Измы Малевича в Русском музее

Русский музей к началу петербургского культурного форума открывает любопытную выставку - «Малевич. До и после квадрата». Перед взором посетителей Корпуса Бенуа предстанет около сотни работ, написанных художником в период 1906 — 1933 гг., а также инсталляция, посвященная опере «Победа над солнцем».
Черный квадрат впервые увидел свет, попав в декорации к этому произведению, в этом же зале представлены костюмы и видео с реконструкцией оперы, которую осуществил центр Стаса Намина.
Так сложилось, что Малевич для подавляющего большинства - это «Черный квадрат». То, что существуют еще Белый и Красный, а также Круг и Крест уже повод для искреннего изумления.
Новая экспозиция готовит еще более удивительные открытия — зритель сможет увидеть почти все этапы творческого пути художника, среди которых попытки найти свой стиль и в импрессионизме, и в сезаннизме, и в куче других «измов».
Первым делом стоит обратить внимание на два эскиза фресковой живописи - «Торжество Неба» и «Автопортрет» (1907 г.) Неприкрытый «религиозный» вызов, заключенный в них, эпатировал современную художнику публику, раздавались даже призывы к воздействию на Малевича с целью недопущения впредь.

Торжество Неба 1907

Автопортрет 1907
Но артист и без того устремился вперед, отыскивая все новые и новые способы выразить то, что о чем он хотел поведать. Картина «Отдых. Общество в цилиндрах» (1908 г.) демонстрирует способность Малевича к гротеску и пародийности в изображении жанровых картин, а вот «Натюрморт» 1910 года — это русский «привет» Сезанну с его мрачными и «тяжелыми» натюрмортами.

Отдых. Общество в цилиндрах
Фото: Отдых. Общество в цилиндрах

Натюрморт
Проходят годы и вместе с ними уходят признаки «естественности» изображаемого. Это прямой итог воцарившегося футуризма. Схематичность, экспрессивность, натиск — эта триада ярко выражена в линейке «Спортсмен», «Толстяк» и «Чтец» (1913 г.) - переходном этапе к тому Малевичу, который привычен большинству. Без сомнения, это все люди — но может быть, уже перерождающиеся в собрание геометрических форм? Малевич заявлял: «Художник может быть творцом и когда форма картины не имеет ничего общего с натурой». Этот свой манифест супрематизма и был ярко воплощен Малевичем в его «золотой век».

Спортсмен Толстяк Чтец
Примеров этой поры мы приводить не будем — они достаточно известны и хорошо представлены на выставке. Более любопытны поздние работы Малевича, супрематичные по сути, но в то же время возвращающие нас к фигуративности («Девушки в поле», 1928-29 гг. и «Красный дом» (1932 г.), и даже несущие нюансы зарождающегося соцреализма («Портрет жены художника» и «Автопортрет», оба — 1933 г.).

Девушки в поле

Красный дом

Автопортрет 1933

Портрет жены художника 1933
Фото: Портрет жены художника 1933
О том, что это — качественно новое явление в творчестве художника или все тот же, но переосмысленный, переоткрытый Малевичем супрематизм, до сих пор спорят искусствоведы.
Евгений Хакназаров, "Фонтанка.ру"

Новая музыка мая: Garbage, Том Йорк, Майли Сайрус, Леонид Агутин и не только
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 31 мая 2025 - «В буднях великих строек». Артисты Театра имени Шаляпина с Фабио Мастранджело дали концерт у Дворцового моста
- 30 мая 2025 - «Классика на Дворцовой» закончилась «Хафананой» и Scorpions
- 30 мая 2025 - В Петербурге покорили «теноровый Эверест» и спели любимую арию Обломова: как открылась «Классика на Дворцовой»
- 29 мая 2025 - Стало известно, где и когда выйдет новый сериал Романа Михайлова про 90-е, показанный на ММКФ
- 27 мая 2025 - В Петербурге не будет салюта ко Дню города
Статьи
-
30 мая 2025, 13:27В российский прокат вышла китайская анимационная сказка «Нэчжа побеждает Царя драконов», установившая множество кассовых рекордов на международном рынке (общие сборы — свыше 2,2 миллиарда долларов). Коммерчески успешным был и первый фильм «Нэчжа» 2019 года, рассказывающий о мальчике демонической природы, который заводит дружбу с сыном Царя драконов, огорчает родителей-военачальников и вообще находится в эпицентре глобальной битвы добра и зла.
-
29 мая 2025, 19:53У многих произведений из Эрмитажа — богатая история, которую трудно осознать, глядя на сами вещи. Но даже среди них отдельные экспонаты выделяются уникальной судьбой. Например, «Мадонна во Славе» Яна Провоста, написанная в 1524 году (чтобы вы могли представить эту цифру — тогда даже старший Питер Брейгель еще не родился!). Она пережила разрушение главного собора Брюгге, будучи вмурованной в его стену. Сейчас ее и еще две нидерландские картины того же времени восстановили реставраторы — теперь посетители могут увидеть ранее неизвестные детали и пофантазировать, как мог выглядеть алтарь целиком. «Фонтанка» поговорила с куратором и реставратором.
-
26 мая 2025, 22:29
-
23 мая 2025, 15:36