Измы Малевича в Русском музее
Русский музей к началу петербургского культурного форума открывает любопытную выставку - «Малевич. До и после квадрата». Перед взором посетителей Корпуса Бенуа предстанет около сотни работ, написанных художником в период 1906 — 1933 гг., а также инсталляция, посвященная опере «Победа над солнцем».
Черный квадрат впервые увидел свет, попав в декорации к этому произведению, в этом же зале представлены костюмы и видео с реконструкцией оперы, которую осуществил центр Стаса Намина.
Так сложилось, что Малевич для подавляющего большинства - это «Черный квадрат». То, что существуют еще Белый и Красный, а также Круг и Крест уже повод для искреннего изумления.
Новая экспозиция готовит еще более удивительные открытия — зритель сможет увидеть почти все этапы творческого пути художника, среди которых попытки найти свой стиль и в импрессионизме, и в сезаннизме, и в куче других «измов».
Первым делом стоит обратить внимание на два эскиза фресковой живописи - «Торжество Неба» и «Автопортрет» (1907 г.) Неприкрытый «религиозный» вызов, заключенный в них, эпатировал современную художнику публику, раздавались даже призывы к воздействию на Малевича с целью недопущения впредь.
Торжество Неба 1907
Автопортрет 1907
Но артист и без того устремился вперед, отыскивая все новые и новые способы выразить то, что о чем он хотел поведать. Картина «Отдых. Общество в цилиндрах» (1908 г.) демонстрирует способность Малевича к гротеску и пародийности в изображении жанровых картин, а вот «Натюрморт» 1910 года — это русский «привет» Сезанну с его мрачными и «тяжелыми» натюрмортами.
Отдых. Общество в цилиндрах
Фото: Отдых. Общество в цилиндрах
Натюрморт
Проходят годы и вместе с ними уходят признаки «естественности» изображаемого. Это прямой итог воцарившегося футуризма. Схематичность, экспрессивность, натиск — эта триада ярко выражена в линейке «Спортсмен», «Толстяк» и «Чтец» (1913 г.) - переходном этапе к тому Малевичу, который привычен большинству. Без сомнения, это все люди — но может быть, уже перерождающиеся в собрание геометрических форм? Малевич заявлял: «Художник может быть творцом и когда форма картины не имеет ничего общего с натурой». Этот свой манифест супрематизма и был ярко воплощен Малевичем в его «золотой век».
Спортсмен Толстяк Чтец
Примеров этой поры мы приводить не будем — они достаточно известны и хорошо представлены на выставке. Более любопытны поздние работы Малевича, супрематичные по сути, но в то же время возвращающие нас к фигуративности («Девушки в поле», 1928-29 гг. и «Красный дом» (1932 г.), и даже несущие нюансы зарождающегося соцреализма («Портрет жены художника» и «Автопортрет», оба — 1933 г.).
Девушки в поле
Красный дом
Автопортрет 1933
Портрет жены художника 1933
Фото: Портрет жены художника 1933
О том, что это — качественно новое явление в творчестве художника или все тот же, но переосмысленный, переоткрытый Малевичем супрематизм, до сих пор спорят искусствоведы.
Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"
«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым
Новости
- 21 ноября 2024 - Премию «Просветитель» вручили книгам о раке, хайпе и Гагарине
- 20 ноября 2024 - На производство фильмов в России выделят дополнительно по 2,6 миллиарда ежегодно
- 19 ноября 2024 - Группа «КИНО» победила в патентных спорах за «Симфоническое КИНО»
- 14 ноября 2024 - Премия BAFTA будет отзывать награды у лауреатов, осужденных за преступления
- 14 ноября 2024 - Британский музей получит самый дорогой дар в истории музеев страны