Измы Малевича в Русском музее

Русский музей к началу петербургского культурного форума открывает любопытную выставку - «Малевич. До и после квадрата». Перед взором посетителей Корпуса Бенуа предстанет около сотни работ, написанных художником в период 1906 — 1933 гг., а также инсталляция, посвященная опере «Победа над солнцем».
Черный квадрат впервые увидел свет, попав в декорации к этому произведению, в этом же зале представлены костюмы и видео с реконструкцией оперы, которую осуществил центр Стаса Намина.
Так сложилось, что Малевич для подавляющего большинства - это «Черный квадрат». То, что существуют еще Белый и Красный, а также Круг и Крест уже повод для искреннего изумления.
Новая экспозиция готовит еще более удивительные открытия — зритель сможет увидеть почти все этапы творческого пути художника, среди которых попытки найти свой стиль и в импрессионизме, и в сезаннизме, и в куче других «измов».
Первым делом стоит обратить внимание на два эскиза фресковой живописи - «Торжество Неба» и «Автопортрет» (1907 г.) Неприкрытый «религиозный» вызов, заключенный в них, эпатировал современную художнику публику, раздавались даже призывы к воздействию на Малевича с целью недопущения впредь.

Торжество Неба 1907

Автопортрет 1907
Но артист и без того устремился вперед, отыскивая все новые и новые способы выразить то, что о чем он хотел поведать. Картина «Отдых. Общество в цилиндрах» (1908 г.) демонстрирует способность Малевича к гротеску и пародийности в изображении жанровых картин, а вот «Натюрморт» 1910 года — это русский «привет» Сезанну с его мрачными и «тяжелыми» натюрмортами.

Отдых. Общество в цилиндрах
Фото: Отдых. Общество в цилиндрах

Натюрморт
Проходят годы и вместе с ними уходят признаки «естественности» изображаемого. Это прямой итог воцарившегося футуризма. Схематичность, экспрессивность, натиск — эта триада ярко выражена в линейке «Спортсмен», «Толстяк» и «Чтец» (1913 г.) - переходном этапе к тому Малевичу, который привычен большинству. Без сомнения, это все люди — но может быть, уже перерождающиеся в собрание геометрических форм? Малевич заявлял: «Художник может быть творцом и когда форма картины не имеет ничего общего с натурой». Этот свой манифест супрематизма и был ярко воплощен Малевичем в его «золотой век».

Спортсмен Толстяк Чтец
Примеров этой поры мы приводить не будем — они достаточно известны и хорошо представлены на выставке. Более любопытны поздние работы Малевича, супрематичные по сути, но в то же время возвращающие нас к фигуративности («Девушки в поле», 1928-29 гг. и «Красный дом» (1932 г.), и даже несущие нюансы зарождающегося соцреализма («Портрет жены художника» и «Автопортрет», оба — 1933 г.).

Девушки в поле

Красный дом

Автопортрет 1933

Портрет жены художника 1933
Фото: Портрет жены художника 1933
О том, что это — качественно новое явление в творчестве художника или все тот же, но переосмысленный, переоткрытый Малевичем супрематизм, до сих пор спорят искусствоведы.
Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"

Не то, чем кажутся. Какие экспонаты петербургских музеев рассказывают о войнах и потрясениях — а вы этого не подозреваете
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 15 сентября 2025 - Пиотровский рассказал о переговорах по Пальмире и фиксации христианских памятников Сирии и Африки
- 15 сентября 2025 - Михаил Пиотровский перечислил дни, когда Эрмитаж можно посетить бесплатно
- 15 сентября 2025 - «Дракула» Люка Бессона возглавил российский прокат с третьим результатом для иностранного кино за год
- 13 сентября 2025 - В Петербурге вручили Эрмитажную премию — но Курентзис срочно вылетел к семье
- 12 сентября 2025 - Путин обсудил с Любимовой квотирование иностранного кино
Статьи
-
13 сентября 2025, 19:00«Иллюзия света» Архипа Куинджи расположилась залах № 106 — 109 Корпуса Бенуа, и помимо света, это иллюзия пространства. Из четырёх залов архитектор Юрий Аввакумов, который работал над «Нашим авангардом», сделал шесть. Изменились и пропорции: внутри залов, спроектированных Леонтием Бенуа, появились аккуратные почти квадратные «комнаты», потолки стали ниже. Хорош как никогда ровный рассеянный свет, который отсылает к мастерской художника в Биржевом переулке (и напоминает залы Третьяковской галереи). На выставке больше 150 работ, из них 134 — из собрания Русского музея. Девять вещей приехали из Третьяковки, а «Христос в Гефсиманском саду» (1901) — из Алупки (картину впервые привезли в Русский музей).
-
12 сентября 2025, 14:26Здание кинотеатра «Прибой» — вернее, его реинкарнация после разрушения и долгого кропотливого строительства, — наконец, открылось в качестве долгожданного Центра современного искусства имени Сергея Курехина. И хотя это абсолютно новое строение, только по общим чертам планировки которого можно угадать его былые контуры, оно вызывает ностальгические воспоминания о многих часах, проведенных на SKIFах, — бесшабашных, драматичных и доходящих до предела эмоций нойзовых музыкальных выступлениях, показах разных причудливых мод и многом другом.
-
10 сентября 2025, 18:47
-
08 сентября 2025, 12:35
-
07 сентября 2025, 13:50