Три большие любимые книги

21 ноября 2013, 19:30
Версия для печати Версия для печати

Премия «Большая книга» объявила победителей традиционного читательского голосования. «Тетя Мотя» Майи Кучерской, «Гумилев, сын Гумилева» Сергея Белякова и «Лавр» нашего земляка Евгения Водолазкина, поделившие пьедестал, ярко продемонстрировали разнообразие интересов, универсальность и даже некоторую политкорректность как интернет-читателей, так и самой премии.

Cразу стоит отметить, что возможность проголосовать за любимую книгу из премиального списка была предоставлена только пользователям «Фейсбука». Такое попрание права голоса пользователей остальных сетей и не примкнувших к никаким сообществам читателей привело к ожидаемым результатам: количество «лайков» книг-победителей выражается трехзначными числами — не самая большая выборка для рунета. Понятно, что аудитория изначально мала: прочесть книгу — труд по нынешним временам значительный, это не смску отправить на «Евровидение». Тем более организаторам стоило пошире закинуть невод в поисках потенциальных и неравнодушных читателей.

Возможные кивки на большую интеллектуальность фейсбучной аудитории по сравнению с тем же «Вконтактом» не представляются состоятельными: победительницей стала не самая, скажем так, «умная» книга в тройке лидеров, скорее наоборот. Пищей для не очень отрадных размышлений служит и тот факт, что еще за несколько дней до окончания пятимесячного читательского голосования произведение Кучерской значительно (по меркам мира трехзначных чисел) уступало серьезному биографическому исследованию Сергея Белякова. И только в самом конце финишной прямой «Тетя Мотя» с олимпийской резвостью ринулась вперед, дав злым языкам повод говорить о значении фактора гендерности для литературно-голосовательного процесса.

Генеральный директор Национальной литературной премии «Большая книга» Георгий Урушадзе нисколько не согласен с такой трактовкой событий:

- Каждый читатель мог голосовать хоть за одну книгу, хоть за все одиннадцать. На мой взгляд, все разговоры о том, что победа романа «Тетя Мотя» свидетельствует, что Россия женская страна, отдают кликушеством. По выбору читателями трех книг один раз в год нельзя сказать, какая у нас страна. Но, слава богу, что однозначно читающая.
Георгий Урушадзе отметил, что все победители читательского голосования являются выдающимися книгами. Любопытное впечатление остается после знакомства с отзывами о победителях, сделанными профессиональными рецензентами и посетителями сайтов литературной направленности. Впечатления от «Тети Моти» - не важно, хвалебные или ругательные — почти всегда неравнодушны и эмоциональны. Это значит, что Кучерской в очередной раз удалось мастерски воздействовать в первую очередь на чувства читателей.

Совсем иного плана реакция наблюдается на книгу Сергея Белякова «Гумилев, сын Гумилева». В заслугу автору ставятся и внимательность к деталям, и нешаблонное проникновение в личность Льва Гумилева и эпоху, и отсутствие «лакировки» образа героя исследования. В результате серьезная биографическая проза, не ставшая к тому же «академическим» унылым чтивом, получила высокую оценку; само ее присутствие в тройке зрительских симпатий — хороший знак, комплимент, который аудитория «Большой книги» сделала себе сама.

«Лавр», написанный доктором филологических наук Евгением Водолазкиным, работающим в отделе древнерусской литературы Пушкинского дома, получил множество восторженных отзывов, его хвалят все: и знающая публика, возведшая роман в статус «большой прозы» и приравнявшая его к практически философским произведениям, и те, кто ничего философского в повествовании не заметил, не вник в предлагаемую автором концепцию русского человека во вневременьи и потому простодушно удивился вылезающим из-под снега пластиковым бутылкам в средневековом лесу и современно-казенным словесам в устах жителей 15 века. В самом деле, роман весьма лестен для русского самосознания, автор знает, о чем пишет, потому «Лавр» воспринимается как достоверная история реального человека Арсения, прошедшего трудный путь, ежедневно восходящего по ступеням святости.

Успех для героя «Лавра» заключен в возможности успеть принести покаяние. А идея особой близости к Богу русской души особенно эту душу и греет. И это уж национальная идея безо всяких скидок, существующая на уровне подсознания, которое, возможно и подтолкнуло пальцы некоторых читателей к кнопке «Нравится».
Итак, фаворитами читателей стали книги весьма разного спектра — от серьезного, высокого «читабельного» качества, а потому доступного самому широкому кругу, биографического исследования Сергея Белякова сквозь хорошо сбалансированный и бестселлерный «Лавр» до чтива Майи Кучерской (ясное дело, околоинтеллектуального, без сравнения, прости Господи, с какой-нибудь Донцовой!).

Как в какой-нибудь Швеции, читающей публикой сделаны и гендерные реверансы: главные герои победивших книг мужчина и женщина, а Лев Гумилев — персонаж реальный, и потому не считается; кроме того, в исследовании выведена галерея замечательных женских образов — от Анны Ахматовой до Эммы Герштейн. Забавна, знаменательна и — будем надеяться, что не срежиссирована — еще одна деталь: в победителях ходит «вся» Россия: москвичке Кучерской и петербуржцу Водолазкину удачно составил компанию Сергей Беляков, живущий в Екатеринбурге. 26 ноября победителям читательского голосования на торжественной церемонии в Доме Пашкова вручат их заслуженные статуэтки.

Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»

Робот-экскурсовод 1960-х, аэросани-амфибия, электроавтомобили начала ХХ века — что смотреть на выставке в «Манеже»

Новая выставка «Политехнический музей: создавая настоящее» в «Манеже» мало похожа на обычные проекты ЦВЗ: все-таки за последние годы устоялось, что здесь всегда — про искусство и творчество. А тут вдруг два этажа выставочного зала заняла техника и макеты. Да и вообще, собираясь на выставку музея, не ожидаешь смотреть на трамвай с современных улиц, башню «Лахта Центра» или протезы. Тем не менее, все это на выставке есть.

Статьи

>