яйца ‘аберже зафиксировали на ‘онтанке

19 но€бр€ 2013, 17:17
¬ерси€ дл€ печати ¬ерси€ дл€ печати

19 но€бр€ в Ўуваловском дворце на набережной ‘онтанки открылс€ музей ‘аберже, основание экспозиции которого составл€ет коллекци€ ювелирных изделий этой фирмы, принадлежавша€ американскому газетному магнату ‘орбсу, и приобретенна€ в 2004 году известным российским предпринимателем ¬иктором ¬ексельбергом. ѕетербург обогатилс€ еще одним музеем — и, при всем скептическом отношении к тому что делаетс€ у нас в сфере культуры — замечательным, считает побывавший там корреспондент «‘онтанки».

ќтныне отреставрированный дворец Ќарышкиных-Ўуваловых хранит несметные сокровища: помимо императорских пасхальных €иц в экспозиции также многочисленные предметы русского декоративно-прикладного искусства рубежа 19-20 веков, издели€ »мператорского фарфорового завода, а также живописные работы русских и западных мастеров. Ћожкой дегт€ в бочке с драгоценност€ми остаетс€ тот факт, что музей, хоть и считаетс€ открытым, в рабочем режиме будет находитьс€ только с декабр€. 19-го-го же но€бр€ его ждало двойное открытие с вип-персонами, вплоть до вечернего визита премьер-министра.

Ќа «инаугурационной» пресс-конференции компанию ¬иктору ¬ексельбергу составили председатель правлени€ культурно-исторического фонда «—в€зь времен», в ведение которого предприниматель передал свою коллекцию, и директор нового музе€ ¬ладимир ¬оронченко, хранительница кремлевской коллекции ‘аберже “ать€на ћунт€н, министр культуры ¬ладимир ћединский и вице-губернатор ѕетербурга ¬асилий  ичеджи, который успел бегло познакомитьс€ с коллекцией. ¬се собравшиес€ пребывали в благожелательном расположении духа, которое не смог омрачить корреспондент телеканала «ƒождь», проведший неуместную на этом празднике искусства аналогию с недавней акцией художника ѕавленского на  расной площади. ¬озмутителю спокойстви€ недвусмысленно указали на разницу между фиксацией €иц и их собирательством дл€ пользы ќтечества, а министр ћединский посоветовал журналисту поискать ответ на свой вопрос «в музее медицины и психиатрии».

¬иктор ¬ексельберг призналс€, что за дес€тилетний путь, который прошла коллекци€ на родине, были периоды, когда он слабо верил в благополучное завершение проекта создани€ музе€, и произнес благодарственное слово в адрес бывшего губернатора ¬алентины ћатвиенко. ‘онд ¬ексельберга в поисках подход€щего дл€ музе€ здани€ обращалс€ и к ёрию Ћужкову и к петербургским власт€м. ¬алентина »вановна, по словам коллекционера, про€вила себ€ как талантливый руководитель, предложив дл€ размещени€ экспозиции бывший Ќарышкинский, а теперь Ўуваловский дворец. ѕольза дл€ города оказалась двойна€: помимо получени€ роскошного музе€, —анкт-ѕетербург также решил вопрос с дорогосто€щей реконструкцией самого дворца, который находилс€ в весьма запущенном состо€нии. –еставрационные работы длились п€ть лет и теперь, по выражению ¬иктора ¬ексельберга, дворец стал неотъемлемой частью проекта, а дух здани€ и некогда живших в нем людей «прин€л предметы экспозиции».

—обственно пасхальные €йца фирмы ‘аберже составл€ют весьма небольшую часть собрани€ музе€ — в музе€х  ремл€ их, скажем, больше — зато у нас теперь сама€ больша€ коллекци€ €иц с сюрпризом, их п€тнадцать (в том числе дев€ть императорских). ¬се они доступны дл€ обозрени€, как и остальные экспонаты: невыставленными остаютс€ считанные единицы, требующие реставрации или дополнительного внимани€ специалистов. Ѕольшое впечатление производ€т коллекции серебра, эмалированных изделий, предметы интерьера обихода, живописные полотна јйвазовского,  оровина, ћаковского, —емирадского, –енуара.  абинет кн€з€ Ўувалова превратилс€ в зал икон — ¬иктор ¬ексельберг отдельно отметил важность «религиозной составл€ющей» нового музе€.

¬иктор ¬ексельберг также пригласил своих коллег по музейному делу к кооперации и поделилс€ планами развити€ выставочной де€тельности, дл€ чего, в частности, позвал в партнеры ћузей имени ѕушкина и “реть€ковскую галерею. ≈му вторил ¬ладимир ¬оронченко, призвав мировых специалистов по ‘аберже и прикладному искусству стать «друзь€ми и учител€ми» нового музе€.

ќтвеча€ на вопрос «‘онтанки» о техническом оснащении нового музе€ и планах создани€ сайта музе€ с виртуальной коллекцией и подробным справочным аппаратом, ¬ладимир ¬оронченко признал то, что нынешн€€ страница коллекции ‘аберже на сайте фонда «—в€зь времен» не может быть признана удовлетворительной, но шаги в этом направлении будут сделаны.  роме того, предполагаетс€, что каждому посетителю музе€ будет выдаватьс€ айпад, камеру которого можно будет направить на экспонат и получить подробнейшую информацию. ѕозже, во врем€ экскурсии по залам музе€, вы€снилось, что предполагаетс€ выдача посетител€м подробного каталога с нумерацией экспонатов, стоимость которого будет включена в стоимость входного билета.

 огда речь зашла о плате за вход, ¬иктор ¬ексельберг отдельно подчеркнул необходимость того, чтобы жители —анкт-ѕетербурга «были защищены от высоких цен» и что будут предусмотрены финансовые преференции дет€м, студентам, инвалидам, ветеранам и неимущим. ќднако конкретна€ стоимость входа так и не была названа.

“ак или иначе, всех нас можно поздравить с по-насто€щему интересным и впечатл€ющим художественным музеем, который может стать одной из изюминок ѕетербурга, если какие-нибудь недобрые ветры не сдуют €йца ‘аберже с берегов ‘онтанки. ѕока же экспонаты не снабжены даже табличками, но остаетс€ наде€тьс€ на то, что устроители знают, что говор€т и успеют справитьс€ в декабре с оставшимс€ объемом работ.

≈вгений ’акназаров, "‘онтанка.ру"

ƒраконовские меры: почему в ¬естеросе не так интересно, как хотелось бы?

Ќа канале HBO стартовал второй сезон Ђƒома ƒраконаї по книгам ƒжорджа –. –. ћартина.  аким стало возвращение в ¬естерос, рассказывает корреспондент Ђ‘онтанкиї.

—татьи

>