Иногда русские возвращаются. С подарками

09 декабря 2013, 02:55
Версия для печати Версия для печати

В Марселе – культурной столице Европы – 2013 – завершился Петербургский театральный сезон. Он оказался весьма экстремальным: впервые в истории «сезонов» в программу входил балетный гала и кабаре, которые петербургские артисты должны были показать что называется «на родине жанров», а кроме того, в последний момент заболел Олег Басилашвили, заменили гастрольный спектакль БДТ, в результате чего в почти зимней, хоть и южной Франции днем с огнем пришлось разыскивать настоящие арбузы.

Тему исторически непростых взаимоотношений двух государств – России и Франции – подняли на главном официальном мероприятии Петербургского сезона – подписании долгосрочного договора о сотрудничестве между Россией и Францией. К нему оба города шли три года, и, что символично, именно масштабная культурная акция привела к результативной акции: председатель комитета по внешним связям правительства Петербурга Александр Прохоренко и вице-мэр Жак Рокка Серра встретились в мэрии Марселя, подписали соответствующий документ и обнялись в знак безоговорочной дружбы, преодолевшей, наконец, и инерцию исторических конфликтов и бюрократию современности. А вечером того же дня оба политических деятеля отправились в Opera Municipal, чтобы перед началом гала-концерта звезд петербургского балета вместе выйти на сцену и сообщить жителям Марселя благую весть о своей узаконенной дружбе.

Надо сказать, что демократизм общения с народом представителей любой французской власти – от вице-мэра до художественного руководителя городского театра – немало впечатляет. Господин Рокка Серра вышел к публике Городской оперы натурально как к братьям (лозунг «братство» наравне с лозунгами «свободы» и «равенства», провозглашенным Великой французской революции, обрел осязаемые и крайне привлекательные черты) и стал делиться с ними радостью – каковым выглядело в его устах подписание договора о сотрудничестве с Петербургом. «Буквально несколько часов назад случилось величайшее для нас с вами событие», - сообщил Рокка Серра горожанам, точно и в самом деле жизнь их теперь должна радикальным образом измениться. После чего он распахнул руки навстречу Александру Прохоренко – и они обнялись еще раз на глазах почти двухтысячного зала. Пока художественный руководитель проекта Виктор Минков объявлял Петербургский театральный сезон в Марселе открытым.

Затем начался балетный гала. Хотя Петербургские сезоны проходят в крупнейших городах Европы уже в седьмой раз (до того петербургское театральные «осенние марафоны» имели место в Праге, Хельсинки, Дрездене, Тель-Авиве, Милане, Берлине), зарубежную публику элитарным искусством балета до сих пор не баловали. Теперь вот впервые рискнули – да не где-нибудь, а на родине Петипа, в помещении, где долгое время работала знаменитая на весь мир труппа Бежара. И все-таки вариант, надо признать, был беспроигрышный: к публике вышли лучшие танцовщики Мариинского и Михайловского театров – сама Ульяна Лопаткина танцевала свой коронный номер, «Умирающего лебедя» Сен-Санса (а уж она-то выбирает, где ей выходить на сцену), ей под стать подобралась остальная команда во главе с Мариинским премьером Владимиром Шкляровым, выступившим еще и художественным руководителем концерта. Все были на месте: и невесомая Ирина Перрен, и артистичная Светлана Иванова, и изящная Оксана Бондарева. А «играющий (а точнее, танцующий) тренер» Шкляров сразил всех не только чистыми, высокими прыжками в классике, но и сценическим остроумием, выйдя к публике с шутливым, но требующим безупречной техники авангардным номером «Балет 101».

Премьер Мариинки Владимир Шкляров в финале номера
Премьер Мариинки Владимир Шкляров в финале номера "Балет 101"

Фото: Пресс-служба "Петербургского театрального сезона в Марселе"

Однако и после блистательного гала напряжение не ослабевало. В программе Петербургского сезона в Марселе произошли вынужденные изменения: заболел Олег Басилашвили, и вместо надежного «Дядюшкиного сна» с Басилашвили и Фрейндлих в Марсель отправилась «Дама с собачкой», спектакль, несомненно, значительный, но для русской публики во Франции, по понятным причинам, менее привлекательный. Однако по настоянию руководителя Театра им. Акселя Турски Ришара Мартена заранее о замене спектакля объявлено не было. Так что, как казалось представителям русской делегации, ожидать можно было чего угодно, вплоть до массового ухода возмущенной публики. Однако тут снова свою замечательную роль сыграло то самое описанное выше братство, которое можно описать еще и как привычную для народа личную ответственность руководителя за все, что происходит на вверенной ему территории.

