Константиновский фонд подарил Театральному музею 841 уникальный экспонат

Сегодня в Шереметевском дворце прошла церемония передачи Константиновским фондом в дар Санкт-Петербургскому музею театрального искусства уже всемирно знаменитой коллекции русского театрально-декорационного искусства 1880 — 1930 — х годов, собранной супругами Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими.

Фото: Фонтанка.ру
В коллекцию вошел 841 экспонат — в основном это эскизы костюмов и декораций к спектаклям русских антреприз на Западе. В том числе, к балетам знаменитых дягилевских Русских сезонов. Именно этот период в истории театрально-декорационного искусства известен тем, что с театром стали сотрудничать виднейшие мастера живописи своей эпохи: мирискусники Лев Бакст, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, а также другие выдающиеся художники: Борис Кустодиев, Михаил Врубель, Марк Шагал, Николай Рерих, Зинаида Серебрякова, Сергей Судейкин и десятки других, среди которых Наталья Гончарова, Соня Делоне, Владимир Татлин, Александра Экстер и даже автор скульптуры «Рабочий и колхозница» Вера Мухина. Все они представлены в уникальной коллекции, 90 процентов которой составляет именно театральная графика и лишь 10 процентов — великолепные авторские афиши.
Как рассказал генеральный директор Международного благотворительного Фонда «Константиновский» Геннадий Явник, в 2008 году Фонд приобрел разом 810 произведений, а в 2010 — еще 31. Коллекция была сначала передана на хранение Театральному музею и размещена в Доме-музее Шаляпина на ул. Графтио. А затем Фонд принял решение о дарении музею уникального собрания.
Директор Театрального музея Наталья Метелица подчеркнула большое значение того, что коллекция передана именно в государственный музей, то есть, ни одна из единиц коллекции не пропадет, пока будет существовать государство. Метелица также напомнила, что вверенный ей музей ведет свое начало от частных коллекций, включая и императорские, как, например, коллекция музыкальных инструментов Александра III. Так что поступление в Музей коллекции Лобановых-Ростовских — продолжение замечательной традиции, которую поддержал Константиновский Фонд. Также Наталья Метелица отметила, что выставленная еще в 2008 году в семи залах музея, коллекция произвела шок среди горожан.

Фото: Фонтанка.ру
Теперь коллекцию Лобановых-Ростовских сможет увидеть каждый желающий. Главный хранитель Музея театрального искусства Татьяна Власова уверила журналистов, что хотя, как это бывает с большинством частных коллекций, ее экспонаты неравнозначны по ценности, расформировывать ее музей не собирается. Так что в течение нескольких ближайших лет она будет выставлена в режиме открытых фондов в том же Доме Шаляпина, где она обитала до сих пор.
Напомним, что коллекция русского театрально-декорационного искусства Лобановых-Ростовских впервые была выставлена в 1967 году в музее Метрополитен, после чего посетила выставочные залы Великобритании, Франции, Германии, Италии, Греции, Японии, США. Жители обеих российских столиц впервые познакомились с коллекцией в 1987-88 годах. Фонд рисунка Театрального музея на данный момент составляет 35 тысяч единиц. Таким образом коллекция Лобановых-Ростовских пополнила его разом более чем на два процента.

Свою жизнь превратить в цвета. Музей Академии художеств зарифмовал Нико Пиросмани и Зураба Церетели
Новости
29 апреля 2025 - Свет, цвет и эклеры. Что делать в Эрарте на майские праздники
- 23 июня 2025 - Ученый объяснил, почему у Пушкина «русалка на ветвях сидит»
- 19 июня 2025 - Названы даты следующего международного форума в Петербурге — Объединенных культур
- 19 июня 2025 - Гергиев продирижирует премьерой мистической оперы «Мандрагора», созданной с использованием нейросетей
- 18 июня 2025 - Полушекели времен Христа и тетрадрахма Октавиана Августа — Эрмитаж показывает поступивший дар старинных монет
- 17 июня 2025 - Никита Михалков хочет ввести сбор за прокат американского кино в пользу отечественного
Статьи
-
21 июня 2025, 16:55В Мариинском театре на полях ПМЭФ состоялась премьера оперы «Мандрагора». Уникальность события — в том, что это первая в мире опера, которая была дописана за композитором-классиком (в данном случае — Чайковским) искусственным интеллектом. Строго говоря, даже не одним: GigaChat помог написать либретто, SymFormer доработал музыкальную ткань, а Kandinsky создал визуальные и сценографические решения. С учетом их принадлежности неудивительно, что первой оперу услышали гости закрытого приема Сбера на полях ПМЭФ. За дирижерский пульт встал сам Валерий Гергиев, а партии исполняли солисты Большого и Мариинского. «Фонтанка» оценила результат.
-
18 июня 2025, 18:34Выставка авангарда на втором этаже Корпуса Бенуа сделана так, чтобы на её основе можно было создать часть обновлённой постоянной экспозиции: строго, приятно старомодно, лицом к зрителю, но без заискивания. Называется проект лаконично — «Наш авангард» — и как будто демонстрирует готовность музея «собирать камни», созидать. Кому-то выставка покажется консервативной, но и авангард давно не «современное искусство» (простите, для кого это удар).
-
17 июня 2025, 18:11
-
16 июня 2025, 13:08