиеся в собрание геометрических форм? Малевич заявлял: «Художник может быть творцом и когда форма картины не имеет ничего общего с натурой». Этот свой манифест супрематизма и был ярко воплощен Малевичем в его «золотой век».

Спортсмен Толстяк Чтец
Примеров этой поры мы приводить не будем — они достаточно известны и хорошо представлены на выставке. Более любопытны поздние работы Малевича, супрематичные по сути, но в то же время возвращающие нас к фигуративности («Девушки в поле», 1928-29 гг. и «Красный дом» (1932 г.), и даже несущие нюансы зарождающегося соцреализма («Портрет жены художника» и «Автопортрет», оба — 1933 г.).

Девушки в поле

Красный дом

Автопортрет 1933

Портрет жены художника 1933
Фото: Портрет жены художника 1933
О том, что это — качественно новое явление в творчестве художника или все тот же, но переосмысленный, переоткрытый Малевичем супрематизм, до сих пор спорят искусствоведы.
Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"

15 телесериалов июля: «Этерна», «Институт» по Стивену Кингу, «Путешествие на солнце и обратно» — выбор «Фонтанки»
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 30 июня 2025 - Начались съемки продолжения «Дьявол носит Prada». Мерил Стрип, Энн Хэтэуэй и Эмили Блант вернутся!
- 30 июня 2025 - Спектакли в Русском музее и ДЛТ, режиссер из Китая и световые инсталляции. Александринка раскрыла планы на новый сезон
- 29 июня 2025 - Российская мода прошла проверку Петербургом: театрализованное дефиле «Ассоциации» в Царском Селе состоялось, несмотря на ливни
- 26 июня 2025 - Эрмитаж, Летний сад, Зоопарк и другие меняют часы работы из-за «Алых парусов»
- 26 июня 2025 - Русский музей рассказал, сколько посетителей посмотрели выставку Васнецова — это вековой рекорд Корпуса Бенуа
Статьи
-
30 июня 2025, 20:28Эрмитаж открыл в Николаевском зале выставку «К барьеру!», посвященную поединкам и дуэлям — от древнегреческого Ахилла до танцовщика Сержа Лифаря, — на ней можно увидеть оружие, точь-в-точь как-то, на котором стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым, узнать, какие мелочи становились поводами для дуэлей и почему древние греки выясняли отношения другим путем.
-
26 июня 2025, 20:54Студийцы Молодой студии Льва Додина сыграли свою вторую премьеру на сцене МДТ в постановке Мастера. После «Ромео и Джульетты во мгле», вариаций на тему шекспировской трагедии, Додин с учениками обратились к ранней пьесе Островского «Свои люди сочтемся» на классический сюжет об обманутом мошеннике. В стремительном и остроумном спектакле обозреватель «Фонтанки» обнаружила людей, чья простота если и не хуже, то точно страшнее воровства.