Перед началом спектакля мсье Мартен вышел на сцену, буквально, вот с такими словами: «Дорогие друзья! Так случилось, что русский актер, который играет главную роль в спектакле «Дядюшкин сон», заболел и сейчас находится в больнице. Поэтому вместо Достоевского будет Чехов того же знаменитого Большого драматического театра из Петербурга. Но прежде, чем спектакль начнется, давайте все вместе поаплодируем так громко, чтобы актер, который сейчас находится в больнице в Санкт-Петербурге, услышал нас и поправился». И надо было слышать, как тысячный зал, точно большая группа детсадовцев, громко-громко хлопал в ладоши, посылая позитивную энергию неведомому им русскому актеру в далекий северный город. Ей-богу, хочется спросить у Олега Валериановича, не почувствовал ли он какой-то невероятный приток тепла в этот момент?

Создатель и руководитель Театра Турски Ришар Мартен
Создатель и руководитель Театра Турски Ришар Мартен

Фото: Пресс-служба "Петербургского театрального сезона в Марселе"

И тут речь не о наивности французских зрителей, а об ее полном доверии человеку, который имеет в городе безупречную репутацию, много лет вот так вот выходя к публике и от себя лично представляя разные спектакли и проекты. Тут надо сказать, что упомянутый Ришар Мартен – личность выдающаяся, европейской известности. Он не просто в 1971 году создал Театр Турски, но и является Президентом Международного института театров Средиземноморья, и с 1996 года проводит в Марселе Фестиваль русского театра. Так что Театр Турски для него – все равно, что дом, где он действительно на правах хозяина встречает зрителей как личных гостей. Надо ли говорить, что спектакль прошел блестяще, чеховские фразы встречались как современные афоризмы – понимающей усмешкой, особенно мужской части зала (кто помнит сюжет, не спросит, почему именно мужской). Единственные, кому пришлось все-таки пережить некоторый стресс, – это организаторы фестиваля, компания «Нева-Арт», ибо, как выяснилось, с Марселе почти невозможно в это время достать арбузы. Так что вместо огромных, сочных, ялтинских арбузов, какие фигурируют в этой «Даме с собачкой» в Петербурге, на марсельских подмостках возникли маленькие, практически декоративные, но исключительно спелые фрукты – чего местная, публика, разумеется, не заметила.

Ришар Мартен, кроме прочего, завел на своих «русских фестивалях» милейшую традицию – после спектакля российские актеры, занятые в нем, переодеваются и, уже не в зале, а в клубе театра, устраивают для публики бонусное представление в стиле кабаре. Устроители Петербургского сезона слегка схитрили, ибо в Марселе к публике вышла другая команда, не та что была на сцене в «Даме с собачкой», но зато беспроигрышная, как русский балет – во главе с умопомрачительной Мананой Гогитидзе, лауреатом «Золотой маски – 2012». Ей пришлось даже несколько раз петь на бис своим глубоким грудным бархатным голосом.

Манана Гогитидзе покорила марсельцев и голосом, и формами, и пробойным артистизмом
Манана Гогитидзе покорила марсельцев и голосом, и формами, и пробойным артистизмом

Фото: Пресс-служба "Петербургского театрального сезона в Марселе"

Еще одним роскошным бонусом стала уже традиционная для Петербургских сезонов выставка кукол Театра марионеток им. Е.Деммени: куклы не просто стояли на стеклянных полках гигантской витрины, народная артистка Фаина Костина с легкостью шла в народ, нацепив на руку знаменитого перчаточного Петрушку, который, конечно же, говорил по-французски, хотя и наипростейшими фразами (записанными на бумажке, в которую чудная Фаина Ивановна незаметно подглядывала). Французы фотографировали кукол прямо-таки с фанатизмом, иногда подолгу простаивая у витрины на коленях.



Фото: Пресс-служба "Петербургского театрального сезона в Марселе"

Что до остальных спектаклей, они также прошли без сбоев и при неизменно аншлаговых залах. А «Лир» Константина Богомолова, который к настоящему моменту уже превратился в один из европейских фестивальных хитов, обеспечил «Сезону» эксклюзивную журналистскую братию: к показу «Лира», завершающего фестивальную программу, в Марсель съехались представители главных изданий страны: «Le Monde», «Le Figaro», а также эксперты одного из трех крупнейших европейских театральных фестивалей – Авиньонского, на котором российских театров не было на протяжении целого десятилетия, поскольку фестиваль интересуется, прежде всего, смелым и бескомпромиссным экспериментом. Вердикт экспертов Авиньона станет известен в ближайшее время.

А городом следующего Петербургского театрального сезона станет, скорее всего, Тбилиси, с которым Россию вообще и Петербург в частности связывают как раз (если опустить годы оголтелой нетерпимости XXI века) самые теплые общие исторические традиции.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>