«Пусть нам все подражают!» или как на культурном форуме говорили о кризисе в балете

02 декабря 2013, 21:58
Версия для печати Версия для печати

Первый день II Санкт-Петербургского Международного культурного форума начался утренними разговорами о балете: еще не было и десяти утра, а Николай Цискаридзе принимал гостей в вверенной его заботам Вагановской академии. Ближе к обеду гости форума переместились в великолепное здание Академии танца Бориса Эйфмана, где обсудили проблемы, стоящие перед балетным образованием. В итоге стало ясно: на передовой балетного искусства в Петербурге находятся именно вышеупомянутые педагоги и на своих позициях они готовы стоять до конца.

Ненастным зимним утром в музее АРБ имени Вагановой было особенно уютно и прекрасно. Гости уже минут десять любовались балетными и мемориальными диковинами, как вдруг сделалось по- особенному светло: лучась широкой улыбкой, появился и.о. ректора академии Николай Цискаридзе. Никакой издевки искать не стоит — харизма Николая Максимовича несомненна и проявилась в этот день весьма ярко. Перед обществом предстал любезный и благожелательный хозяин, досконально знающий свой дом — словно был здесь с самого 1836 года, когда императорская школа танцев обосновалась в здании на улице Росси. Непосвященный посетитель ни за что бы не поверил, что Цискаридзе на хозяйстве чуть более месяца. Приветствуя гостей, Николай Максимович не скрывал радостного возбуждения:

- Я очень счастлив, что такой форум создан. Как сказал наш министр, Петербург должен стать не только культурной столицей нашей страны, но еще и культурной столицей мира, и я с этим согласен. - поделился глава Вагановки, а после сделал акцент на присутствовавшем здесь же Борисе Эйфмане. - Это замечательное событие совпало с нашим юбилеем, нам 275 лет, а школе Бориса Яковлевича - первые месяцы существования. Видите, какая потрясающая преемственность!... Сегодняшний день вы проведете среди муз, а возглавлять процессию будет, конечно, Терпсихора! - заключил и.о. ректора.

Пока в роли Терпсихоры выступала координатор Юлия Телепина, которая провела замечательную экскурсию по музею, Николай Цискаридзе, скромно пытался отойти на второй план, но это очень плохо получалось. Журналисты, как мухи, преследовали его, ловили каждый взгляд, каждое слово возмутителя балетного спокойствия; во время тура по Вагановке Николаю Максимовичу успели надавать подарков и спросить у него, как должен развиваться отечественный балет. «Его нужно сохранять!», - отрывисто бросила звезда, недовольная тем, что массы отвлекаются от экскурсии, и поспешила подать им пример, присоединившись к гиду. Та как раз рассказывала про творчество Галины Улановой и Марины Семеновой. «Мои педагоги!», - не преминул вставить Цискаридзе, но никто из присутствующих уже и так не мог усомниться в том, что в этих стенах Николай Максимович свой.

После экскурса в прошлое гостям представили настоящее Вагановки и будущее русского балета, пригласив участников форума посмотреть выступление класса Марины Васильевой и небольшой музыкально-балетный дивертисмент. Воспитанники академии покорили и умилили сердца присутствующих не только балетными номерами, но и игрой на рояле — и это было действительно хорошо. Особых восторгов гостей удостоилось адажио с четырьмя кавалерами, в котором блеснула ученица одного из старейших педагогов Академии Людмилы Ковалевой. Ее Николай Цискаридзе со сцены поздравил с днем рождения, преподнеся роскошный букет. Ощущение единой академической семьи было почти полным, все портило только отсутствие и.о. художественного руководителя Алтынай Асылмуратовой. Злые языки готовы были увидеть в этом вызов и фронду, но информированный собеседник «Фонтанки» развеял инсинуации: госпожа Асылмуратова заболела и эта болезнь не носит дипломатического характера.

Вообще, в этот день не обошлось без вопросов о набившем оскомину противостоянии коллектива Академии и присланного из Москвы руководителя. Цискаридзе был категоричен:

- У меня замечательные отношения с коллективом. Весь тот негатив и глупость, которые происходят вне стен — я не могу за это нести ответственность. Людям очень хочется попиариться на имени академии, на моем имени.

После того, как программа в Вагановке была исчерпана, участники форума переехали на Большую Пушкарскую, в новенькое здание Академии танца Бориса Эйфмана. После демонстрации залов, бассейна, общежития, игровых комнат и т. д. приглашенные не могли прийти в себя от изумления — настолько все понравилось. Впечатлением от увиденного поделился с «Фонтанкой» главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер:

- У Бориса Эйфмана все получилось феноменально, другого слова не подыщешь. Столько помещений, и с таким вкусом сделано все, чтобы артистам можно было развиваться. Я даже не мог поверить: сколько примеров, когда гораздо меньшие объемы строятся десятилетиями. Мы должны ждать нового уровня в развитии танца.

Сам Эйфман производил впечатление абсолютно счастливого человека, когда говорил о стратегических планах своего детища:

- Вместе с академией Вагановой мы сможем развивать балет дальше и создадим такой важный творческий союз, который вновь вернет мировое признание нашему городу, в котором вновь начнется новый виток развития отечественного и мирового балета.

Николай Цискаридзе полностью поддержал коллегу:

- Я обожаю Эйфмана не только, как хореографа, но и как человека, мы дружим очень давно. Как только я был назначен, Борис Яковлевич позвонил мне первым с поздравлениями, сказал: «Я надеюсь, что мы теперь будем дружить домами». Все, что можно с моей стороны - и я уверен, весь коллектив, который работает в Академии русского балета - мы будем стараться помочь. С другой стороны, я бы тоже обратился к Борису Яковлевичу как к одному из главных представителей современного танца в нашей стране — нам бы хотелось, чтобы и он как можно чаще, и его педагоги помогали нам в современном направлении.

На этом демонстрация творческого единения закончилась, сменившись собственно обсуждением проблем хореографического образования. По мнению хедлайнеров балетного дня, в нем системный кризис. Борис Эйфман говорил о том, что коллективы задыхаются без подлинных лидеров, что уровень многих артистов балета мало отличается от обывательского, с царящими цинизмом и меркантильностью. По его мнению, назрел вопрос об инновациях в балетном образовании: сегодня балету необходим универсальный артист с классической основой и высоким интеллектом, позволяющим реализовывать способности танцовщика в разнообразных стилях современного хореографического искусства. Николай Цискаридзе одновременно и поддержал собеседника, и высказал свое, несколько отличное мнение:

- Первый шаг к усовершенствованию сделан: с помощью Министерства культуры создан Совет по хореографическому образованию, возглавляемый ректором МГАХ Мариной Леоновой. Что касается нового - Борис Яковлевич у нас будет делать эксперимент, я надеюсь, что он что-то новое изобретет и мы это подхватим... Танцевать новые произведения — это прекрасно, а вот танцевать классику очень сложно. Все знают тот или иной пассаж, что вот здесь должно быть 32 фуэте и весь зал считает именно эти 32 фуэте. Быть классическим артистом сложнее всего... Мы своим 275-летним опытом доказали на примере многих великих имен, что это образование состоялось, что оно уже не может быть признано неэффективным, неправильным, а наоборот - пусть нам все подражают.

 

Куда пойти 13–15 декабря: большая ярмарка, «Щелкунчик» на льду, «Евгений Онегин» и «Разговоры» в стихах

В середине декабря отправляемся смотреть первые новогодние представления, не пропускаем премьерные показы «Евгения Онегина» от Руслана Кудашова в БТК и слушаем Хиблу Герзмаву.

Статьи

>